г. Краснодар |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А63-2685/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), заинтересованного лица - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.06.2014 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А63-2685/2014, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - агентство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции от 13.12.2013 N 1875 по устранению нарушений обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с переименованием заинтересованного лица произведена замена Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции на Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление).
Решением суда от 23.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.10.2014, в удовлетворении требований отказано
Судебные акты мотивированы недоказанностью агентством нарушения его прав и законных интересов оспариваемым предписанием, соответствием последнего закону.
В кассационной жалобе агентство просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, объект недвижимого имущества - защитное сооружение, расположенное по адресу: г. Ставрополь, пер. Степной, 3 "А" отсутствует в реестре федерального имущества, поэтому Российская Федерация не несет бремя содержания указанного имущества. Ни в предписании, ни в акте проверки не указано, какие нарушения требований действующего законодательства допустило агентство.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 13.12.2013 управлением проведена внеплановая выездная проверка по использованию и сохранностью жилищного фонда в связи с обращением гражданки Гусевой Л.П., проживающей по адресу: пер. Степной в г. Ставрополе, по результатам которой управление составило акт проверки от 13.12.2013 N 2009-03/1 и выдало агентству предписание от 13.12.2013 N 1875 об устранении в срок до 17.03.2014 выявленных нарушений.
Считая предписание незаконным, агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы участвующих в деле лиц, и руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 12757/09, суды сделали вывод о законности оспариваемого предписания.
Рассматривая дело, суды правомерно исходили из следующего.
Из представленных в дело доказательств суды установили, что защитное сооружение, расположенное в подвальном помещении дома по адресу:. Ставрополь, пер. Степной, 3 "А", находится в ненадлежащем состоянии, а именно: затоплено водой неизвестного происхождения, имеются разрушения штукатурного слоя стен, пола, неисправность электропроводки, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а также Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно пункту 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению N 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Объекты в виде "защитные сооружения гражданской обороны" в приложениях 1 - 3 к постановлению N 3020-1 прямо не указаны.
Вместе с тем в силу статьи 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, которые продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.
Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
По смыслу названных норм права убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации. Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения N 1 к постановлению N 3020-1. Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение N 3 к постановлению N 3020-1.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях N 1 - 3 к постановлению N 3020-1 не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о том, что защитное сооружение относится к защитному сооружению гражданской обороны и, в силу закона, является федеральной собственностью. Отсутствие указанного помещения в реестре 5 федеральной собственности не свидетельствует о том, что данный объект не относится к федеральной собственности. В соответствии с информацией агентства от 28.11.2013 учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества в отношении расположенного в Ставропольском крае федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего на соответствующем вещном праве юридическим лицам, зарегистрированным на территории иных субъектов Российской Федерации, осуществляется территориальными органами агентства.
Поэтому суды обоснованно отказали агентству в удовлетворении требования.
Доводы кассационной жалобы агентства являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.06.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу N А63-2685/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.