город Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2014 г. |
дело N А53-17914/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Н.В. Сулименко, Д.В. Николаев,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
от ООО "Авангард": представитель Субботин Р.И. по доверенности от 05.08.2014;
от Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России N 9 по Ростовской области: представитель Зыбина Е.С. по доверенности от 18.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России N 9 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2014 по делу N А53-17914/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард"
(ОГРН 1126179000133; ИНН 6108008101)
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы России N 9 по Ростовской области
о признании незаконными решений налогового органа,
принятое в составе судьи Ширинской И.Б.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 9 по Ростовской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными решения N 60 от 03.03.2014 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" (с учетом отказа от части требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2014 по делу N А53-17914/2014 признано незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 9 по Ростовской области N 60 от 03.03.2014 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. Прекращено производство по делу в части признания незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 9 по Ростовской области N 1010 от 03.03.2014 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Не согласившись с решением суда от 14.10.2014 по делу N А53-17914/2014 Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой службы России N 9 по Ростовской области обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что налоговым органом правомерно восстановлен НДС, следовательно, уменьшены вычеты, предъявленные обществом в возмещение из бюджета НДС за 2 кв. 2013 в сумме 163 871,44 руб. Поскольку субсидия поступила из федерального бюджета и не становится собственностью бюджета субъекта РФ, то подлежит применению подпункт 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Вывод суда о неправильности расчета налога, подлежащего восстановлению расчетным путем при наличии у налогоплательщика затрат, не облагаемых НДС превышающим сумму предоставленной субсидии, не обоснован, поскольку пропорциональный расчет инспекции, согласно которому субсидия относится к каждому виду компенсируемых расходов пропорционально удельному весу каждого конкретного вида расходов к общей их массе, представляется наиболее логичным в рассматриваемой ситуации.
При этом апелляционная жалоба не содержит доводов относительно неправомерности решения суда в части прекращения производства по делу по заявлению о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 9 по Ростовской области N1010 от 03.03.2014 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой части не заявлено.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2014 по делу N А53-17914/2014 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель ООО "Авангард" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.07.2013 заявителем в Межрайонную ИФНС России N 9 по Ростовской области представлена налоговая декларация по НДС за 2 кв. 2013 года. Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 721 603 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной налоговой декларации по НДС и установлено, что обществом не восстановлен НДС за 2 кв. 2013 по полученной из федерального бюджета субсидии на возмещение затрат налогоплательщика как товаропроизводителя.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт N 13301 от 25.10.2013, в котором отражены налоговые правонарушения; на который 27.11.2013 заявителем в налоговый орган поданы возражения.
Возражения рассмотрены налоговым органом 10.12.2013, о чем составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки.
Исполняющим обязанности заместителя начальника налоговой инспекции 24.12.2013 принято решение N 107 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля 24.01.2014 вручена представителю заявителя.
Рассмотрение материалов проверки и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля состоялось 24.02.2014, что подтверждено протоколом N 154.
Исполняющим обязанности начальника налогового органа на основании представленных материалов камеральной проверки 03.03.2013 приняты решения N 1010 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 60 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, которым обществу отказано в возмещении НДС в сумме 163 871 руб.
Указанные решения обжалованы обществом в Управление ФНС России по Ростовской области, которое решением N 15-15/927 от 25.04.2014 отказало в удовлетворении жалобы
Не согласившись с решением налоговой инспекции N 60 от 30.03.2014, считая его незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения проверил соблюдение налоговой инспекцией требований, установленных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и не установил процессуальных нарушений принятия оспариваемого решения. Решение суда первой инстанции в этой части соответствует установленным по делу обстоятельствам и статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов (пункт 1 статьи 172 Кодекса).
Таким образом, суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации, подлежат вычету на основании счетов-фактур после принятия на учет данных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии первичных документов.
Из материалов дела установлено, что ООО "Авангард" осуществляет деятельность в области растениеводства и применяет общий режим налогообложения.
Между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и ООО "Авангард" заключено соглашение N 6110-60 от 07.02.2013 о порядке предоставления средств государственной поддержки (субсидий) и условиях взаимодействия при предоставлении средств государственной поддержки (субсидий) в рамках федеральных целевых программ, областных долгосрочных целевых программ и подпрограмм, действующих на территории Ростовской области.
В соответствии с данным соглашением Минсельхозпрод обязался предоставлять получателю - ООО "Авангард" в рамках федеральных целевых программ и областных долгосрочных целевых программ средства государственной поддержки (субсидии) по видам поддержки согласно предоставленным заявкам и справкам-расчетам в пределах выделенных лимитов. В тоже время получатель субсидий обязался представлять достоверные сведения, подтверждающие фактически произведенные затраты, соблюдать условия, установленных порядками предоставления средств государственной поддержки (субсидий), утвержденных постановлениями Правительства Ростовской области.
Обществом в Минсельхозпрод Ростовской области представлены все необходимые документы для получения субсидий и платежным поручением N 433 от 10.04.2013 на сумму 1 254 986,41 руб. на расчетный счет общества перечислены субсидии.
В ходе налоговой проверки обществом представлены: счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, которые подтверждают приобретение товарно-материальных ценностей без НДС в сумме 2 558 454 руб., заработная плата отражена в производственном отчете по растениеводству в сумме 555 762 руб., таким образом общая сумма затрат без НДС составила - 3 114 216 руб., что по мнению налоговой инспекции составляет 14,4% от общих понесенных затрат по посевным площадям в 2012 года, а расходы по ТМЦ и услугам, приобретенным с НДС составили - 85,6%.
В суммарном выражении затраты с НДС, возмещенные за счет субсидии составила 1074268,36 руб. (1254986,41 руб. - сумма предоставленной субсидии х 85,6 %).
По итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу о том, что сумма налога, исчисленного в завышенном размере, к возмещению из бюджета составила 163 871,44 руб. (1 074 268,36 руб. х18:118) и указанная сумма должна быть восстановлена в бюджет на основании п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ во 2 кв. 2013.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с выводами налогового органа, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1431 от 27.12.2012 года утверждены правила предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 (далее - Правила), субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, осуществляется по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в пределах размера субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации.
Таким образом, согласно указанному документу, данные субсидии предоставляются не непосредственно сельхозтоваропроизводителям, а бюджетам субъектов Российской Федерации.
Субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (пункт 2 Правил).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 Правительством Ростовской области принято постановление от 15.03.2013 N 149 "О порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства".
Данным постановлением Правительства Ростовской области утверждено "Положение о порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства".
Согласно пунктам 11-13 указанного положения предусмотрено, что Министерство финансов Ростовской области в порядке, установленном для исполнения областного бюджета, производит перечисление денежных средств главному распорядителю (Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области), который в течении 10 рабочих дней с даты получения денежных средств перечисляет их получателям субсидий по представленным последним справкам-расчетам в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных из областного бюджета.
В пункте 5 соглашения от 07.02.2014 N 6110-60 заключенного с заявителем указано, что "в случае несоблюдения получателем условий установленных соглашением, Минсельхозпрод области принимает решение о возврате в областного бюджет средств, полученных получателем, в полном объеме".
Указанные нормативные акты не содержат положений об уплате и восстановлении налога на добавленную стоимость, указанные субсидии предоставляются на условиях софинансирования, в том числе из средств федерального бюджета, поступивших в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с платежным поручением N 433 от 10.04.2013 на сумму 1254986,41 руб., денежные средства перечислены заявителю Минсельхозпродом Ростовской области.
Следовательно, субсидии сельскохозяйственным производителям предоставляются из двух источников: за счет средств областного бюджета и за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
В силу подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ суммы налога принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения им в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Следовательно, при получении налогоплательщиком субсидии из бюджета суммы налога подлежат восстановлению при соблюдении следующих условий:
- субсидия была получена из федерального бюджета;
- целевым назначением субсидии является возмещение получателю затрат, связанных с оплатой приобретенных им товаров (работ, услуг);
- субсидия была предоставлена с учетом налога.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с указанным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Кодекса.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
Поскольку НК РФ для целей налогообложения не дано определение понятия: "субсидия", "средства федерального бюджета", "средства бюджета субъекта РФ", то в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ. Указанные понятия подлежат применению в том значении, в котором они используются в бюджетном законодательстве РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) являются одним из видов доходов бюджета.
В соответствии со статьей 47 Бюджетного кодекса межбюджетные субсидии, предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, становятся собственными доходами бюджета субъекта Российской Федерации и не относятся к средствам федерального бюджета.
Таким образом, субсидии, предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, с момента их зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации становятся средствами бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом при уплате НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет средств субсидий, выделенных из средств областного бюджета, оснований для восстановления налога, принятого к вычету по этим товарам (работам, услугам), не имеется.
Указанные нормативные акты не содержат положений об уплате и восстановлении налога на добавленную стоимость, указанные субсидии предоставляются на условиях софинансирования, в том числе из средств федерального бюджета, поступивших в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что субсидия во 2 квартале 2013 года в размере на сумму 1254986,41 руб. получена обществом из средств бюджета Ростовской области, поступивших в доход бюджета субъекта из федерального бюджета для софинансирования расходных обязательств на компенсацию части затрат на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и доводы апелляционной жалобы в указанной части, не состоятельны.
Следовательно, ни одно из условий, при наличии которых в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ у налогоплательщика возникает обязанность по восстановлению НДС с полученных субсидий, в рассматриваемом случае судом не установлено, что свидетельствует о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа, нарушении им прав общества и наличии оснований для признания его недействительным.
Поскольку из материалов рассматриваемого дела не следует, что налоговым органом был установлен факт отсутствия у общества необходимых первичных документов для получения налоговых вычетов, либо факт несоответствия счетов-фактур требованиям статьи 169 Налогового кодекса, а первичных учетных документов - требованиям статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", равно как и факт наличия в них недостоверной информации, ставящей под сомнение добросовестность общества при предъявлении налога к вычету, претензий к наличию и содержанию документов, которыми эти операции были оформлены, у налогового органа также не имелось, следовательно, у него не имелось и оснований для отказа обществу в вычете налога по реально совершенным им хозяйственным операциям.
Кроме того, налоговым органом не доказано, что налогоплательщик должен восстанавливать НДС, так как согласно представленным затратам у общества имеются затраты как облагаемые НДС так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость.
Вместе с тем, затраты не облагаемые налогом на добавленную стоимость превышают сумму предоставленной субсидии.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что налоговым органом не доказана обоснованность расчета налога подлежащего восстановлению расчетным путем.
Согласно вынесенному налоговым органом решению, сумма подлежащего восстановлению определена расчетным путем - пропорционально удельному весу расходов по и услугам, приобретенным с НДС, к общей сумме расходов. За расчетный период принят 2012 год.
При этом в решении инспекция не указаны нормы действующего законодательства РФ о налогах и сборах, обязывающих налогоплательщика восстанавливать НДС с сумм, полученных из бюджета субсидий пропорционально удельному весу расходов по ТМЦ услугам, приобретенным с НДС, к общей сумме расходов.
Почему за расчетный период принят 2012 год, а не какой-либо иной период, налоговым органом в решении не обосновано.
Как изложено выше, согласно п. 3 Положения о порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утв. Постановлением Правительства Ростовской области от 15.03.2013 N 149, субсидии предоставляются на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Таким образом, предоставление субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям ставится в зависимость от размера имеющихся у ее получателей посевных площадей, занятых сельскохозяйственными культурами.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1431 "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", а равно Постановление Правительства РФ от 15.03.2013 N 149 не предусматривают условием субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей предоставление последними документов, подтверждающих наличие затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышения плодородия и качества почв.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы инспекции в указанной части необоснованны и подлежат отклонению.
Таким образом, учитывая, что в решении инспекцией не приведено доказательств того, полученная обществом субсидия предоставлена с учетом налога, за счет средств полученной субсидии налогоплательщиком возмещены затраты, связанные с оплатой ранее приобретенных товаров (работ, услуг), суммы подлежащего, по мнению налогового органа, восстановлению НДС ранее были приняты к вычету налогоплательщиком, отказ в возмещении НДС в сумме 163 871 руб. необоснован.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение инспекции N 60 от 03.03.2014 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" является незаконным как несоответствующее нормам НК РФ.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2014 по делу N А53-17914/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17914/2014
Истец: ООО "Авангард"
Ответчик: Межрайонная инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N9 по Ростовской области, Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой службы России N 9 по Ростовской области