Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минсоц РК
29.03.2023 г. N 127-пр
По-видимому, в заголовке приложения после слов "Минсоц РК" пропущен предлог "от"
Положение
о пилотном внедрении технологии "Услуги по уходу"
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия пилотного внедрения технологии "Услуги по уходу" (далее - Положение).
1.2. В положении используются следующие понятия:
1) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению, болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
2) граждане, нуждающиеся в уходе - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
3) услуги по уходу - комплекс услуг по уходу, предоставляемых на дому гражданам, нуждающимся в уходе, указанным в пункте 2.1 положения, на основании определения их индивидуальной потребности в уходе, направленных на поддержание их жизнедеятельности, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием.
1.3. Финансирование на оплату работ помощников по уходу осуществляется в рамках пожертвования Благотворительного фонда по оказанию помощи пожилым людям и инвалидам "Старость в радость" на 2023 год.
II. Категории граждан, нуждающихся в уходе, имеющих право на предоставление услуг по уходу
2.1. Услуги по уходу предоставляются на территории города Элиста гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в услугах по уходу, которым установлен 2-3 уровень нуждаемости в уходе в порядке, предусмотренном разделом III Положения, из числа:
1) одиноких граждан либо проживающих с супругом, старше трудоспособного возраста или являющимся инвалидом;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1) одиноко проживающих граждан, имеющих родственников, которые не могут обеспечить им помощь и (или) уход по причине продолжительной болезни (более одного месяца), инвалидности, пенсионного возраста, отдаленности проживания (в другом населенном пункте), наличия в семье ребенка-инвалида или инвалида I или II группы.
2.2. Услуги по уходу не предоставляются гражданам, имеющим медицинские противопоказания к предоставлению услуг по уходу, такие как тяжелые психические расстройства, тяжелая форма эпилепсии, карантинные инфекционные заболевания, хронический алкоголизм, активные формы туберкулеза.
III. Определение нуждающихся в услугах по уходу
3.1. Признание гражданина нуждающимся в услугах по уходу предполагает проведение следующих мероприятий:
1) определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в услугах по уходу, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений;
2) установление уровня нуждаемости в уходе;
3) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, услуг по уходу, а также подбор иных социальных услуг;
4) формирование индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) и дополнения к ИППСУ, согласно приложению 2 к Положению.
3.2. При определении индивидуальной потребности гражданина в услугах по уходу используется анкета-опросник, предусмотренная приложением 4 к Положению.
В анкете-опроснике содержатся вопросы о жизнедеятельности гражданина, условиях его проживания, финансовом положении, ближайшем окружении, состоянии здоровья и способности самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни, оценочная шкала индивидуальной потребности в уходе, а также перечень рекомендуемых социальных услуг, в том числе услуг по уходу.
3.3. В целях подготовки к заполнению анкеты-опросника специалист, уполномоченный на определение индивидуальной потребности гражданина в услугах по уходу осуществляет:
- сбор сведений о гражданине - потенциальном получателе социальных услуг, его ограничениях, потребностях и нуждах, предварительное заполнение анкеты-опросника.
- получение, обработку и анализ информации;
- внесение полученной от гражданина и (или) его ближайшего окружения информации в анкету-опросник;
- формирование заключения о нуждаемости в услугах по уходу.
Срок исполнения: не более 2 рабочих дней со дня поступления первичной информации о потенциальном получателе социальных услуг, в том числе услуг по уходу.
По результатам сбора информации путем запросов и телефонных переговоров сведения о гражданине, потенциальном получателе социальных услуг, внесены в анкету-опросник, сделан предварительный вывод о его ограничениях, потребностях и нуждах, выявлено наличие или отсутствие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности (в случае, если у гражданина отсутствуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности, готовится проект решения об отказе в социальном обслуживании).
3.4. В целях оценки индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в услугах по уходу, уполномоченный специалист выходит на домашний визит по месту его жительства или пребывания и выполняет следующие действия:
1) уведомление гражданина и его ближайшего окружения (из числа присутствующих) о наличии предварительных выводов о его нуждах и потребностях, сформированных на основании информации, полученной от гражданина и его ближайшего окружения;
2) принятие заявления гражданина (законного представителя) о предоставлении социального обслуживания, получение письменного согласия на обработку персональных данных, в том числе получаемых посредством проведения оценки признания нуждающимся в социальных услугах в том числе в услугах по уходу;
3) актуализация (подтверждение, опровержение, корректировка) информации о гражданине, внесенной на предварительном этапе в анкету-опросник, заполнение бланков "Блок А", "Блок Б", "Блок В" анкеты-опросника;
4) формирование заключения о наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина в целях признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в услугах по уходу (в составе бланка "Блок А" анкеты-опросника);
5) формирование заключения о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании и форме социального обслуживания (в составе бланка "Блок "Б" анкеты-опросника);
6) установление первого, второго или третьего уровня нуждаемости исходя из индивидуальной потребности в уходе (в составе бланка "Блок "В" анкеты-опросника);
7) информирование гражданина и его ближайшего окружения (из числа присутствующих) о предварительных выводах об индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в услугах по уходу, рекомендуемой форме социального обслуживания, условиях предоставления услуг по уходу и иных социальных услуг;
8) определение прав и обязанностей по обеспечению ухода за гражданином между помощником по уходу (работник поставщика социальных услуг) и иными лицами (представители ближайшего окружения);
9) согласование с гражданином (законным представителем) и его ближайшим окружением (из числа присутствующих) формы социального обслуживания, условий предоставления услуг по уходу и иных социальных услуг.
3.5. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, услуг по уходу, а также подбор иных социальных услуг:
Разрабатывается на основании анкеты-опросника проект решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в услугах по уходу, проект решения об отказе гражданину в социальном обслуживании.
Срок исполнения: не более 4 рабочих дней со дня поступления первичной информации о потенциальном получателе социальных услуг.
3.6. Формирование ИППСУ и дополнения к ИППСУ:
Разрабатывается на основании анкеты-опросника проект ИППСУ и дополнения к ИППСУ на основании рекомендуемого гражданину перечня социальных услуг, внесенных в бланк "Блок Г" анкеты-опросника.
Формируется перечень и объем услуг по уходу, на основании рекомендуемого гражданину по уходу перечня социальных услуг, внесенных в бланк "Блок Г" анкеты-опросника.
Формируется личное дело гражданина.
О принятом решении гражданин (законный представитель) информируется уполномоченным специалистом, а также ему передаются оригиналы ИППСУ и дополнения к ИППСУ.
В случае возникновения обстоятельств, которые улучшили либо могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в уходе, пересматривается индивидуальная потребность гражданина в услугах по уходу, с последующим подбором услуг по уходу (не реже одного раза в год).
3.7. Определение индивидуальной потребности гражданина в услугах по уходу, осуществляется специалистом по социальной работе.
3.8. Оригинал ИППСУ и дополнения к ИППСУ хранится в личном деле получателя услуг. Договор о предоставлении услуг по уходу заключается сроком действия до 31 декабря 2023 года.
IV. Организация деятельности по предоставлению услуг по уходу
4.1. Руководство деятельностью по предоставлению услуг по уходу осуществляет заведующий отделением социального обслуживания на дому.
4.2. Услуги по уходу в рамках пилотного внедрения технологии "Услуги по уходу" предоставляются гражданам бесплатно.
4.3. Предоставление услуг по уходу осуществляется в дневное время, не более 28 часов в неделю, в том числе до семи дней в неделю.
4.4. Перечень услуг по уходу предусмотрен приложением 1 к Положению.
4.5. К услугам по уходу, направленным на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, на сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием, относятся:
1) услуги по уходу, обеспечивающие поддержку питания, включая приготовление или помощь при приготовлении и приеме пищи, кормление, соблюдение диеты, питьевого режима и так далее;
2) услуги по уходу, обеспечивающие поддержку личной гигиены, включая утренний и вечерний туалет, купание, переодевание, смену абсорбирующего белья и другие гигиенические процедуры по уходу за телом и так далее;
3) услуги по уходу, обеспечивающие поддержку мобильности, включая позиционирование, вертикализацию, передвижение и так далее;
4) услуги по уходу, обеспечивающие поддержку состояния здоровья, включая наблюдение за общим состоянием здоровья, выполнение медицинских рекомендаций, помощь при подготовке лекарственных препаратов и их приеме, ведение дневника - ухода, согласно приложению 5 к Положению:
5) услуги по уходу, обеспечивающие поддержку социального функционирования гражданина, включая поддержку потребности в движении и общении, а также навыков, способствующих сохранению памяти, внимания, мышления и так далее.
4.6. Услуги по уходу предоставляются в соответствии с стандартами услуг по уходу, предусмотренными приложением 7 к Положению и дневником - ухода гражданина, нуждающегося в уходе.
4.7. Предоставление услуг по уходу осуществляется на основании дополнительного соглашения к договору о предоставлении социальных услуг и дополнения к ИППСУ, оформляемому согласно приложению 2 к Положению.
4.8. Помощник по уходу заполняет отчет о предоставлении услуг по уходу, предоставляемых гражданину бесплатно (далее - отчет) по форме, предусмотренной приложением 6 к Положению.
4.9. Помощниками по уходу составляется отчет по каждому гражданину, получающему услуги по уходу, один раз в месяц.
4.10. БУ РК "Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения" формирует личные дела получателей услуг по уходу, в которые приобщаются:
- заявление о предоставлении услуг по уходу;
- документы, предусмотренные пунктом 3.6 положения;
- ИППСУ;
- дополнение к ИППСУ;
- дополнительное соглашение к договору о предоставлении социальных услуг;
- график работы;
- анкета-опросник;
- отчеты о предоставлении услуг по уходу.
Личные дела хранятся в течение трех лет со дня обращения гражданина.
Дополнение к ИППСУ является неотъемлемой частью договора, которое оформляется в виде приложения к договору.
4.11. Основания прекращения предоставления услуг по уходу:
1) по инициативе получателя услуг (его представителя);
2) по итогам определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании установлен 1 уровень нуждаемости в уходе.
V. Порядок оплаты труда специалиста, осуществляющего уход за оказанные услуги по уходу
5.1. Оплата специалиста, осуществляющего уход производится на основании отчета о предоставлении услуг, подписываемого сторонами договора, через кредитные организации, расположенные на территории Республики Калмыкии, путем зачисления на открытые счета по вкладам или на счета банковских карт.
VI. Требования к организации деятельности при предоставлении услуг по уходу
6.1. БУ РК "Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения" при предоставлении услуг по уходу получателю услуг обязано:
обеспечить предоставление услуг надлежащего качества в соответствии с договором;
обеспечить ознакомление получателя услуг (его законного представителя или иное доверенное лицо) по их просьбе с документами, на основании которых организация социального обслуживания осуществляет свою деятельность;
осуществлять контроль за качеством предоставления услуг,
производить замену специалиста, осуществляющего уход по мотивированному требованию получателя услуг (его законного представителя или иное доверенное лицо);
соблюдать требования Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", обеспечить неразглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях услуг, которая стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей;
обеспечить уважительное и гуманное отношение к получателю услуг, соблюдение его прав, свобод и законных интересов;
обеспечить безопасность получателя услуг;
обеспечить недопущение применения в отношении получателя услуг насилия, в том числе физического или психологического, его оскорбления, грубого обращения с ним;
обеспечить сохранность личных вещей и ценностей получателя услуг;
исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей услуг на получение услуг по уходу, установленных договором;
информирование граждан о порядке и условиях предоставления услуг по уходу.
6.2. Специалист, осуществляющий уход должен:
соответствовать требованиям профессионального стандарта "Сиделка (Помощник по уходу)";
пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению услуг по уходу;
иметь личную медицинскую книжку, проходить медицинские осмотры в установленном объеме и в установленные сроки;
обеспечить при предоставлении услуг условия, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащий уход за получателем услуг;
предоставлять заведующему отделением отчет о предоставлении услуг по уходу.
6.3. Заведующий отделением (ответственный за организацию по предоставлению услуг по уходу):
- осуществляет подбор помощников по уходу;
- проводит инструктаж помощников по уходу;
- осуществляет координацию и контроль деятельности помощников по уходу;
- 1 раз в месяц осуществляет выборочную проверку качества предоставленных услуг помощником по уходу, обобщает результаты контроля и представляет информацию руководителю БУ РК "Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения";
- контроль графика посещения;
- ведение листов наблюдения.
- осуществляет обеспечение помощников по уходу: средствами индивидуальной защиты, дезинфицирующими средствами, антисептиками;
- осуществляет прием и рассмотрение жалоб и заявлений гражданина, его законного представителя, лиц из числа ближайшего окружения, принимает меры к разрешению конфликтных ситуаций и устранению выявленных нарушений.
- при поступлении от помощника по уходу информации о возникновении у обслуживаемого им гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, инициирует вопрос о пересмотре дополнения к ИППСУ и ИППСУ.
6.4. Руководитель БУ РК "Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения":
- проводит регулярный мониторинг деятельности по оказанию услуг по уходу с целью повышения эффективности, а также повышения качества жизни получателей услуг по уходу;
- ежемесячно до 25 числа месяца, представляет в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия отчет о предоставлении услуг по уходу.
6.5. Критерии оценки результатов предоставления услуг по уходу:
- отсутствие осложнений при проведении процедур и манипуляций, в том числе пролежней;
- изменение уровня нуждаемости получателей услуг по уходу;
- отсутствие обоснованных жалоб получателя услуг по уходу на качество ее предоставления.
------------------------------
1 Общее количество социальных услуг по уходу, вносимых в разделы 5-7 настоящего дополнения к индивидуальной программе, должно соответствовать исчерпывающему перечню социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, предусмотренному приложением N 1 к Положению.
2 Настоящее дополнение к индивидуальной программе подписывается уполномоченным представителем органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан субъекта Российской Федерации или уполномоченной данным органом организации, не являющейся поставщиком социальных услуг.
3 При предоставлении гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, более чем двумя помощниками по уходу в Дневник ухода дополнительно вносится соответствующий раздел по числу помощников по уходу, задействованных в предоставлении указанных услуг.
4 Организатор ухода осуществляет контрольные визиты к гражданам с третьим уровнем нуждаемости в уходе - 1 раз в месяц, со вторым уровнем нуждаемости в уходе - 1 раз в квартал, с первым уровнем нуждаемости в уходе - 1 раз в полгода.
5 Вносятся сведения, полученные в медицинских организациях, в том числе посредством ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
6 Вносятся ФИО всех помощников по уходу, которые обслуживают гражданина, нуждающегося в уходе.
7 Перечень социальных услуг по уходу заполняется в соответствии с дополнением к индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
8 В "Примечание" вносятся особенности состояния гражданина.
9 Помощником по уходу измерение уровня глюкозы крови не осуществляется, в лист вносятся показатели.
10 Перечень социальных услуг по уходу заполняется в соответствии с дополнением к индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
11 При предоставлении гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, более чем двумя помощниками по уходу в отчет дополнительно вносится соответствующий раздел по числу помощников по уходу, задействованных в предоставлении указанных услуг.
12 Перечень социальных услуг по уходу заполняется в соответствии с дополнением к индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.