В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", пунктом 15 постановления Правительства Удмуртской Республики от 20 декабря 2021 года N 685 "О региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики", приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Чепурину О.А.
Министр |
В.А. Лашкарев |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
промышленности и торговли
Удмуртской Республики
от 14 декабря 2022 г. N 153
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики на 2023 год
(далее - Программа профилактики)
I. Анализ текущего состояния, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
1. Настоящая Программа профилактики предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных законодательством к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основания разработки Программы профилактики:
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 20.12.2021 N 685 "О региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики".
2. Структурными подразделениями Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики, ответственными за исполнение Программы профилактики является Управление лицензирования и контроля (далее соответственно - Министерство, Управление).
3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики, осуществляемого Министерством (далее - региональный контроль), являются:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
4. Подконтрольными субъектами, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), являются:
организации, осуществляющие деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, требующую наличие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и (или) розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - лицензиат);
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания (далее - субъект, осуществляющий розничную продажу алкогольной продукции).
5. Региональный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) с взаимодействием с контролируемыми лицами:
контрольная закупка;
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемыми лицами:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" плановые проверки при осуществлении регионального контроля отменены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлены особенности контрольной (надзорной) деятельности в 2022 году, предусматривающие проведение внеплановых контрольных мероприятий только при наличии фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан по согласованию с органами прокуратуры, возбуждение дел об административном правонарушении только после проведения контрольного мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом при наличии указанных фактов.
Основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году отсутствовали.
Таким образом, в 2022 году Министерством усилена работа по профилактике и предупреждению правонарушений в установленной сфере деятельности.
6. По данным полученным в личном кабинете Министерства на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2022 году на территории Удмуртской Республики розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляют 532 организации розничной торговли и общественного питания, имеющих 3 804 объекта торговли и общественного питания.
По данным деклараций на территории республики розничную продажу пива осуществляют 1 300 субъектов.
7. Министерством в рамках регионального контроля проведено:
306 оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям (67% к 2021 году);
24 контрольных мероприятий в отношении 322 объектов совместно с МВД по УР. В целях повышения эффективности взаимодействия между Министерством и МВД по УР по профилактике, противодействию и пресечению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции, Министерством и МВД по УР действует межведомственная рабочая группа по организации оперативного взаимодействия (55% к 2021 году);
5 контрольных (надзорных мероприятий) без взаимодействия с контролируемыми лицами (100% к 2021 году);
325 профилактических мероприятий (103% к 2021 году).
По результатам регионального контроля Министерством:
отказано 3 организациям на 4 объекта в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции (60% к 2021 году);
объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (в 2021 году предостережения не объявлялись);
возбуждено 149 дел об административном правонарушении в сфере розничной продажи алкогольной продукции (68% к 2021 году);
вынесено 140 постановлений об административном правонарушении (77% к 2021 году);
всего наложено штрафов на сумму 1 547 тысяч рублей (в 4 раз меньше к 2021 году).
8. В 2021 году контрольно-надзорные мероприятия проведены Министерством с соблюдением прав организаций, в соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Случаев невозможности проведения контрольных мероприятий, а также воспрепятствования законной деятельности должностных лиц по проведению контрольных мероприятий или уклонение от контрольных мероприятий со стороны проверяемых организаций и индивидуальных предпринимателей не было.
Проверки, результаты которых были отменены в связи с наличием грубых нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального контроля отсутствовали.
9. Анализ состояния подконтрольной среды показывает, что основная часть нарушений обязательных требований связана с розничной продажей алкогольной продукции в запрещенное законодательством время (ночью), с нарушением посетителями общественного порядка, а также в границах запрета реализации алкогольной продукции.
Основная часть жалоб граждан приходится преимущественно на пивные магазины-бары, расположенные в МКД, реализующие слабоалкогольную продукцию (пиво, пивные напитки, сидр, медовуха, пуаре) не требующую лицензии.
Основными проблемами подконтрольной сферы являются:
недостаточный уровень информированности подконтрольных субъектов об обязательных требованиях законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
невыполнение подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
различное толкование содержания обязательных требований подконтрольными субъектами.
Наиболее значимым риском нарушения обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции со стороны подконтрольных субъектов может являться риск причинения вреда здоровью граждан, правам и законным интересам граждан, экономической безопасности Российской Федерации.
Реализуемые в настоящее время профилактические мероприятия направлены на предупреждение нарушений обязательных требований, на устранение излишних административных барьеров.
Министерством на текущий момент проведены все необходимые мероприятия, направленные на внедрение в Удмуртской Республике целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации". Информация о контрольно-надзорной деятельности Министерства в части нормативно-правового регулирования, планирования контрольных мероприятий и предупреждения возможных нарушений размещена в свободном доступе на официальном сайте Министерства.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
10. Программа профилактики направлена на достижение следующих основных целей:
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных (лицензионных) требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных (лицензионных) требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
11. Задачами Программы профилактики являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных (лицензионных) требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
оценка ущерба охраняемым законом ценностям, выработка и реализация профилактических мер, способствующих его снижению;
формирование одинакового понимания обязательных (лицензионных) требований подконтрольными субъектами;
оценка состояния подконтрольной сферы;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных (лицензионных) требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
12. Управление проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
Реализация программы осуществляется путем исполнения профилактических мероприятий в соответствии с планом-графиком проведения мероприятий (Приложение 1).
13. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований проводится в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Управления в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
14. Обобщение правоприменительной практики проводится в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики Управление обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Управления.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, готовится Министерством ежегодно не позднее 15 марта текущего года, следующего за отчетным, и после публичного обсуждения проекта доклада утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения.
15. Объявление предостережения проводится в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Управление осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
16. Консультирование проводится в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Должностные лица Управления осуществляют консультирование по следующим вопросам:
1) разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного контроля, относящихся к компетенции Министерства;
2) порядок подачи возражений на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Министерства, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
17. Профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит должен быть проведен в течение одного года со дня начала осуществления контролируемым лицом деятельности, которая или результаты которой являются объектами регионального государственного контроля, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска. В иных случаях профилактические визиты проводятся по инициативе Министерства или по обращениям контролируемых лиц.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется Министерством не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, установленном частями 4, 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Уведомления о проведении профилактических визитов подписываются министром или заместителем министра.
Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня в присутствии контролируемого лица либо его представителя.
По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, министр или заместитель министра могут продлить срок проведения профилактического визита не более чем на три рабочих дня.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
Если в день проведения профилактического визита, проводимого в форме профилактической беседы, контролируемое лицо и его представители отсутствуют по месту проведения профилактического визита, профилактический визит переносится на иную дату.
Если проведение профилактического визита, проводимого путем использования видеоконференц-связи, в установленный день оказалось невозможным по техническим или иным причинам, профилактический визит переносится на иную дату.
При перенесении профилактического визита контролируемому лицу направляются повторные уведомления.
При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства незамедлительно направляет информацию об этом министру или заместителю министра для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
18. Результаты реализации и оценка эффективности профилактической деятельности отражаются в отчетном докладе об итогах выполнения Программы профилактики.
Оценка эффективности реализации Программы профилактики рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года).
Отчетные показатели эффективности Программы профилактики
Наименование показателя |
Значение показателя |
Доля субъектов контроля в отношении которых проведены профилактические мероприятия |
Не менее 10% от общего количества субъектов контроля |
Темп роста профилактических мероприятий, проведенных за отчетный год, по сравнению с предыдущим годом |
Не менее 1 0 0% |
19. Ожидаемые результаты реализации Программы профилактики:
снижение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
развитие системы профилактических мероприятий Министерства;
повышение прозрачности контрольной (надзорной) деятельности Министерства;
снижение административной нагрузки на контролируемых лиц;
повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц;
обеспечение единообразия понимания предмета контроля субъектами предпринимательской деятельности;
мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению;
повышение эффективности системы профилактики нарушений обязательных требований.
Приложение 1
План-график
мероприятий Управления, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований и предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики на 2023 год
N |
Форма мероприятия |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Ожидаемый результат |
Адресаты мероприятий |
Ответственные лица |
1. |
Информирование |
1.1 Актуализация и размещение на официальном сайте Министерства Перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
По мере принятия или внесения изменений |
Повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц |
Контролируемые лица |
Начальник Управления - Зубринская Н.В. Заместитель начальника Управления - начальник отдела лицензионного контроля - Корепанова А.В. |
1.2 Размещение информационных писем в личных кабинетах контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) |
Не реже 2 раз в год |
Предупреждение нарушений обязательных требований |
Контролируемые лица |
Начальник сектора декларирования розничной продажи алкогольной продукции в Управлении - Хабибянова Л.Р. Главный государственный инспектор - Варавинова О.С. |
||
1.3 Размещение информации о проводимых контрольных (надзорных) мероприятиях и их результаты в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий |
В соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 N 604 |
Информирование контролируемых и иных лиц об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) |
Контролируемые лица |
Заместитель начальника отдела лицензионного контроля - Волков К.С. |
||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
2.1 Проведение публичных мероприятий по обсуждению правоприменительной практики |
Не реже 1 раза в год |
Стимулирование добросовестности контролируемых лиц, профилактика рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям |
Контролируемые лица |
Начальник Управления - Зубринская Н.В. Заместитель начальника Управления - начальник отдела лицензионного контроля - Корепанова А.В. |
2.2 Подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Управления за 2022 год |
Не позднее 15 марта |
Стимулирование добросовестности контролируемых лиц, профилактика рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям |
Контролируемые лица |
Начальник Управления - Зубринская Н.В. Заместитель начальника Управления - начальник отдела лицензионного контроля - Корепанова А.В. |
||
3. |
Объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований |
3.1 Направление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в подконтрольной сфере. |
По мере получения сведений о признаках нарушений |
Минимизация возможных рисков нарушений обязательных требований |
Контролируемые лица |
Начальник Управления - Зубринская Н.В. Заместитель начальника Управления - начальник отдела лицензионного контроля - Корепанова А.В. Начальник сектора декларирования розничной продажи алкогольной продукции в Управлении - Хабибянова Л.Р. Заместитель начальника отдела лицензионного контроля - Волков К.С. Главный государственный инспектор - Варавинова О.С. |
4. |
Консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований |
4.1. Осуществляется в письменной форме при письменном обращении контролируемых лиц, в устной форме - по телефону, либо на личном приеме |
По мере поступления от контролируемых лиц соответствующих обращений |
Повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц |
Контролируемые лица |
Консультирование по вопросам лицензирования и соблюдения лицензионных требований, требований к декларированию: Начальник сектора декларирования розничной продажи алкогольной продукции в Управлении - Хабибянова Л.Р. Главный государственный инспектор - Варавинова О.С. Консультирование по вопросам соблюдения лицензионных требований и требований, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ: Заместитель начальника отдела лицензионного контроля - Волков К.С. |
5. |
Проведение профилактических визитов |
5.1 проведение обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также после получения соответствующей лицензии |
в течение одного года со дня начала осуществления контролируемым лицом деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Повышение уровня правовой грамотности и информирование контролируемых лиц |
Контролируемые лица |
Заместитель начальника Управления - начальник отдела лицензионного контроля - Корепанова А.В. Заместитель начальника отдела лицензионного контроля - Волков К.С. Начальник сектора декларирования розничной продажи алкогольной продукции в Управлении - Хабибянова Л.Р. Главный государственный инспектор - Варавинова О.С. |
5.2. проведение профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи |
По инициативе Министерства или по обращениям контролируемых лиц |
Повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц |
Контролируемые лица |
Начальник Управления - Зубринская Н.В. Заместитель начальника Управления - начальник отдела лицензионного контроля - Корепанова А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 14 декабря 2022 г. N 153 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Удмуртской Республики на 2023 год (далее - Программа профилактики)"
Вступает в силу с 14 декабря 2022 г.
Опубликование:
-