г. Краснодар |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А53-25704/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общество с ограниченной ответственностью "ТелематикаНэт" (ИНН 3328476075, ОГРН 1113328004910), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (ИНН 6164224201, ОГРН 1046164019440), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 51440 6, 51439 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.12.2014 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-25704/2014, установил следующее.
ООО "ТелематикаНэт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - управление) от 10.09.2014 N П-91090, 91091-61- 04/0140.
Решением суда от 01.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.02.2015, требование общества удовлетворено.
Судебные акты мотивированы неисполнимостью предписания.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что выданное обществу предписание, с установленным в нем сроком устранения выявленных нарушений, является законным и исполнимым.
Отзыв на жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет деятельность в области оказания услуг связи на основании лицензий N 91090 и 91091.
Управление Федеральной службы безопасности по Ростовской области письмом от 20.05.2014 N 115/1/0-5569 сообщило управлению, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий установлены нарушения обществом как оператором связи лицензионных требований.
На основании приказа от 08.08.2014 N 431-нд управление провело проверку, в ходе которой установило, что общество не обеспечило реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий при оказании оператором телематических услуг связи (по лицензии N 91091) и при передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (по лицензии N 91090). Результаты проверки зафиксированы в акте от 10.09.2014 N А-61-04/0221.
10 сентября 2014 года обществу выдано предписание N П-91090, 91091-61-04/0140 об устранении выявленных нарушений в срок не позднее дня, следующего за днем получения предписания.
Полагая, что предписание управления не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в суд.
Судебные инстанции правильно применили к установленным обстоятельствам пункт 3 части 8 статьи 27, пункт 1 статьи 29, пункт 4 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, пункты 7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила), пункт 5.1.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", указав, что должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда средствам связи, предназначенным для целей государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также предотвращения нарушения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации.
Оспариваемое предписание выдано обществу в связи с нарушениями: статьи 64 Закона о связи - необеспечения оператором реализации установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи требований к сетям и средствам связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечения безопасности Российской Федерации); пунктов 9 и 10 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 - установки соответствующей требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов в области связи системы управления сетью связи; невыполнение лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти (для операторов универсального обслуживания)); пункта 9 лицензионных требований N 91091 и пункта 10 лицензионных требований N 91090, в силу которых лицензиат обязан реализовывать устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий; пунктов 7 и 10 Правил.
Суд указал, что в материалы дела не представлены доказательства ввода в эксплуатацию технических средств, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность, в сети связи общества в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств; на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи.
Наличие выявленных управлением нарушений и оснований для выдачи предписания об устранении выявленных в ходе проведенной проверки нарушений суд счел доказанным.
Однако, как правомерно указали судебные инстанции, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
В оспариваемом предписании, как и в акте проверки, указаны лишь нормы действующего законодательства, предъявляемые к оператору связи, а также в общем виде раскрыто содержание вмененных обществу нарушений. В то же время какие-либо конкретные действия, которые необходимо совершить обществу для устранения выявленных нарушений, в предписании не указаны.
Более того, как следует из дословного текста предписания, обществом "не представлены документы, подтверждающие реализацию _ по согласованию_требований к сетям и средствам связи_для проведения оперативно-розыскных мероприятий_", что также свидетельствует об отсутствии ясных для понимания предписаний.
Суд проверил довод управления о том, что указав в предписании конкретный способ устранения выявленного правонарушения, управление тем самым лишает общество права выбора наиболее приемлемого и подходящего для него способа устранения нарушения, и обоснованно его отклонили. Управление, являясь уполномоченным и специализированным органом, обязано указать исполнителю предписания на конкретные действия, которые необходимо совершить в целях устранения выявленных нарушений. В противном случае неясность и недостаточная конкретность обязательных для оператора связи властных предписаний влечет за собой затруднительность в достижении основной цели предписания - своевременного и правильного устранения выявленных нарушений.
Суд правильно счел установленный в предписании срок устранения выявленных нарушений (не позднее дня, следующего за днем получения предписания) не соответствующим применительно к конкретным обстоятельствам дела требованию исполнимости предписания, поскольку в силу положений пункта 7 Правил, статьи 64 Закона о связи действия, которые следует совершить обществу для устранения выявленных нарушений, регламентированы как сроком, который составляет до 3 месяцев, так и действиями иных лиц (уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность). Таким образом, устранение выявленных управлением нарушений в срок, установленный оспариваемым предписанием, фактически не представляется возможным.
Кроме того, управление нормативно не обосновало, каким образом в течение одного дня можно выполнить все необходимые для устранения выявленных нарушений мероприятия.
Ссылка управления на письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.08.2013 N 07ИО-25170 "Об установлении сроков исполнения предписаний об установлении выявленных нарушений" подлежит отклонению, поскольку данное письмо нормативный характер не носит. Угроза безопасности государства, на которую ссылается в своей жалобе управление, должна устраняться исполнимыми способами.
При таких обстоятельствах выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу N А53-25704/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.