Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом департамента
информатизации и связи
Краснодарского края
от 07.04.2023 г. N 53
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита в департаменте информатизации и связи Краснодарского края
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок осуществления внутреннего финансового аудита в департаменте информатизации и связи Краснодарского края (далее - Порядок) разработан во исполнение пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 21 ноября 2019 г. N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", от 18 декабря 2019 г. N 237н "Об утверждений федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основание и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", от 5 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", от 1 сентября 2021 г. N 120н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологий бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" (далее - федеральные стандарты внутреннего финансового аудита).
1.2. В целях реализации полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, регламентированных настоящим Порядком, применяются термины в значениях, определенных в федеральных стандартах внутреннего: финансового аудита.
1.3. Субъектом внутреннего финансового аудита в департаменту информатизации и связи Краснодарского края (далее - департамент) является главный консультант отдела государственной службы, кадров и организационной работы департамента (далее - аудитор, уполномоченное должностное лицо), который подчиняется непосредственно и исключительно руководителю департамента.
1.4. Субъекты бюджетных процедур - руководитель департамента первый заместитель руководителя департамента, заместители руководителя, руководители структурных подразделений и должностные лица (работники) структурных подразделений департамента, которые организуют и обеспечивают выполнение, выполняют бюджетные процедуры. Руководители, заместители руководителей, руководители структурных подразделений и должностные лица (работники) подведомственных департаменту учреждений, которые организуют и обеспечивают выполнение, выполняют бюджетные процедуры.
1.5. Внутренний финансовый аудит в департаменте осуществляется в целях:
оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующим^ бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учетам составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам департамента, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 БК РФ;
повышения качества финансового менеджмента.
1.6. Внутренний финансовый аудит в департаменте основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности; компетентности, профессионального скептицизма, системности; эффективности, ответственности и стандартизации, установленных пунктами 4-13 раздела 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
1.7. Задачи внутреннего финансового аудита в департаменте определены пунктами 14-16 раздела 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
1.8. За организацию внутреннего финансового аудита в департаменте руководитель департамента несет ответственность единолично.
2. Права и обязанности аудитора
2.1. Аудитор при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеет право:
получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетный полномочий департамента и (или) содержащим информацию об операция (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами департамента к используемым субъектам бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий; повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением, результативности и экономности использования бюджетных средств;
осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
запрашивать и получать от юридических лиц (учреждений), которым переданы отдельные полномочия, необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, а также доступ к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам в случае, если департамент передал свои отдельные полномочия. Запрос и получение вышеуказанных сведений осуществляется в порядке взаимодействия между передающим отдельные полномочия и принимающим эти отдельные полномочия юридическим лицом (учреждением) в части предоставления информации об осуществлении переданных полномочий, установленном; договором (соглашением) о передаче полномочий и (или) решением о передаче полномочий;
руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта "Внутренний аудитор", Кодекса профессиональной этики аудиторов, в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации, федеральными стандартами внутреннего финансового аудита; а также настоящим Порядком, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита в департаменте.
2.2. Аудитор, помимо указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка прав; имеет право:
подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур; о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита;
обсуждать с субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений департамента, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты аудиторского мероприятия, отраженные в заключении;
2.3. Аудитор, помимо указанных в 2.1. и 2.2. настоящего Порядка прав; имеет право:
подписывать и направлять обращения к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения аудиторского мероприятия;
привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностное лицо (работника) структурного подразделения департамента по согласованию с руководителем структурного подразделения департамента, должностное лицо (работника) подведомственного департаменту учреждения по согласованию с руководителем подведомственного департаменту учреждения и (или) эксперта^ а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы;
по результатам проведенной оценки бюджетных рисков вносить изменения в программу аудиторского мероприятия (за исключением изменения срока проведения аудиторского мероприятия в части даты его окончания);
обсуждать с руководителем департамента вопросы, связанный с проведением аудиторского мероприятия;
подготавливать и направлять руководителю департамента предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов департамента, устанавливающих требования к организаций (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
2.4. Аудитор обязан:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты департамента;
соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Краснодарского края, принятого департаментом в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
своевременно сообщать руководителю департамента о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск - ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению руководителя выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
2.5. Аудитор, помимо исполнения указанных в пункте 2.4 настоящего Порядка обязанностей, обязан:
проводить анализ документов и фактических данных, информации! связанных с объектом внутреннего финансового аудита, в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия;
по результатам проведенной оценки бюджетных рисков осуществлять планирование аудиторского мероприятия и формировать программу аудиторского мероприятия;
обеспечивать выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств;
обеспечивать подготовку заключения;
направлять субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений департамента, программу О аудиторского мероприятия, а также проект заключения (заключение);
подготавливать материалы, необходимые для рассмотрения письменных возражений и предложений, полученных от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений департаменту и подведомственных департаменту учреждений по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии).
2.6. Аудитор, помимо исполнения указанных в пунктах 2.4. и 2.5 настоящего Порядка соответствующих обязанностей, обязан:
планировать проведение аудиторских мероприятий;
представлять на утверждение руководителю департамента план проведения аудиторских мероприятий;
обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий;
представлять на утверждение руководителю департамента программы аудиторских мероприятий;
рассматривать письменные возражения и предложения субъектов; бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений департамента и подведомственных департаменту учреждений, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);
подписывать заключения, осуществляя контроль полноты отражений результатов проведения аудиторского мероприятия, и представлять заключения руководителю департамента;
представлять руководителю департамента годовую отчетность о результатах деятельности аудитора за отчетный год;
обеспечивать проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных риской и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков;
принимать необходимые меры по предотвращению и (или) устранению нарушений принципов внутреннего финансового аудита, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;
своевременно сообщать руководителю департамента о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
3. Права и обязанности субъектов бюджетных процедур
3.1 Субъекты бюджетных процедур имеют право:
ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
получать разъяснения по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);
представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
3.2. Субъекты бюджетных процедур обязаны:
оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков;
выполнять законные требования аудитора;
по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (при необходимости);
осуществлять в присутствии аудитора бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.
4. Годовое планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий
4.1. Планирование аудиторских мероприятий в целях составления плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - план проведения аудиторских мероприятий) включает следующий этапы:
а) формирование данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
б) составление проекта плана проведения аудиторских мероприятий;
в) утверждение плана проведения аудиторских мероприятий.
4.2. При формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий учитываются:
возможность осуществления внутреннего финансового аудита в соответствии с установленными принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости;
степень обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество осуществления внутреннего, финансового аудита);
возможность (необходимость) привлечения к проведению аудиторских мероприятий соответствующих должностных лиц (работников) департамента, подведомственного департаменту учреждения и (или) экспертов;
необходимость резервирования времени и трудовых ресурсов на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
необходимость резервирования времени на осуществление аудитором профессионального развития в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для осуществления внутреннего финансового аудита;
решения руководителя департамента о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;
решения руководителя департамента, в том числе приняты^ по результатам подведения итогов деятельности департамента за отчетный год и определения целей и задач на текущий год и плановый период, а также взаимосвязанные с организацией (обеспечением выполнения), выполнением; бюджетных процедур;
информация, поступившая в департамент и указанная в актах| заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного финансового контроля;
информация, содержащаяся в реестре бюджетных рисков, в том числе о значимых бюджетных рисках;
информация о надежности осуществляемого в департаменте внутреннего, финансового контроля;
информация о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также результаты внешней проверки бюджетной отчетности департамента, проведенной органом внешнего государственного финансового контроля;
результаты мониторинга качества финансового менеджмента проведенного в отношении департамента, в том числе достижение им значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджменту (далее - значения показателей качества финансового менеджмента), определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктами 6-7 статьи 160.2-1 БК РФ;
результаты ранее проведенных аудиторских мероприятий, отраженные в заключениях;
результаты мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проводимого аудитором, в соответствии с пунктами 11.2-11.4 настоящего Порядка;
информация, отраженная в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся^ руководителями структурных подразделений департамента и подведомственных департаменту учреждений, о необходимости проведения плановых аудиторских мероприятий;
информация субъектов бюджетных процедур о выявленных при совершении контрольных действий нарушениях и (или) недостатках;
информация о выявленных бюджетных рисках, но не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, в том числе о причинах и возможных последствиях реализации этих бюджетных рисков, а также о значимых бюджетных рисках; остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимы^ остаточные бюджетные риски);
наличие (отсутствие) изменений в деятельности департамента, в том числе в его организационной структуре, изменение полномочий;
объем бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых департаментом в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 БК РФ, и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
передача департаментом своих отдельных полномочий, в том числе бюджетных полномочий, полномочий администратора доходов краевого бюджета и полномочий, указанных в пункте 6 статьи 264.1 БК РФ;
объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению' расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за департаментом (за исключением поступлений в бюджет в соответствий с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании);
информация об опыте и квалификации субъектов бюджетных процедур; а также информация о кадровых изменениях (например, организационно-штатные мероприятия, изменение организационных или технологических условий труда), которые способны оказать влияние на качество организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;
информация об изменениях положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
иная информация, необходимая аудитору для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
4.3. Аудитором проводится анализ данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка, по результатам которого определяются приоритетные в очередном финансовом году темы аудиторских мероприятий, возможные сроки окончания этих мероприятий, и составляется проект плана проведения аудиторских мероприятий.
4.4. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год формируется аудитором по форме согласно Приложению 1 к настоящему Порядку.
4.5. По решению аудитора проект плана проведения аудиторских мероприятий может быть направлен субъектам бюджетных процедур; являющимся руководителями структурных подразделений департамента в целях представления ими предложений о проведении плановых аудиторских мероприятий, в том числе предложений об уточнении тем и сроков окончаний аудиторских мероприятий.
4.6. Аудитор подписывает сформированный с учетом поступивших предложений субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений департамента и подведомственных департаменту учреждений (при наличии) и представляет план проведения аудиторских мероприятий на утверждение руководителю департамента.
4.7. План проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждений достоверности годовой бюджетной отчетности департамента и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета] составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 БК РФ, в том числе содержать тему и дату (месяц) окончания каждого аудиторского мероприятия.
4.8. Руководитель департамента утверждает план проведения аудиторских мероприятий до начала очередного финансового года приказом департамента.
4.9. По решению руководителя департамента или аудитора план проведения аудиторских мероприятий может быть направлен субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений департамента, в целях их информирования о запланированных аудиторских мероприятиях.
4.10. В утвержденный план проведения аудиторских мероприятий могут вноситься изменения путем издания соответствующего приказа департамента в случае:
а) принятия руководителем департамента решения о необходимости внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;
б) направления аудитором в адрес руководителя департамента предложений о внесении изменений в план проведения аудиторский мероприятий.
Изменения в план проведения аудиторских мероприятий утверждаются руководителем департамента.
4.11. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на оснований решения руководителя департамента, оформленного приказом департамента! который должен содержать тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
5. Оценка бюджетных рисков
5.1. В соответствии с пунктами 2.4, 2.6 и 3.2 настоящего Порядка субъекты бюджетных процедур в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков обязаны оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а аудитор обязан обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков, в том числе обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации* а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки.
5.2. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки аудитором ведется реестр бюджетных рисков департамента по форме согласно Приложению 5 к настоящему Порядку.
При формировании и ведении реестра бюджетных рисков обеспечивается возможность актуализации реестра бюджетных рисков.
5.3. В реестр бюджетных рисков включаются операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры как со значимыми бюджетными рисками, так и с незначимыми бюджетными рисками.
5.4. Бюджетный риск оценивается с применением критериев вероятности и степени влияния:
"вероятность" - степень возможности наступления выявленного бюджетного риска;
"степень влияния" - уровень потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
5.5. Критерий "вероятность" оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска.
5.6. При оценке вероятности бюджетного риска оценивают степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента департамента.
5.7. Критерий "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска.
5.8. Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее", а также по решению руководители департамента бюджетный риск может быть оценен как значимый.
В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.
6. Планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия
6.1. В целях планирования аудиторского мероприятия аудитором формируется программа аудиторского мероприятия по форме согласно Приложению 2 к настоящему Порядку, которая содержит следующую информацию:
а) основание проведения и тему аудиторского мероприятия (согласно пункту плана проведения аудиторских мероприятий или приказа департамента о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
б) сроки проведения аудиторского мероприятия;
в) цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия;
г) методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия;
д) наименование (перечень) объектов аудиторского мероприятия;
е) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
6.2. Сроки проведения аудиторского мероприятия содержат дату начала и дату окончания аудиторского мероприятия.
Дата начала аудиторского мероприятия определяется исходя из:
а) поставленных целей и объема задач аудиторского мероприятия;
б) перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
в) требования, в соответствии с которым программа аудиторского мероприятия должна быть утверждена до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания заключения.
6.3. При определении целей и задач аудиторского мероприятия учитываются:
а) цели осуществления внутреннего финансового аудита, установленные пунктом 2 статьи 160.2-1 БК РФ;
б) задачи внутреннего финансового аудита, определенные пунктами 14-16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
6.4. Методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия, определяются исходя из целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия), а также во взаимосвязи с вопросами, подлежащими изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
6.5. Для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятие выбор метода (методов) внутреннего финансового аудита для исследования вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
6.6. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" к методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение; наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Используемые методы внутреннего финансового аудита должны обеспечить получение аудитором обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
6.7. Наименование (перечень) объектов внутреннего финансового аудита, а также перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, определяются исходя из результатов анализа данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий; указанных в пункте 4.2 настоящего Порядка, во взаимосвязи с целью (целями) и задачами аудиторского мероприятия, в том числе исходя из:
а) информации, содержащейся в реестре бюджетных рисков;
б) информации о значимых остаточных бюджетных рисках;
в) результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, проводимого уполномоченным должностным лицом субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с разделом IX настоящего Порядка.
6.8. В программе аудиторского мероприятия указываются сведения об уполномоченном должностном лице внутреннего финансового аудита.
В случае формирования аудиторской группы, численность аудиторской группы определяется исходя из цели (целей), задач и сроков проведения аудиторского мероприятия, а также вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия и компетентности уполномоченного должностного лица субъекта внутреннего финансового аудита. В этом случае) в программе аудиторского мероприятия указываются сведения о руководителе и членах аудиторской группы.
6.9. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения, занимаемые аудитором, так и помещения, и территории; занимаемые субъектами бюджетных процедур.
Выбор мест проведения аудиторского мероприятия для выполнения программы аудиторского мероприятия осуществляет аудитор.
6.10. Аудитор с учетом положений пункта 2.5. настоящего Порядка подписывает, а руководитель департамента утверждает сформированную программу аудиторского мероприятия в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
6.11. При проведении аудиторского мероприятия аудитор может прийти к выводу о необходимости изменения программы аудиторского мероприятия в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры, а также с учетом положений пункта 2.2: настоящего Порядка подготовить предложения по изменению программы аудиторского мероприятия.
Изменения в программу аудиторского мероприятия утверждаются руководителем департамента в срок не позднее 5 рабочих дней с дать( представления предложений по изменению программы аудиторского мероприятия.
7. Привлечение должностных лиц (работников) департамента, подведомственного департаменту учреждения и (или) экспертов к проведению аудиторских мероприятий
7.1. В соответствии с пунктом 2.3 настоящего Порядка аудитор имеет право привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) департамента, подведомственного департаменту учреждения и (или) экспертов, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы.
7.2. Должностным лицом (работником) департамента, подведомственного департаменту учреждения привлекаемым к проведению аудиторского мероприятия, может являться:
а) специалист структурного подразделения департамента, в том числе являющийся субъектом бюджетных процедур по согласованию с руководителем структурного подразделения департамента;
б) должностное лицо (работник) подведомственного департаменту учреждения, находящегося в ведении департамента по согласованию с руководителем подведомственного департаменту учреждения;
в) должностное лицо (работник) иного главного администратора (администратора) бюджетных средств (не находящегося в ведении департамента), которое одновременно не является должностным лицом органа государственного финансового контроля по согласованию с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств.
7.3. Экспертом, привлекаемым к проведению аудиторского мероприятия, является физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями; умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия в соответствии с целями и задачами аудиторского мероприятия. В качестве эксперта также может быть привлечен:
1) работник бюджетного или автономного учреждения, функции и полномочия учредителя которого осуществляет департамент;
2) работник государственного унитарного предприятия, в отношении которого департамент осуществляет права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.
7.4. Эксперты привлекаются в случаях, когда для достижения целей и задач аудиторского мероприятия (исходя из его темы, а также перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия) необходимы специальные знания, умения, профессиональные навыки и опыт, которыми не владеют должностные лица (работники) департамента, а также в случаях невозможности привлечения лиц, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 7.2 настоящего Порядка.
В качестве эксперта привлекается лицо, которое не состояло в течение текущего и отчетного финансового года, а также не состоящее в настоящее время в трудовых отношениях с департаментом.
7.5. Привлечение к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) департамента и (или) подведомственного департаменту учреждения осуществляется на основании соответствующего приказа руководителя департамента.
7.6. Привлечение к проведению аудиторского мероприятия экспертов осуществляется посредством:
включения эксперта в состав аудиторской группы для выполнения им конкретного вида и определенного объема работ (услуг) на основе заключенного с ним государственного контракта или иного гражданско-правового договора.; в том числе договора безвозмездного выполнения работ (оказания услуг);
включения эксперта в состав аудиторской группы для выполнения им отдельных заданий аудитора, в том числе подготовки аналитических записок и экспертных оценок в рамках проведения аудиторского мероприятия.
7.7. Привлечение к проведению аудиторского мероприятия лиц, указанных во втором абзаце пункта 7.3. настоящего Порядка, осуществляется по согласованию с соответствующим руководителем бюджетного, автономного учреждения, функции и полномочия учредителя которого осуществляет департамент.
7.8. В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости лица, привлеченные к проведению аудиторского мероприятия, должны соответствовать требованиям, установленным подпунктом "в" пункта 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".
7.9. Привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) департамента, подведомственного департаменту учреждения и (или) эксперты наделяются правами и обязанностями в соответствии с пунктом 9, 10 Приложения N 2 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".
7.10. Результаты работы эксперта представляются в формах, установленных в соответствующем государственном контракте или договоре гражданско-правового характера, фиксируются в акте приемки работ (оказанных услуг) и подлежат рассмотрению аудитором с точки зрения достоверности информации, на которой основывается оценка (заключение) эксперта, а также обоснованности содержащихся выводов, предложений или рекомендаций эксперта.
7.11. Результаты работы эксперта, в том числе заключение (отчет) аналитические записки и экспертные оценки, используются аудитором при подготовке заключения, включаются в рабочую документацию аудиторского мероприятия.
8. Проведение и документирование аудиторского мероприятия
8.1. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с утвержденной программой аудиторского мероприятия путем выполнения аудитором профессиональных действий (применения совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих проводить аудиторское мероприятие), в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
Аудитором в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе в соответствии с принципом профессионального скептицизма, при проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны обоснованные, надежные и достаточные аудиторские доказательства.
При проведении аудиторского мероприятия может использоваться фото -/ видео - и аудио техника, а также иные виды техники и приборов.
8.2. Аудиторские доказательства представляют собой полученные; с использованием методов внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию в отношении вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, включая расчеты (результаты расчетов), числовые показатели и информацию, полученную при оценке бюджетных рисков и проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, а также иные сведения/ используемые для формирования выводов, предложений и рекомендации аудитора по результатам проведения аудиторского мероприятия.
8.3. При сборе аудиторских доказательств, в том числе при оценке обоснованности, надежности и достаточности аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия, учитывается следующее:
а) аудиторские доказательства являются обоснованными, если они имеют:
логическую связь с вопросами, подлежащими изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, и важны для изучения этих вопросов, а также для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия;
б) аудиторские доказательства являются надежными, если при повторном применении методов внутреннего финансового аудита в отношении вопросов - подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, будут получены те же результаты, что и при первичном применении методов внутреннего финансового аудита в отношении этих же вопросов;
в) аудиторские доказательства являются достаточными, если они позволяют с учетом целей и задач аудиторского мероприятия сформировать и обосновать выводы, предложения и рекомендации по результатам аудиторского мероприятия, при этом большой объем (количество) аудиторских доказательств не компенсирует обоснованность и надежность аудиторских доказательств.
8.4. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита.
Изучение объектов внутреннего финансового аудита может осуществляться сплошным или выборочным способом в зависимости от цели (целей) и задач аудиторского мероприятия, характеристик исследуемых документов и информации, в том числе о бюджетных процедурах и операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, а также в зависимости от использования информационных систем для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
8.5. Сплошной способ изучения целесообразно применять в случаях, когда изучаемая совокупность объектов (вопросов) состоит из небольшого количества операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации, а также когда выборочный способ изучения объектов внутреннего финансового аудита не обеспечит получение аудиторских доказательств.
Сплошной способ применяется также в случаях, когда выборочный способ менее эффективен с точки зрения трудозатрат аудитора (например, при использовании прикладных программных средств, информационных ресурсов для изучения объектов внутреннего финансового аудита).
8.6. Выборочный способ изучения целесообразно применять в случаях; когда отбор конкретных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации для изучения производится на основе понимания аудитором изучаемых объектов внутреннего финансового аудита; целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков.
Отбор конкретных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации производится в случаях, когда изучения этих элементов достаточно для достижения целей и решения задач аудиторского мероприятия.
Выводы аудитора, сделанные на основе изучения конкретных операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации, относятся только к этим элементам и не могут быть распространены на всю совокупность изучаемых операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации.
8.7. Аудиторская выборка предназначена для того, чтобы на оснований изучения менее чем 100% элементов общего набора операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, документов и информации (далее - генеральной совокупности), из которых производится выборка, сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.
8.8. При проведении аудиторского мероприятия может использоваться статистическая или нестатистическая аудиторская выборка.
Статистическая аудиторская выборка - это способ формирования аудиторской выборки, при котором:
а) элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом;
б) для оценки результатов выборки могут использоваться статистические инструменты анализа.
Аудиторская выборка, не соответствующая характеристикам статистической аудиторской выборки, является нестатистической аудиторской выборкой.
Применяемый для изучения объектов внутреннего финансового аудита способ формирования аудиторской выборки должен обеспечить получение обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств.
8.9. В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, не подтверждена, то аудитором должны быть проведены дополнительные профессиональные действия для сбора аудиторских доказательств, а также могут быть подготовлены предложения по внесению, изменений в программу аудиторского мероприятия (при необходимости), предложения в части приостановления и (или) продления сроков аудиторского мероприятия.
8.10. Аудиторское мероприятие может быть неоднократно приостановлено:
а) при наличии нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое делает невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия, на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения документов учета и отчетности в состояние,- позволяющее проводить их изучение в ходе проведения аудиторского мероприятия;
б) на период непредставления (неполного представления) документов и информации или воспрепятствования проведению аудиторского мероприятия;
в) на период организации и проведения экспертиз, а также исполнения запросов;
г) при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от аудитора, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Общий срок приостановлений аудиторского мероприятия не может составлять более одного года. На время приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
8.11. Основаниями продления срока проведения аудиторского мероприятия являются:
а) получение в ходе проведения аудиторского мероприятия информации* свидетельствующей о наличии нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения, в том числе информации от правоохранительных органов, иных органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо из иных источников;
б) наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия по причинам, не зависящим от аудитора, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы;
в) значительный объем анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению аудиторского мероприятия.
8.12. Решение о приостановлении аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия принимается руководителем департамента (в виде резолюции на докладной записке аудитора), при этом изменения в план проведения аудиторских мероприятий не вносятся.
8.13. В целях проведения аудиторского мероприятия и с учетом положений пунктов 2.4. и 2.5. настоящего Порядка аудитор формирует рабочую документацию аудиторского мероприятия, обеспечивает выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств.
Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях, а также должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия.
8.14. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части.
Оформление документов, содержащих сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну; осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
8.15. Доступ к рабочим документам аудиторского мероприятия осуществляется с разрешения уполномоченного должностного лица субъекта внутреннего финансового аудита департамента.
8.16. Рабочая документация аудиторского мероприятия хранится уполномоченным должностным лицом не менее 5 лет.
9. Составление и представление заключения
9.1. Информация, а также предложения и рекомендации, указанные в пункте 1 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91-н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", отражаются по окончаний проведения аудиторского мероприятия в заключении, а также по решению аудитора могут быть отражены промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия, в том числе в форме аналитических записок*, направляемых субъектам бюджетных процедур.
9.2. Заключение должно содержать следующую информацию:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
в) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также значимых бюджетных рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
г) выводы о достижении целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 БК РФ и (или) программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов;
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достоверности бюджетной отчетности (суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности и (или) информация о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности);
о качестве исполнения бюджетных полномочий департамента, в том числе о достижении департаментом значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии; с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктами 6-7 статьи 160.2-1 БК РФ;
д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
е) дату подписания заключения;
ж) должность, фамилию и инициалы, подпись аудитора (руководителя аудиторской группы при наличии).
9.3. Выводы, а также предложения и рекомендации, предусмотренные подпунктами "г" и "д" пункта 9.2. настоящего Порядка, формируются аудитором в целях решения задач внутреннего финансового аудита, указанных в пунктах 14-16 раздела 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
При формировании вышеуказанных выводов следует учитывать, что в рамках одного аудиторского мероприятия может достигаться как одна, так и одновременно несколько целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 БК РФ.
9.4. В целях обеспечения полноты и достоверности заключений отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:
а) указанные в заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;
б) указанная в заключении информация должна быть:
точной, что означает отсутствие ошибок, искажений и фактическое описание проведения аудиторского мероприятия;
полной, что означает отражение в заключении всех существенных выводов по результатам проведения аудиторского мероприятия, на основании которых могут быть приняты решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
объективной, что выражается в беспристрастности при подготовке указанной информации;
ясной, что означает логичность и легкость восприятия информации, обеспечение получателей заключения всей существенной и относящейся к делу информацией;
краткой, что выражается в указании необходимой информации (по рассматриваемому вопросу) и отсутствии ненужных отступлений избыточной детализации и многословности;
конструктивной, то есть направленной на оказание помощи субъектам бюджетных процедур (в случае необходимости) в части разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента, в том числе по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
своевременной, что выражается в направлении информации в сроки, позволяющие субъектам бюджетных процедур принять меры по минимизаций (устранению) бюджетных рисков, в том числе направленные на предотвращение и (или) устранение нарушений и (или) недостатков;
в) в заключении, рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями аудитора;
г) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков.
Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций;
д) заключение, содержащее сведения, составляющие государственную служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
е) заключение должно быть составлено на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
9.5. В случае формирования аудиторской группы, члены аудиторской группы принимают участие в подготовке заключения, при этом руководителем аудиторской группы является уполномоченное должностное лицо по осуществлению внутреннего финансового аудита департамента.
9.6. По итогам проведения аудиторского мероприятия, аудитор оформляем проект заключения по форме согласно Приложению 3 к настоящему Порядку.
9.7. Аудитор имеет право направить проект заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений департамента, в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия.
9.8. Субъекты бюджетных процедур рассматривают проект заключения в течение пяти рабочих дней с момента его получения и предоставляют аудитору письменные возражения и предложения по проекту заключения (при их наличии) в свободной форме.
9.9. Аудитор рассматривает письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений департамента и подведомственных департаменту учреждений к проекту заключения (при наличии), осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и при необходимости вносит корректировки в проект заключения.
9.10. По окончании проведения каждого аудиторского мероприятия аудитор подписывает заключение по форме согласно Приложению 3 к настоящему Порядку. Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.
9.11. Аудитор представляет заключение руководителю департамента.
9.12. По решению руководителя департамента и (или) аудитора к заключению могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий аудитора при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, в том числе программа аудиторского мероприятия, аудиторские доказательства, аналитические записки, поступившие письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур по результатам проведения аудиторского мероприятия и иные документы, необходимые для подтверждения полноты и достоверности заключения.
9.13. Аудитор направляет заключение тем субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений департамента, в отношении деятельности которых получена информация о выявленных (реализованных) бюджетник рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента и (или) исходя из цели и задач аудиторского мероприятия.
9.14. По решению руководителя департамента и (или) аудитора предусмотренные пунктом 9.12 настоящего Порядка документы, необходимые для разъяснения результатов аудиторского мероприятия, могут быть направлены субъектам бюджетных процедур, указанным в пункте 9.13 настоящего Порядка.
Способ направления и объем этих документов определяются исходя из необходимости разъяснения субъектам бюджетных процедур предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента.
9.15. Письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия и после представления заключения руководителю департамента,- рассматриваются аудитором и, при необходимости, учитываются в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
9.16. В случае если в подписанном аудитором заключении содержится существенная ошибка или искажение, а также если после подписания заключения аудитор получил информацию, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы.; предложения и рекомендации по его результатам, то аудитор доводит исправленную информацию до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения.
10. Решения, принимаемые руководителем департамента
10.1. Руководитель департамента рассматривает заключение аудиторского мероприятия и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, приказом департамента, а также устными указаниями и могут содержать, в частности, следующие решения:
а) о реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений департамента выводов, предложений и рекомендаций аудитора (полностью или частично);
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);
в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
г) об изменении (актуализации) правовых актов департамента, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения); выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
д) об установлении требований к доведению до должностных лиц (работников) департамента информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
е) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий департамента по выполнению бюджетных процедур;
ж) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;
з) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями департамента при организации (обеспечении выполнения); выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению^ бюджетной процедуры;
и) о совершенствовании информационного взаимодействия между главным администратором (администратором) бюджетных средств и юридическими лицами (учреждениями), которым переданы полномочия администратора доходов краевого бюджета и полномочия, указанные в пункте 6 статьи 264.1 БК РФ;
к) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) департамента обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
л) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
м) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
н) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений департамента, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;
о) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;
п) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) департамента;
р) о направлении информации и (или) документов в соответствующий орган государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность;
с) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
10.2. Руководитель департамента вправе принимать решения; направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях аудитора, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
10.3. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений департамента, в целях выполнения решений руководителя департамента, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках аудитора, проекте заключения и заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
10.4. Информация о решениях, принятых в соответствии с пунктами 10.1-10.3 настоящего Порядка, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается аудитором в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
11. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков
11.1. Во исполнение решений, принятых в соответствии с пунктами 10.1-10.3 настоящего Порядка, субъекты бюджетных процедур выполняют меры по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков.
11.2. Аудитор регулярно (не реже одного раза в год) проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
11.3. Целью проведения мониторинга реализации мер по минимизаций (устранению) бюджетных рисков является подтверждение исполнения решений, принятых в соответствии с 10.1-10.3 настоящего Порядка, а также оценка их влияния на повышение качества финансового менеджмента и (или) на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, в том числе выявление значимых остаточных бюджетных рисков.
11.4. Способы, сроки и периодичность проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков определяет аудитор.
Аудитор проводит указанный мониторинг с использованием одного или нескольких из следующих способов:
а) запрос и анализ информации от субъектов бюджетных процедуру являющихся руководителями структурных подразделений департамента и подведомственных департаменту учреждений, о ходе и (или) результатах выполнения мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе о причинах невыполнения указанных мер;
б) анализ результатов мероприятий органов государственного финансового контроля, проведенных в департаменте, касающихся организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
в) повторное аудиторское мероприятие (мероприятия), объектами которого являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, предусмотренные пунктами 10.1-10.3 настоящего Порядка;
г) проведение аудиторского мероприятия с целью анализа исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений, принятых в том числе по результатам проведения аудиторских мероприятий.
11.5. В случае если при проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков аудитором выявлена необходимость проведения дополнительных мероприятии по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, то аудитор информирует об этом руководителя департамента.
11.6. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности аудитора.
12. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности аудитора
12.1. Аудитор формирует годовую отчетность о результатах своей деятельности за отчетный год согласно Приложению 4 к настоящему Порядку; подписывает ее и представляет руководителю департамента.
12.2. Годовая отчетность о результатах деятельности аудитора представляется в первом квартале текущего финансового года за отчетный год (календарный год с 1 января по 31 декабря включительно), в котором проводились (завершились) аудиторские мероприятия.
12.3. Годовая отчетность о результатах деятельности аудитора должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 БК РФ, в частности:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах, проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности осуществляемого в департаменте внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности департамента;
д) о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий департаментом, в частности, о достижении департаментом целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
е) о результатах деятельности аудитора, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, включая информацию о наиболее значимых, по мнению аудитора:
выводах, предложениях и рекомендациях аудитора;
нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, а также о значимы остаточных бюджетных рисках, включая информацию об их причинах;
принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента департамента и минимизации (устранению) бюджетных рисков;
ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
з) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность аудитора;
и) о принятых мерах по повышению квалификации аудитора;
к) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности аудитора, должность, фамилию и инициалы, подпись аудитора.
13. Проведение аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности в условиях передачи полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности ГКУ КК "Центр бухгалтерского учета"
13.1. Учитывая передачу департаментом полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности ГКУ КК "Центр бухгалтерского учета" (далее - ГКУ КК "ЦБУ"), а также принятие обеими сторонами решения об образовании субъектов внутреннего финансового аудита, аудиторские мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности проводятся следующим образом:
а) аудитор выполняет действия, предусмотренные подпунктами "а" - "е", "з" пункта 12 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", в отношении организации (обеспечения выполнения), выполнения в департаменте операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, связанных с обеспечением документального оформления фактов хозяйственной жизни и представлением информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления переданных централизуемых полномочий, в отношении:
законности, своевременности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также своевременности передачи для регистрации в ГКУ КК "ЦБУ" первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни;
достижения целей и соблюдения установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
достоверности и соблюдения требования полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок в Пояснительной записке;
выявления фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета;
организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий.
б) аудитор, по результатам выполнения действий предусмотренных подпунктами "а" - "е", "з" пункта 12 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" и в соответствии с положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" составляет заключение, в котором в том числе отражается информация:
о степени надежности внутреннего финансового контроля в отношении отдельных операций департамента;
о наличии фактов и (или) признаков, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.
В целях выполнения действий, предусмотренных пунктом 13.1 настоящего Порядка, аудитор, с учетом положений абзацев второго и восьмого пункта 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" вправе запрашивать и получать необходимые для проведения аудиторского мероприятия сведения.
Суждение аудитора департамента о достоверности бюджетной отчетности не формируется и в заключении не отражается.
Аудитор представляет заключение руководителю департамента, а также в ГКУ КК "ЦБУ" не позднее 7 (семи) рабочих дней до срока, установленного для представления ГКУ КК "ЦБУ" департаменту годовой бюджетной отчетности;
в) уполномоченное должностное лицо ГКУ КК "ЦБУ" выполняет в отношении организации (обеспечения выполнения), выполнения в ГКУ КК "ЦБУ" операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, связанных с обеспечением получения информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, и ее отражением в бюджетном учете и бюджетной отчетности; а также с представлением департаменту документов (сведений), сформированных (используемых) при осуществлении централизуемых полномочий следующие действия:
проводят анализ организации (обеспечения выполнения), выполнения отдельных операций ГКУ КК "ЦБУ";
выявляют (обнаруживают) и оценивают риски искажения бюджетной отчетности;
подтверждают достоверность данных, сформированных ГКУ КК "ЦБУ"; и содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную, отчетность;
оценивают надежность внутреннего финансового контроля в отношении отдельных операций ГКУ КК "ЦБУ";
формируют предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля в отношении отдельных операций ГКУ КК "ЦБУ";
анализируют заключение аудитора, подготовленное в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, в целях принятия руководителем ГКУ КК "ЦБУ" решения о признании (непризнании) заключения аудитора;
в случае если заключение аудитора признано руководителем; ГКУ КК "ЦБУ", то уполномоченное должностное лицо ГКУ КК "ЦБУ"
формирует суждение о достоверности бюджетной отчетности департамента и составляют заключение о достоверности бюджетной отчетности департамента, в котором отражает результаты выполнения действий, предусмотренных настоящим подпунктом;
субъект внутреннего финансового аудита ГКУ КК "ЦБУ" представляет заключение о достоверности руководителю департамента, а также руководителю ГКУ КК "ЦБУ" не позднее 4 (четырех) рабочих дней до срока, установленного для представления ГКУ КК "ЦБУ" департаменту годовой бюджетной отчетности;
г) субъект внутреннего финансового аудита ГКУ КК "ЦБУ" не признает подготовленное в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта заключение аудитора, в случае, если указанное заключение:
не соответствует требованиям пунктов 4 и 6 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита";
не содержит информацию, предусмотренную подпунктом "б" настоящего пункта;
не соответствует иным критериям признания (непризнания) заключения аудитора, в случае если такие критерии установлены в решении о передаче централизуемых полномочий и (или) в ведомственном (внутреннем) акте уполномоченного органа (уполномоченной организации), издаваемом с учетом положений пункта 13 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" для обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
Субъект внутреннего финансового аудита ГКУ КК "ЦБУ" с учетом положений абзацев второго и восьмого пункта 3 и пункта 5 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" вправе запрашивать и получать от аудитора необходимые для проведения аудиторского мероприятия сведения в целях принятия решения о признании (непризнании) заключения аудитора.
В случае если субъект внутреннего финансового аудита ГКУ КК "ЦБУ" после получения сведений, запрошенных у аудитора, признает заключение аудитора, то субъект внутреннего финансового аудита ГКУ КК "ЦБУ" составляет заключение о достоверности, предусмотренное подпунктом "в" настоящего пункта;
д) в случае если заключение аудитора в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта не признано субъектом внутреннего финансового аудита ГКУ КК "ЦБУ":
уполномоченное должностное лицо ГКУ КК "ЦБУ" формирует суждение о достоверности бюджетной отчетности департамента, на основании анализа информации об отдельных операциях ГКУ КК "ЦБУ" и с учетом результатов рассмотрения заключения аудитора, в том числе причин непризнания этого заключения;
уполномоченное должностное лицо ГКУ КК "ЦБУ" отражает сформированное суждение о достоверности бюджетной отчетности департамента в заключении о достоверности;
субъект внутреннего финансового аудита ГКУ КК "ЦБУ" представляет заключение о достоверности, содержащее в том числе причины непризнания заключения аудитора руководителю департамента, а также руководителю ГКУ КК "ЦБУ" не позднее 4 (четырех) рабочих дней до срока, установленного для представления ГКУ ЮС "ЦБУ" департаменту годовой бюджетной отчетности.
Руководитель департамента |
С.В. Завальный |
Руководитель департамента |
С.В. Завальный |
Руководитель департамента |
С.В. Завальный |
Руководитель департамента |
С.В. Завальный |
Руководитель департамента |
С.В. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.