город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2015 г. |
дело N А53-21127/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пономаревой И.В.,
судей Ванина В.В., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от ответчика: представитель Канбекова А.Х., паспорт, по доверенности от 12.01.2015;
от истца: прокурор отдела прокуратуры области Суворов А.В., удостоверение ТО N 173683.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А материалы апелляционной жалобы муниципального унитарного предприятия "Теплокоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23 октября 2014 года по делу N А53-21127/2014
по иску первого заместителя прокурора Ростовской области в интересах Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области"
к ответчику: муниципальному унитарному предприятию "Теплокоммунэнерго"
о признании пунктов 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 договора N 28/2 от 30.12.2013 недействительными,
принятое в составе судьи Корецкого О.А.,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Ростовской области в интересах Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области" обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Теплокоммунэнерго" о признании пунктов 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 договора N 28/2 от 30.12.2013 недействительными.
Решением суда от 23.10.2014 г. признаны недействительными пункты 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 договора теплоснабжения N 28/2 от 30.12.2013. заключенного между Муниципальным унитарным предприятием "Теплокоммунэнерго" и Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области", а также пункт 3 дополнительного соглашения N 1 от 30.12.2013 г. к договору N28/2 от 30.12.2013.
Не согласившись с вынесенным судебным актом МУП "Теплокоммунэнерго" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда от 23 октября 2014 года отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению заявителя, условия пунктов 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 договора N 28/2 от 30.12.2013 соответствуют действующему законодательству.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы; просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на не, выслушав пояснения представителей сторон Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между МУП "Теплокоммунэнерго" (далее - теплоснабжающая организация) и Федеральным казенного учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области" (Абонент) заключен договор теплоснабжения от 30.12.2013 N 28/2.
Согласно условиям указанного договора теплоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду по каждому адресу на условиях настоящего договора. А Абонент обязуется оплачивать потребленную тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в установленные сроки, а так же соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических систем и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды.
Пунктом 3.8 договора теплоснабжения предусмотрено право теплоснабжающей организации производить ограничение и отключение тепловой энергии, теплоносителя полностью или частично, в случаях предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с п. 7.5 договора в случае введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды или отключения абонента за неоплату или по иным основаниям, предусмотренным п. 3.9 договора, теплоснабжающая организация не несет ответственность перед абонентом за последствия, вызванные такими ограничениями или отключениями. Восстановление теплоснабжения производится после устранения выявленных нарушений или решения вопроса погашения задолженности путем заключения дополнительного соглашения к договору.
Согласно п. 7.9 договора при отключении или ограничении подачи тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды за неоплату, подача тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды возобновляется после оплаты задолженности.
Пунктом 8.3 договора теплоснабжающая организация в случае и порядке, определенных действующим законодательством, прекращает подачу тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды до истечения срока договора в случае несоблюдения пунктов 4.1-4.26 настоящего договора, в том числе, и п.4.1, предусматривающего порядок и сроки оплаты фактически потребленной тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды.
Пункт 3 дополнительного соглашения N 1 от 30.12.2013 г. к договору " 28/2 от 30.12.2013 г., являющегося его неотъемлемой частью, согласно пункту 4 данного соглашения, предусматривает выполнение мероприятий по ограничению режима потребления в соответствии с п. 95 постановления Правительства РФ N 808 от 08.08.2012 г. в случае образования дебиторской задолженности по оплате за поставленную тепловую энергию и теплоноситель.
По мнению истца, указанная редакция пунктов 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 и п. 3 дополнительного соглашения противоречит действующему федеральному законодательству.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым требованием.
В силу пунктов 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.
В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими на момент его заключения.
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на отпуск тепловой энергии является публичным, цена услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В силу части 4 данной статьи в случаях, предусмотренных в законе, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Согласно части 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом -юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу части 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях: неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров.
Согласно частью 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом).
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе, в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более, чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности ведения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Специальный порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии отдельным категориям потребителей при нарушении ими обязательств по оплате установлен Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 (далее - Порядок потребления).
Разработанный Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен (п. 2 Порядка потребления).
Пунктом 3 Порядка потребления предусмотрено, что при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
Пунктом 4 Порядка потребления установлено, что если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, основания для прекращения подачи тепловой (электрической) энергии абоненту установлены законодательством и не могут быть расширены или изменены по усмотрению сторон договора.
С июля 2010 года правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (пункт 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении). В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Этими правилами определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя (пункт 1 статьи 22 Закона о теплоснабжении).
Из пунктов 95 - 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", далее - Правила N 808) следует, что в отношении объектов, принадлежащих социально значимым категориям потребителей (в том числе медицинским учреждениям и воинским частям Министерства обороны Российской Федерации), используемых для непосредственного выполнения социально значимых функций, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, детально урегулированный в пункте 97 Правил N 808, и предусматривающий, помимо прочего, неоднократное уведомление абонента о предстоящем введении ограничения энергопотребления. В отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений.
Кроме того, пункты 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 договора и п. 3 дополнительного соглашения не соответствует пункту 97 Правил N 808, так как предоставляет теплоснабжающей организации более упрощенный порядок введения ограничения энергопотребления, чем установлен действующим законодательством.
Таким образом, пункты 3.8, 7.5, 7.9, 8.3 договора и п. 3 дополнительного соглашения нарушают права и законные интересы лиц, находящихся на лечении в ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области", поскольку предусматривает возможность ограничения или прекращения подачи тепловой энергии, при этом не оговаривая установленных в Законе оснований и в порядка, что повлечь угрозу жизни и здоровья людей.
Согласно разъяснению, данному в пункте 32 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки не исключается.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах, требования истца обоснованно признаны судом первой инстанции правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ростовской области от 23 октября 2014 года по делу N А53-21127/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21127/2014
Истец: Прокуратура РО, ПРОКУРАТУРА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: МУП "Теплокоммунэнерго", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"