г. Краснодар |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А32-20904/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Айбатулина К.К. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал" (ИНН 2320210667, ОГРН 1132337000157) - Гужва А.В. (доверенность от 23.12.2014), в отсутствие ответчика - открытого акционерного общества "Славянка" (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2014 (судья Березовская С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А32-20904/2014, установил следующее.
ООО "Сочиводоканал" (далее - водоканал) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ОАО "Славянка" (далее - общество) о взыскании 40 870 480 рублей 82 копеек задолженности.
Решением суда от 27.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.02.2015, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что общество допустило и не устранило сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций (ПДК).
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована следующими доводами:
- у водоканала должен быть график отбора проб сточных вод, в соответствии с которым должны отбираться пробы, и он должен был проводить плановый отбор проб;
- непроведение обществом контрольных проб в течение двух лет не является основанием для взыскания задолженности за превышение ПДК.
В отзыве на кассационную жалобу водоканал отклонил доводы жалобы, просил судебные акты оставить в силе.
В судебном заседании представитель водоканала обосновал возражения по доводам жалобы.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.07.2011 ООО "Югводоканал" (правопредшественник водоканала) и общество (абонент) заключили государственный контракт (договор) на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 4794 (л. д. 14 - 17), по которому водоканал обязался производить отпуск питьевой воды на объекты абонента и его субабонентов из централизованной системы водоснабжения, а также осуществлять прием от абонента сточных вод в централизованную систему канализации через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения абонента в пределах лимитов (договорных объемов), установленных абоненту, а абонент обязался своевременно производить оплату водоканалу за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды. Пунктами 2.2.2 - 2.2.3 договора установлено, что водоканал имеет право контролировать количественный и качественный состав сточных вод, принимаемых от абонента и его субабонентов в централизованную систему канализации, путем отбора проб. Отбор проб производится представителями водоканала в любое время суток в присутствии абонента и (или) субабонента. Полученные результаты отобранных проб считаются действительными до следующего отбора проб. В случае неявки представителя абонента или субабонента, извещенного надлежащим образом, водоканал вправе произвести отбор проб самостоятельно. Согласно пункту 4.3 договора, расчеты с абонентом за принятые от него сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ производятся отдельным счетом за отпущенную питьевую воду и принятые от него сточные воды и оплачиваются абонентом по выставленному водоканалом счету в течение 15 календарных дней со дня выставления счета. Контроль за соблюдением нормативов сброса сточных вод по составу сточных вод осуществляется водоканалом путем выполнения анализов разовых проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах, о чем составляется акт. Анализ контрольных проб сточных вод производится лабораторией водоканала либо по его поручению в аттестованной и (или) аккредитованной для проведения таких работ организации (лаборатории). При отборе представителем водоканала контрольной пробы, абонент может одновременно в присутствии представителя водоканала отобрать параллельную пробу, провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации за счет собственных средств. При отсутствии у абонента документа, подтверждающего утилизацию шламов, электролитов, СОЖ, нефтепродуктов, ЛЖВ и т. д., стороны считают, что абонент сбрасывает промышленные стоки в городскую канализацию (пункты 5.1 - 5.4 договора).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2013 по делу N А32-13208/2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2014, с общества в пользу водоканала взыскано 12 040 409 рублей 03 копейки платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Установленные судом при рассмотрении указанного дела обстоятельства не подлежат повторному доказыванию в рамках настоящего дела в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
28 июля 2012 года на объекте общества ФГУ "Сочинский ЦВС" МО СФ представителями истца в присутствии представителя ответчика взяты пробы сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему канализации, эксплуатируемую истцом. Данный факт зафиксирован акте отбора сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему канализации. Протоколом количественного химического анализа от 13.07.2012 N 327 установлено, что качество сточных вод, сбрасываемых ответчиком в систему канализации, не соответствует нормативам допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами на очистные сооружения истца, установленных в приложении N 5 к договору.
20 июня 2012 года на объекте общества ФГУ ВС "Аврора" СФ представителями истца в присутствии представителя ответчика взяты пробы сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему канализации, эксплуатируемую истцом. Данный факт зафиксирован в акте отбора сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему канализации. Протоколом количественного химического анализа от 10.09.2012 N 565 установлено, что качество сточных вод, сбрасываемых ответчиком в систему канализации, не соответствует нормативам допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами на очистные сооружения истца, установленных в приложении N 5 к договору.
27 августа 2012 года на объекте общества "Туристическая база" представителями истца в присутствии представителя ответчика взяты пробы сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему канализации, эксплуатируемую истцом. Данный факт зафиксирован в акте отбора сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему канализации. Протоколом количественного химического анализа от 03.09.2012 N 543 установлено, что качество сточных вод, сбрасываемых ответчиком в систему канализации, не соответствует нормативам допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами на очистные сооружения истца, установленных в приложении N 5 к договору.
В рамках дела N А32-13208/2013 рассмотрены требования о взыскании за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ за период от дня установления факта превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах по 13.01.2013.
В рамках рассматриваемого дела общество заявило требование о взыскании за сброс сточных вод с ПДК загрязняющих веществ по объекту ФГУ ВС "Аврора" с 17.01.2013 по 23.01.2014 - 7 015 533 рублей 20 копеек, по объекту "Туристическая база" с 13.01.2013 по 13.01.2014 - 1 858 631 рублей 99 копеек, по объекту ФГУ "Сочинский ЦВС" МО СФ с 21.01.2013 по 21.01.2014 - 31 996 315 рублей 63 копейки платы за сверхнормативный сброс.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов Правительством Российской Федерации 12.02.1999 утверждены Правила N 167.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила N 644, поэтому в Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее Правила N 167), внесены изменения, а именно: с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 данных Правил. Остальные пункты названных Правил не утратили силу.
Пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Согласно пункту 4 указанного постановления раздел VII Правил N 644 вступает в силу с 01.01.2014.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" к абонентам, для объектов которых устанавливаются указанные нормативы, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения. Указанное постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Принимая во внимание, что обществу не установлены лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади, суды пришли к правильному выводу о том, что вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод и, соответственно, спорные правоотношения сторон регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи со вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам) и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310.
Необходимость и порядок осуществления лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод предусмотрены пунктами 64, 65, 67 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В пункте 65 Правила N 167 установлено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (пункт 64 Правил N 167).
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, установлен постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 (далее - Порядок), которым предусмотрено, что за прием в системы канализации сточных вод с превышением допустимых концентраций взимается плата в размере 100% действующего тарифа за услуги канализации за превышение концентрации за каждый ингредиент. Объем сточных вод, за который взимается дополнительная плата, определяется по фактически зарегистрированному объему водоотведения за период от дня установления превышения допустимых концентраций до устранения загрязнения и получения нормативных результатов нового контроля состава сточных вод. В этом случае повторный контроль состава сточных вод осуществляете по письменной заявке абонента и оплачивается абонентом в полном объеме (пункты 4.3 и 4.5).
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суды изучили представленные доказательства и с учетом действующего нормативного порядка пришли к обоснованному выводу о том, что до устранения превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ водоканал вправе производить расчет сбрасываемых вод с повышающими коэффициентами. Поскольку Правилами N 167 на абонента возложена обязанность по контролю за допустимой концентрацией загрязняющих веществ, а Порядком определено, что повторный контроль состава сточных вод осуществляется по письменной заявке абонента после устранения нарушений, суды обоснованно удовлетворили исковые требования ввиду непредставления доказательств устранения нарушений и сообщения об этом водоканалу. Суды пришли к верному выводу о том, что именно бездействие общества по контролю сбрасываемых стоков в части контроля допустимых концентраций загрязняющих веществ привело к выставлению водоканалом счетов с повышающим коэффициентом.
Довод заявителя жалобы о том, что у водоканала должен быть график отбора проб и ввиду его отсутствия начисление штрафа за 2013 год не обоснованно, надлежит отклонить. С 05.07.2013 действует постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении правил осуществлении контроля состава и свойств сточных вод" (далее - Правила N 525). Согласно пункту 1 Правил в редакции, действующей в спорный период, указанные Правила устанавливали порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод. Таким образом, в спорный период указанный нормативный акт не распространялся на взаимоотношения сторон. Кроме того, согласно пункту 2 Правил N 525 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод возложен на организацию, осуществляющую водоотведение, при этом отсутствие разработанной программы не освобождает эту организацию от осуществления контрольных мероприятий путем производства отбора проб сточных вод у абонентов. Вместе с тем отсутствие графика отбора проб не освобождает абонента от обязанности осуществлять контроль за допустимой концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А32-20904/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.