г. Краснодар |
|
10 апреля 2015 г. |
Дело N А53-17914/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (ИНН 6108008101, ОГРН 1126179000133) - Спивака П.А. (доверенность от 02.03.2015), Громыко С.В. (доверенность от 02.03.2015), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ростовской области (ИНН 6112905023, ОГРН 1046112002331), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 42276 3, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2014 (судья Ширинская И.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (судьи Емельянов Д.В., Сулименко Н.В., Николаев Д.В.) по делу N А53-17914/2014, установил следующее.
ООО "Авангард" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ростовской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 03.03.2014 N 60 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 14.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.12.2014, требование общества удовлетворено. Производство по делу в части в части признания незаконным решения инспекции от 03.03.2014 N 1010 прекращено.
Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для восстановления обществом из бюджета 163 871 рубля 44 копеек налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за II квартал 2013 года, поскольку субсидии представлены обществу из средств бюджета субъекта Российской Федерации на условиях софинансирования, в том числе из средств федерального бюджета, поступивших в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на правомерность восстановления НДС, так как полученные обществом субсидии не становятся собственным доходом бюджета субъекта Российской Федерации, а остаются средствами федерального бюджета. Вывод суда о неправильности расчета налога, подлежащего восстановлению, расчетным путем при наличии у налогоплательщика затрат, не облагаемых НДС, превышающих сумму предоставленной субсидии, не обоснован. Пропорциональный расчет инспекции, исходя из которого субсидия относится к каждому виду компенсируемых расходов пропорционально удельному весу каждого конкретного вида расходов к общей их массе, представляется наиболее логичным в рассматриваемой ситуации.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом налоговой декларации по НДС за II квартал 2013 года, по результатам которой составила акт от 25.10.2013 N 13301 и приняла решение от 03.03.2014 N 60 об отказе в возмещении 163 871 рубля НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области, которое от 25.04.2014 N 15-15/927 решение инспекции от 03.03.2014 N 60 оставлено в силе.
В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Кодекса.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и общество заключили соглашение от 07.02.2013 N 6110-60 о порядке предоставления средств государственной поддержки (субсидий) и условиях взаимодействия при предоставлении этих средств в рамках федеральных целевых программ, областных долгосрочных целевых программ и подпрограмм, действующих на территории Ростовской области.
Общество, представив необходимые документы, получило 1 254 986 рублей 41 копейку субсидии по платежному поручению от 10.04.2013 N 433.
В суммарном выражении затраты с НДС, возмещенные за счет субсидии, составили 1 074 268 рублей 36 копеек.
Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 (далее - Правила), субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 Правительство Ростовской области приняло постановление от 15.03.2013 N 149 "О порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства" (далее - постановление N 149), согласно которому Министерство финансов Ростовской области в порядке, установленном для исполнения областного бюджета, производит перечисление денежных средств главному распорядителю (Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области), который в течение 10 рабочих дней с даты получения денежных средств перечисляет их получателям субсидий по представленным последним справкам-расчетам в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных из областного бюджета.
Проанализировав указанные правовые нормы и условия предоставлению налогоплательщику субсидии, судебные инстанции сделали вывод об их предоставлении не непосредственно сельхозтоваропроизводителям, а бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, в том числе из средств федерального бюджета.
Ссылаясь на статьи 41 и 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд отметил, что субсидии, предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта на софинансирование расходных обязательств субъектов, с момента их зачисления в бюджет субъекта становятся средствами последних.
Суд также учел, что из платежного поручения следует, что денежные средства перечислены обществу Минсельхозпродом Ростовской области, т. е. из бюджета субъекта Российской Федерации.
Судебные инстанции учли также отсутствие императивных норм об уплате и восстановлении НДС в случае предоставлении субсидии на условиях софинансирования (в том числе из средств федерального бюджета, поступивших в бюджеты субъектов Российской Федерации).
Таким образом, при уплате НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет средств субсидий, выделенных из регионального или местного бюджетов, оснований для восстановления налога, принятого к вычету, в смысле, определенном подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса, не имеется.
Поскольку субсидия во II квартале 2013 года получена обществом из средств бюджета Ростовской области, поступивших в доход бюджета субъекта из федерального бюджета для софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, вывод суда об отсутствии оснований для восстановления сумм НДС основан на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам.
Суд также отметил, что инспекция в ходе проверки не установила несоответствие представленных обществом первичных документах требованиям статьи 169 Кодекса и статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Кроме того, суд установил, что у налогоплательщика имеются затраты как облагаемые, так и не облагаемые НДС. При этом затраты, не облагаемые НДС, превышают сумму предоставленной субсидии.
Судебные инстанции также сочли, что налоговый орган не доказал обоснованность расчета налога, подлежащего восстановлению расчетным путем.
Суд обоснованно указал, что Правила и постановление N 149 не указывают условием субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей представление последними документов, подтверждающих наличие затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышения плодородия и качества почв.
При таких обстоятельствах выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу
N А53-17914/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.