г. Краснодар |
|
05 мая 2015 г. |
Дело N А53-21127/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от истца - первого заместителя прокурора Ростовской области в интересах Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области" - Рылькова Н.А. (доверенность от 28.06.2013), от ответчика - муниципального унитарного предприятия "Теплокоммунэнерго" (ИНН 6152000359, ОГРН 1026103720170) - Тищенко М.В. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Теплокоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2014 (судья Корецкий О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 (судьи Пономарева И.В., Ванин В.В., Еремина О.А.) по делу N А53-21127/2014, установил следующее.
Первый заместитель прокурора Ростовской области (далее - прокурор) в интересах Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области" обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к МУП "Теплокоммунэнерго" (далее - предприятие) о признании недействительными пунктов 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 договора от 30.12.2013 N 28/2.
Решением суда от 23.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.01.2015, исковые требования удовлетворены. Пункты 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 договора теплоснабжения от 30.12.2013 N 28/2, заключенного между предприятием и Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области" (далее - учреждение), а также пункт 3 дополнительного соглашения от 30.12.2013 N 1 к договору признаны недействительными.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Заявитель жалобы ссылается на то, что в пункте 3.8 договора теплоснабжения закреплено право теплоснабжающей организации ограничить полностью или частично подачу тепловой энергии и теплоносителя на нужды горячего водоснабжения в порядке и в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Спорное условие договора имеет отсылочный характер и не содержит конкретных оснований по ограничению подачи энергии, следовательно, оспариваемый пункт договора закону не противоречит. Пункты 7.5, 7.9, 8.3 договора и пункт 3 дополнительного соглашения не содержат порядка ограничения или прекращения подачи тепловой энергии и полностью соответствуют нормам действующего законодательства.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и обосновали свои возражения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.12.2013 предприятие (теплоснабжающая организация) и учреждение (абонент) заключили договор теплоснабжения N 28/2, по которому теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду по каждому адресу на условиях договора, а абонент обязуется оплачивать потребленную тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в установленные сроки, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических систем и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды.
Пунктом 3.8 договора установлено, что теплоснабжающая организация имеет право в порядке и в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, ограничить полностью или частично подачу тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для нужд горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 7.5 договора в случае введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды или отключения абонента за неоплату или по иным основаниям, предусмотренным пунктом 3.9 договора, теплоснабжающая организация не несет ответственность перед абонентом за последствия, вызванные такими ограничениями или отключениями. Восстановление теплоснабжения производится после устранения выявленных нарушений или решения вопроса погашения задолженности путем заключения дополнительного соглашения к договору.
Пунктом 7.9 договора установлено, что при отключении или ограничении подачи тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды за неоплату, подача тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды возобновляется после оплаты задолженности.
Согласно пункту 8.3 договора теплоснабжающая организация в случае и порядке, определенных действующим законодательством, прекращает подачу тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды до истечения срока договора в случае несоблюдения пунктов 4.1 - 4.26 договора. В пункте 4.1 договора устанавливается порядок и сроки оплаты фактически потребленной тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды.
Пункт 3 дополнительного соглашения N 1 от 30.12.2013 к договору предусматривает выполнение мероприятий по ограничению режима потребления в соответствии с пунктом 95 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 808) в случае образования дебиторской задолженности по оплате за поставленную тепловую энергию и теплоноситель.
Прокурор, полагая, что пункты 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 и пункт 3 дополнительного соглашения противоречат действующему федеральному законодательству, обратился с исковым заявлением.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Кодекса).
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Кодекса).
В силу статьи 546 Кодекса в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе, в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более, чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности ведения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пункту 97 Правил N 808 ограничение режима потребления социально значимых категорий потребителей применяется в следующем порядке:
- теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;
- теплоснабжающая организация обязана информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы;
- в случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления. В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, о чем он в обязательном порядке должен информировать теплоснабжающую (теплосетевую) организацию, указанная организация не вправе производить действия по полному ограничению режима потребления, а обязана повторно уведомить потребителя и орган местного самоуправления о дате введения такого ограничения режима потребления. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных потребителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель;
- если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления;
- возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителем.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 предписано считать ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства.
Условия пунктов 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 и пункт 3 дополнительного соглашения договора, в котором указано, что теплоснабжающая организация имеет право в порядке и в случаях предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации ограничить полностью или частично подачу тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для нужд горячего водоснабжения, в том числе по причине несоблюдения технического обслуживания сетей, не соответствуют требованиям Правил N 808.
Из содержания пунктов 95 и 96 Правил N 808 следует, что в отношении объектов, принадлежащих социально значимым категориям потребителей (в том числе медицинским учреждениям и воинским частям Министерства внутренних дел Российской Федерации), используемых для непосредственного выполнения социально значимых функций, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, детально урегулированный в пункте 97 Правил N 808, и предусматривающий, помимо прочего, неоднократное уведомление абонента о предстоящем введении ограничения энергопотребления. Согласно пункту 95 Правил N 808 в отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений. Из этого следует, что в договоре с такими потребителями недостаточно общих ссылок на действующее законодательство, а в качестве гарантии соблюдения их интересов необходимо подробно изложить режимы введения ограничений при теплоснабжении.
Поскольку в условиях договора отсутствует определенный порядок введения ограничения, суды обоснованно указали, что указанные условия договора не соответствуют действующему законодательству.
Выводы судов о том, что пункты 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 договора и пункт 3 дополнительного соглашения не соответствует пункту 97 Правил N 808, так как предоставляет теплоснабжающей организации более упрощенный порядок введения ограничения энергопотребления, чем установлен действующим законодательством, и предусматривают возможность ограничения или прекращения подачи тепловой энергии, не оговаривая при этом установленных в законе оснований и порядка введения ограничения, что влечет угрозу жизни и здоровью людей, правомерны и обоснованы.
Доводы заявителя жалобы о том, что спорное условие договора имеет отсылочный характер и не содержит конкретных оснований по ограничению подачи энергии, следовательно, оспариваемый пункт договора закону не противоречит, подлежат отклонению. Отсутствие в договоре режима введения ограничения приводит к тому, что условия договора становятся неопределенными, что может создать угрозу жизни и здоровью людей.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу N А53-21127/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.