г. Краснодар |
|
06 мая 2015 г. |
Дело N А63-6757/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737) - Попова С.С. (доверенность от 12.01.2015), заинтересованного лица - арбитражного управляющего Вороновского А.В. (ИНН 263400062755, ОГРН 304263529200606, паспорт), рассмотрев кассационную жалобу арбитражного управляющего Вороновского А.В. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2014 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А63-6757/2014, установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к арбитражному управляющему Вороновскому А.В. (далее - управляющий) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 14.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2015, управляющий привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается факт совершения управляющим правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем суды с учетом того, что управляющий впервые привлекается к административной ответственности (смягчающее обстоятельство), назначили ему минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.
В кассационной жалобе управляющий просит отменить судебные акты.
В обоснование жалобы указано на то, что привлечение управляющего к административной ответственности за допущенное нарушение неправомерно, поскольку противоречит статье 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статье 54 Конституции Российской Федерации. Кроме того, управляющий ссылается на то, что доказательства по делу получены управлением с нарушением требований законодательства и не являются допустимыми.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании управляющий поддержал доводы жалобы, представитель управления поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в ходе мониторинга сайта Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) в сети Интернет (www.fedresurs.ru) установило в отношении управляющего данные, указывающие на событие правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данному факту управление возбудило дело об административном правонарушении и назначило проведение административного расследования, в ходе которого установило следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.06.2011 по делу N А63-6331/2010 индивидуальный предприниматель Сатин Ю.В. (далее - должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Вороновский А.В. Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2014 по этому же делу конкурсное производство в отношении должника завершено.
Управляющий, исполняя с 17.06.2011 по 29.05.2014 обязанности конкурсного управляющего должника, нарушил требования законодательства о банкротстве:
не включил в ЕФРСБ сообщение о результатах проведения 16.01.2014 собрания кредиторов должника (нарушение пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве); в отчете конкурсного управляющего о его деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 06.03.2014 в разделе "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника" не отражена информация о включении в конкурсную массу должника и об исключении из конкурсной массы имущества, принадлежащего должнику на праве общей совместной собственности согласно выписки из ЕГРП (домик животновода, свинарник, помещение кормохранилища); в разделе "Сведения о ходе реализации имущества должника" не отражена информация о реализации земельного участка, тогда как согласно разделу "Иные сведения о ходе конкурсного производства" торги по его продаже посредством публичного предложения состоялись 21.01.2014 и победителем торгов признан Швец Ф.В., предложивший за имущество 27 тыс. рублей (нарушение пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего", приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего").
По итогам проведения административного расследования управление в отношении управляющего составило протокол об административном правонарушении от 18.06.2014 N 00772614 и направило материалы административного дела в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования и привлекая управляющего к административной ответственности, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника и кредиторов.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимися, подлежат включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течении трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Из пункта 4 статьи 13 Закона о банкротстве следует, что сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 Закона.
Согласно пункту 5 статьи 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 21.12.2013 N 379-ФЗ положения пунктов 2 и 4 статьи 13 Закона применяются в отношении собраний кредиторов, о проведении которых не уведомлены кредиторы по состоянию на 1 января 2014 года. В этом же пункте указано, что положения абзаца 10 пункта 7 статьи 12 Закона (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении собраний кредиторов, даты проведения которых назначены после 1 января 2014 года.
Следовательно, в силу прямого указания закона юридическое значение для применения изменений, внесенных в положения абзаца десятого пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве, имеет дата проведения указанного собрания.
Управление установило, что собрание кредиторов должника состоялось 16.01.2014, следовательно, к спорным правоотношениям по проведению собрания кредиторов должны применяться положения Закона о банкротстве в новой редакции, предусматривающие обязанность по опубликованию в ЕФРСБ сообщения о решениях, принятых собранием кредиторов.
Суды установили, что в нарушение указанных выше требований управляющий не включил информацию в ЕФРСБ сведения о результатах указанного собрания. При этом суды обоснованно отклонили довод управляющего о применении статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав на то, что данная статья не подлежит применению, поскольку указанная обязанность управляющего возникла с 01.01.2014, в связи с чем, ухудшения его положения не произошло.
В соответствии с положениями статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Согласно пунктам 2 - 4 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила), арбитражный управляющий при проведении в отношении должника процедуры банкротства - конкурсного производства составляет отчет конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства; в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов. Отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде. В силу положений пунктов 10, 11, 13 Общих правил отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
Суды установили, что в отчете конкурсного управляющего о его деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 06.03.2014 не отражена информация о включении в конкурсную массу должника и об исключении из конкурсной массы имущества, принадлежащего должнику на праве общей совместной собственности согласно выписке из ЕГРП (домик животновода, свинарник, помещение кормохранилища), а также о реализации земельного участка, торги по продаже которого путем публичного предложения состоялись 21.01.2014. Следовательно, отчет конкурсного управляющего составлен с нарушениями указанных требований законодательства и Общих правил.
Поскольку доказательств соблюдения должной степени заботливости и осмотрительности в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении процедуры банкротства индивидуального предпринимателя Сатина Ю.В., а также отсутствия объективной возможности избежать нарушения требований Закона о банкротстве, в материалы дела не представлено, суды пришли к верному выводу о доказанности управлением наличия в действиях управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка проведения административного расследования и оформления фактов выявленных нарушений суды не установили.
Доводы управляющего, по которым он не согласен с судебными актами, были предметом исследования судов, им дана соответствующая оценка; переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены или изменения решения суда и постановления апелляционного суда по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В связи с окончанием производства по кассационной жалобе подлежит отмене приостановление исполнения решения от 14.10.2014 и постановления от 21.01.2015 по данному делу, принятое определением суда от 01.04.2015. Денежные средства в сумме 25 тыс. рублей, перечисленные по платежному поручению от 16.03.2015 N 25 в качестве встречного обеспечения, подлежат возврату индивидуальному предпринимателю Вороновскому Андрею Васильевичу с депозитного счета Арбитражного суда Северо-Кавказского округа.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу N А63-6757/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2014 и постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по данному делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2015, в связи с окончанием производства по кассационной жалобе.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Вороновскому Андрею Васильевичу с депозитного счета Арбитражного суда Северо-Кавказского округа денежные средства в сумме 25 тыс. рублей, перечисленные по платежному поручению от 16.03.2015 N 25 в качестве встречного обеспечения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.