Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2023 г. N 1-КАД23-1-К3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н., Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белоумцева Александра Евгеньевича на кассационное определение судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2022 года по административному делу N 2а-3462/2021 по административному исковому заявлению Белоумцева А.Е. к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее также - ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ), филиалу "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ, начальнику филиала "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ о признании незаконными действий, связанных с принятием решения от 17 марта 2021 года N 1/2-16/5 о предоставлении Белоумцеву А.Е. жилищной субсидии без учета норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Белоумцев А.Е., уволенный с военной службы по контракту в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 10 июля 2017 года состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений, состав семьи - четыре человека, форма обеспечения - жилищная субсидия.
Решением уполномоченного органа от 22 сентября 2020 года о внесении изменений в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, из состава семьи на обеспечение жилым помещением исключена дочь Белоумцева А.Е. - Б.
Решением начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжилье") от 6 октября 2020 года Белоумцеву А.Е. предоставлена жилищная субсидия на приобретение (строительство) жилого помещения (жилых помещений) на состав семьи из трех человек в размере 6 828 213,60 руб. (далее - субсидия).
Решением Северодвинского гарнизонного военного суда от 2 декабря 2020 года (с учетом апелляционного определения Северного флотского военного суда от 11 февраля 2021 года) указанные выше решения признаны незаконными, на начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ "Северрегионжилье" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу отменить решение от 22 сентября 2020 года и принять решение о предоставлении Белоумцеву А.Е. субсидии на состав семьи из четырех человек, включая дочь Б., исходя из норматива общей площади жилого помещения 18 кв.м с учетом суммы предоставленной по решению от 6 октября 2020 года субсидии.
Решением ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ от 17 марта 2021 года (подписано начальником филиала "Северный") произведен расчет дополнительной суммы субсидии в размере 2 276 071,20 руб. (субсидия на состав семьи из четырех человек: 9 104 244,80 руб. минус ранее выплаченная субсидия в размере 6 828 213,60 руб.).
Ссылаясь на неверное определение размера субсидии, подлежащей выплате на состав семьи из четырех человек, 25 мая 2021 года Белоумцев А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий административных ответчиков, связанных с предоставлением ему жилищной субсидии без учета норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года, просил возложить на ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации обязанность отменить названное решение и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), исходя из норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации на день принятия уполномоченным лицом нового решения.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 12 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 8 декабря 2021 года, административные исковые требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано незаконным, на начальника филиала "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ возложена обязанность его отменить и в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении Белоумцеву А.Е. и членам его семьи дополнительной суммы субсидии, исходя из норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2021 года.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2022 года вынесенные по делу судебные постановления оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Белоумцев А.Е. просит обжалуемые судебные акты изменить, указав об определении размера полагающейся ему и членам его семьи субсидии исходя из норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации на день принятия административным ответчиком нового решения.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 27 февраля 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что при рассмотрении настоящего дела судами допущены такого характера нарушения норм материального права.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, удовлетворяя требования Белоумцева А.Е., исходил из того, что административный ответчик, принимая решение в марте 2021 года, при расчете субсидии неверно применил утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) от 29 июня 2020 года N 351/пр норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года, указав на необходимость применения норматива на первое полугодие 2021 года, мотивируя тем, что с момента выплаты субсидии 9 октября 2020 года и до принятия оспариваемого решения прошло более 5 месяцев и за этот период изменились экономические и социальные условия.
Суд кассационной инстанции в обоснование вывода о законности судебных актов сослался на то обстоятельство, что оспариваемое решение принято именно 17 марта 2021 года, отменено, по сути, только в части расчета доплаты субсидии, в связи с чем оснований для определения иной даты, на которую должен быть произведен расчет размера субсидии, подлежащей выплате Белоумцеву А.Е. на состав семьи из четырех человек, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации такой вывод судов первой, апелляционной и кассационной инстанций считает основанным на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных поименованным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абзацев первого и второго пункта 16 статьи 15 названного закона при предоставлении жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила).
Правила, устанавливая порядок расчета субсидии, определяют в качестве уполномоченного лица федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, а также подлежащую применению формулу: Р = Н х С х К с, где Н - норматив общей площади жилого помещения (18 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек); С - норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; К с - поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы (пункт 2).
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, наделено собственными полномочиями, закрепленными в Положении о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, в частности, на основании и во исполнение федеральных законов самостоятельно принимает акты об определении норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Российской Федерации, подлежащего применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета (подпункты 5.2 и 5.2.38 пункта 5).
Анализ приказов Минстроя России, принимаемых ежеквартально с 10 января 2014 года во исполнение названного выше полномочия, свидетельствует о том, что устанавливается не только норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья, но и период, в течение которого он действует, как правило, на полугодие.
Так, на день вынесения оспариваемого решения действовал норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации в размере 49 173 руб., утвержденный приказом Минстроя России от 24 декабря 2020 года N 852/пр на 1-й квартал 2021 года; на день принятия судебного решения и вступления его в законную силу - 55 720 руб. (приказы Минстроя России от 7 июня 2021 года и 28 сентября 2021 года соответственно).
Указанные нормативные правовые акты подтверждают правильность выводов суда о незаконности решения административного ответчика от 17 марта 2021 года, которым при расчете субсидии применен норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленный на второе полугодие 2020 года в размере 48 634 руб. приказом Минстроя России от 29 июня 2020 года N 351/пр.
Вместе с тем суд, возлагая обязанность в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного акта принять новое решение о расчете субсидии, исходя из норматива, установленного на первое полугодие 2021 года, не применил пункт 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", из буквального толкования требований которого в системном единстве с предписаниями Правил следует, что размер жилищной субсидии определяется исходя из норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации на момент ее предоставления, определяемый датой принятия соответствующего решения.
При таком положении позиция судов о несостоятельности доводов административного истца в этой части не основана на нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
С учетом изложенного довод Белоумцева А.Е. о необходимости применения при расчете субсидии после отмены оспариваемого решения норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации на день принятия нового решения является обоснованным.
Поскольку судами допущены ошибки в применении норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения административного дела, обжалуемые судебные акты подлежат изменению.
Руководствуясь статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
кассационное определение судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2022 года изменить, изложив абзац четвертый резолютивной части решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 12 августа 2021 года в следующей редакции: "Возложить обязанность на начальника филиала "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении Белоумцеву А.Е. и членам его семьи дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), исходя из норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действующего на день принятия уполномоченным лицом решения".
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2023 г. N 1-КАД23-1-К3
Опубликование:
-