г. Краснодар |
|
19 марта 2015 г. |
Дело N А53-13025/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мариинский спиртзавод" (ИНН 6134008997, ОГРН 1026101642577), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мариинский спиртзавод" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2014 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Филимонова С.С., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-13025/2014, установил следующее.
ООО "Мариинский спиртзавод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27.03.2014 N 07-10/34 о привлечении к административной ответственности за правонарушение по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 200 тыс. рублей административного штрафа.
Решением суда от 30.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2014, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.07.2014 и постановление апелляционной инстанции от 23.10.2014, производство по делу прекратить, арестованную продукцию возвратить. Заявитель жалобы считает, что судом не полно выяснены обстоятельства по делу, не установлена возможность передачи файлов в Единую государственную автоматизированную информационную систему (далее - ЕГАИС) в спорный период. Судом неправильно применил часть 1 статьи 4.5 Кодекса, что является основанием для отмены оспариваемого постановления, так как оно вынесено за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет лицензируемую деятельность по производству, закупке, хранению и поставке алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В ходе анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленных обществом за 4 квартал 2013 года и сведений ЕГАИС управление установило, что общество нарушило установленный порядок учета в ЕГАИС алкогольной и спиртосодержащей продукции при ее производстве и обороте - нарушило срок представления сведений, передаваемых автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленные пунктом 3.2 приложения N 4 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.06.2012 N 150: сведения о производстве напитков винных, произведенных без добавления этилового спирта (по коду вида продукции: 461) в количестве 2899,16 дал (28 991 бутылка), отраженные в суточных файлах автоматических средств измерения и учета (далее - АСИиУ) (имя файла: 6100000119443 000 20131007 4110096.13 txt дата измерения 07.10.2013 (заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции номера в ЕГАИС N 016156000001475564) зафиксированы 09.10.2013.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 14.03.2014 N 07-10/34 по статье 14.19 Кодекса.
Управление 27.03.2014 в присутствии законного представителя общества вынесло постановление N 07-10/34, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.19 Кодекса и привлечено к ответственности в виде 200 тыс. рублей административного штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление в суд.
В соответствии со статьей 14.19 Кодекса нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Обязанность осуществлять учет и декларирование объема оборота этилового спирта предусмотрена пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ. Из пункта 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ усматривается, что учет объема производства алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии со статьей 8 Закона N 171-ФЗ обязанность по соблюдению требований к АСИиУ возложена на организации, использующие оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно части 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей" (далее - постановление N 380).
Требования к АСИиУ определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 N 396 "О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции" (далее - постановление N 396).
Из пункта 2 постановления N 396 следует, что АСИиУ должны обеспечивать передачу информации в соответствии с установленным перечнем и форматом техническими средствами фиксации и передачи информации в ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 (далее - постановление N 522).
Согласно пункту 7 постановления N 522 организация, осуществляющая производство и (или) оборот (за исключением импорта и розничной продажи) продукции, представляет по телекоммуникационным каналам связи заявку о фиксации в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
В силу пункта 9 постановления N 522 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган, используя технические средства единой информационной системы, в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, направляет в организации в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям с электронной цифровой подписью подтверждение о фиксации или уведомление об отказе в фиксации.
Порядок и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.06.2012 N 150 (далее - приказ N 150).
В соответствии с пунктом 3.2 приложения N 4 к приказу N 150 сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в файлах АСИиУ, формируются программными средствами организаций в автоматическом режиме. Сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещено производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
Материалами дела полностью подтверждается, что обществом нарушен установленный порядок учета в ЕГАИС алкогольной и спиртосодержащей продукции при ее производстве и обороте: общество нарушило сроки представления сведений, передаваемых АСИиУ, которыми оснащено основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленные пунктом 3.2 приложения N 4 к приказу N 150.
Сведения о производстве напитков винных, произведенных без добавления этилового спирта (по коду вида продукции 461) в количестве 2899,16 дал (28991 бутылка), отраженные в суточных файлах АСИиУ (имя файла: 6100000119443_000_20131007_4110096_13.txt дата измерения 07.10.2013 (заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции номера в ЕГАИС N 016156000001475564) зафиксированы 09.10.2013.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, либо подтверждающие невозможность принятия этих мер в связи с чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали верный и основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что общество нарушило положения статей 14, 26 Закона N 171-ФЗ, требования постановления N 380, постановления N 522, приказа N 150, что свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения по статье 14.19 Кодекса.
Между тем, суд кассационной инстанции установил, что управление пропустило срок давности привлечения общества к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Изменения, увеличившие до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, внесены в часть 1 статьи 4.5 Кодекса пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", вступившим в силу 03.01.2014, то есть после совершения административного правонарушения.
Привлечение к административной ответственности состоит в назначении лицу, совершившему административное правонарушение, наказания, предусмотренного соответствующим законом. Следовательно, истечение срока давности привлечения к административной ответственности означает невозможность применения к правонарушителю наказания как меры административной ответственности. При этом причины пропуска срока давности не имеют правового значения.
Совершенное обществом правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса, считается оконченным с момента истечения установленного срока для выполнения соответствующей обязанности. Соответствующие сведения в ЕГАИС должны были быть внесены не позднее 24 часов, то есть не позднее 08.10.2013.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым установленная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 N 5163/11.
Из анализа приведенных выше норм закона в системной связи с изложенной правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что административное правонарушение, выразившееся в нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, не является длящимся.
Данный вывод нашел свое подтверждение также в постановлении Верховного суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 41-АД12-6.
Поскольку суть административного правонарушения по данному эпизоду заключается в нарушении сроков представления сведений, которые совершены обществом в 2013 году, то есть до вступления в силу изменений в Кодекс, и срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент совершения правонарушения составлял два месяца, общество не могло быть привлечено к административной ответственности позднее 08.12.2013, однако постановление управления о привлечении общества к административной ответственности вынесено лишь 27.03.2014, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, на дату вынесения оспариваемого обществом постановления управления установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса срок привлечения к административной ответственности истек. Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания его незаконным и отмены, поэтому обжалуемые решение суда и постановление апелляционного суда подлежат отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Поскольку все обстоятельства по делу установлены и не требуется их дополнительного исследования, суд кассационной инстанции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении заявления общества.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А53-13025/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 27.03.2014 N 07-10/34 о привлечении ООО "Мариинский спиртзавод" к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 200 тыс. рублей административного штрафа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.