г. Краснодар |
|
05 мая 2015 г. |
Дело N А32-17109/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Югстройинвест"" (ИНН 2312048481, ОГРН 1022301986838) - Ткаченко В.Н. (директор) и Сокол Е.В. (доверенность от 30.01.2015), от ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Брыкина Константина Николаевича (ИНН 233005504516, ОГРНИП 308233033900015) - Фисунова В.Е.
(доверенность от 11.01.2015), в отсутствие представителей ответчиков: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Краснодарскому краю, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Антоновой И.Г., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Брыкина Константина Николаевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 (судьи Чотчаев Б.Т., Баранова Ю.И., Ковалева Н.В.) по делу N А32-17109/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Югстройинвест"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Брыкину Константину Николаевичу (далее соответственно - управление Росреестра, учреждение, глава хозяйства) о признании наличия кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке площадью 27 572 кв. м с кадастровым номером 23:07:1102000:363, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, левый берег реки 1-ая Кочеты, начиная от 28 км от устья и выше по течению реки (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:07:1102000:363), о понуждении учреждения к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, путем снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363 (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Глава хозяйства подал встречный иск к управлению Росреестра, учреждению и обществу об устранении препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером 23:07:1102000:363, приведении границ земельного участка площадью 60 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:07:1102000:17, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ОАО "Племзавод им. Чапаева", (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:07:1102000:17) в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015, признано наличие кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 23:07:1102000:363, учреждение присуждено к снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363, в удовлетворении требований общества к управлению и встречных требований главы хозяйства отказано. Судебные акты мотивированы нахождением земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17 и расположенных на нем объектов недвижимости в фактическом владении общества, наличием у общества права на устранение препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером 23:07:1102000:17, частично занятым имуществом главы хозяйства, незаконностью осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363, совершением органом, осуществлявшим в 2007 году государственную регистрацию прав, ошибки в сведениях о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17, переданных в орган кадастрового учета, отсутствием возможности сохранения земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363 в измененных границах ввиду значительности площади наложения земельных участков и расположения земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363 в пределах водного объекта или его береговой полосы.
Глава хозяйства обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, считая факт владения главой хозяйства всем земельным участком с кадастровым номером 23:07:1102000:363 доказанным, его приобретение бывшими членами хозяйства в собственность и осуществление кадастрового учета - законным, а сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17 - ошибочными, а кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17 - осуществленным без согласований с главой хозяйства.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:07:1102000:17 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Его кадастровый учет осуществлен 22.09.2003. Переход к обществу (покупатель) права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:07:1102000:17 основан на договоре купли-продажи от 27.08.2008, заключенном с управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район (продавец). Земельный участок с кадастровым номером 23:07:1102000:17 сформирован для эксплуатации производственной базы. До заключения договора купли-продажи от 27.08.2008 земельный участок принадлежал обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, подтвержденном государственным актом серии КК-2 N 214000380, выданным на основании постановления главы администрации Динского района от 23.06.1997.
Земельный участок с кадастровым номером 23:07:1102000:363 по соглашению о создании крестьянского (фермерского) хозяйства от 04.12.2008 внесен ее членом Дудка Н.Д., право собственности которой возникло в результате выдела земельного участка в счет земельной доли из земель племзавода им.Чапаева. Выдел осуществлен на основании свидетельства о праве на наследство от 13.04.2002 в связи со смертью Эльшина Д.В. Кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363 осуществлен 09.04.2009.
Установив, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17 пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363, общество обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается включение в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав, в силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), является обеспечение восстановлением нарушенного права.
К задачам подготовки дела к судебному разбирательству статьей 133 Кодекса отнесены определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса, оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств. В приведенном в статье 168 Кодекса перечне вопросов, разрешаемых судом при принятии решения, значатся оценка доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определение того, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, установление прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, решение вопроса о возможности удовлетворения иска. Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 Кодекса арбитражный суд указывает в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В пункте 3 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22) применительно к названным процессуальным нормам Пленумами Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулированы разъяснения, согласно которым сделанный судом на стадии принятия иска вывод об избрании заявителем способа защиты, не обеспечивающего восстановление нарушенного права, не препятствует принятию искового заявления к производству. Ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. Аналогичный подход ранее был сформулирован в постановлении от 16.11.2010 N 8467/10, в котором Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что при разрешении спора суд не связан правовым обоснованием иска, определение правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, входит в компетенцию суда, суды должны самостоятельно определять характер спорного правоотношения, а также нормы законодательства, подлежащие применению.
Земельные споры, согласно пункту 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), рассматриваются в судебном порядке. Иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста относятся к искам о правах на недвижимое имущество (абзац 3 пункта 2 постановления Пленумов N 10/22). В пункте 56 названного постановления Пленумы Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указали на недопустимость рассмотрения спора о праве в порядке главы 24 Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Земельные участки, в силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении. В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре предусмотрено снятие с кадастрового учета земельного участка в случае его преобразования.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленумов N 10/22, следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В постановлении от 03.12.2013 N 8410/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок, местоположение границ которого это лицо намерено уточнить. Удовлетворение заявления о признании незаконными действий учреждения по постановке на кадастровый учет смежного земельного участка и о понуждении учреждения к аннулированию в государственном кадастре недвижимости записи о таком земельном участке в связи с имеющимся наложением на земельный участок заявителя неправомерно.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ). Государственный кадастровый учет земельных участков, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона N 221-ФЗ, в силу его статьи 45, признается юридически действительным, а такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным законом (ранее учтенные объекты недвижимости). Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Уточнение местоположения границ земельного участка допускается при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
Частью 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях определяется как воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. В письме от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" Минэкономразвития России разъяснило, что если причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером (лицом, считающимся кадастровым инженером в соответствии с частью 1 статьи 44 Закона N 221-ФЗ) при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона о кадастре, такая ошибка определяется как кадастровая ошибка в сведениях и подлежит исправлению в порядке, установленном статьей 28 Закона N 221-ФЗ. Такое исправление в силу статьи 28 Закона N 221-ФЗ допускается на основании судебного решения.
В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. В указанном случае допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. В межевой план включается заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка.
Акт согласования местоположения границы такого земельного участка может не оформляться в случае, если в результате исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка не изменились площадь указанного земельного участка и его конфигурация (сохранились прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений).
В случае если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка либо их представителем (части 1 и 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ).
Статьей 39 Закона N 221-ФЗ определен порядок согласования местоположения границ земельных участков, согласно которому такое согласование обязательно в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. Исключением из этого правила является случай, когда подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (статья 40 Закона N 221-ФЗ).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 6002/13 сформулирована правовая позиция, согласно которой при воспрепятствовании возникшей при переносе в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках кадастровой ошибки выдаче кадастрового паспорта требования общества должны быть квалифицированы как требование об исправлении кадастровой ошибки. Исправлением такой ошибки обеспечивается выдача кадастрового паспорта земельного участка. Альтернативным способом судебной защиты является разрешение спора о границах земельного участка в исковом порядке с привлечением правообладателей смежных земельных участков.
Заявляя требования по настоящему делу, общество, исходя из наличия ошибки в данных государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17, повлекшей ошибочный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363, преследовало цель устранения препятствий в использовании части земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17, занятой имуществом главы хозяйства. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в процессе осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363 органом кадастрового учета было выявлено пересечение границ, связанное с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17, что названным органом принималось решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, вырабатывались рекомендации о доработке межевого плана, согласовывалось местоположение границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17, а исправленные сведения вносились в государственный кадастр недвижимости на основании заявления правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
С учетом того, что между сторонами существует спор относительно фактического местоположения границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17, не привязанных на местности к каким-либо объектам естественного или искусственного происхождения, а общество фактически защищает владение частью земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17, заявленные им требования следовало квалифицировать как иск о правах на названный участок. Защита нарушенных прав общества могла быть осуществлена путем определения координат характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17, одновременно являющейся границей земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363.
В зависимости от обстоятельств, связанных с сохранением (утратой) обществом владения земельным участком с кадастровым номером 23:07:1102000:17, степенью такой утраты, подлежал определению объем присуждаемых главе хозяйства обязанностей. При этом судам следовало учесть, что по общему правилу объем защищаемого обществом интереса ограничен пределами принадлежащего ему земельного участка, полномочия на защиту в судебном порядке территории общего пользования требуют соответствующего нормативного обоснования.
Без установления названных обстоятельств и связанной с ними правильной квалификации заявленных требований содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы о наличии кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:07:1102000:363, нахождении земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17 и расположенных на нем объектов недвижимости в фактическом владении общества, частичном занятии имуществом главы хозяйства земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:17, незаконности осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363, отсутствии возможности сохранения земельного участка с кадастровым номером 23:07:1102000:363 в измененных границах не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Кодекса обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2015 по делу N А32-17109/2013 отменить.
Дело N А32-17109/2013 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (статья 40 Закона N 221-ФЗ).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 6002/13 сформулирована правовая позиция, согласно которой при воспрепятствовании возникшей при переносе в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках кадастровой ошибки выдаче кадастрового паспорта требования общества должны быть квалифицированы как требование об исправлении кадастровой ошибки. Исправлением такой ошибки обеспечивается выдача кадастрового паспорта земельного участка. Альтернативным способом судебной защиты является разрешение спора о границах земельного участка в исковом порядке с привлечением правообладателей смежных земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 мая 2015 г. N Ф08-2150/15 по делу N А32-17109/2013
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2150/15
18.01.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21668/14
05.11.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17109/13
04.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3138/14
08.03.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-686/14
24.12.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17534/13