г. Краснодар |
|
01 июня 2015 г. |
Дело N А32-13192/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кудепста"" (ИНН 2320209100, ОГРН 1132366000249, ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Сочи, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2014 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-13192/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кудепста"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - учреждение) об определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 75 231 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:990, расположенного по адресу:
Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, м-н Кудепста, участок N 7 (далее - земельный участок) в размере определенной по состоянию на 01.01.2011 рыночной стоимости земельного участка - 199 497 260 рублей (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации города Сочи (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015, исковые требования удовлетворены ввиду наличия у общества как арендатора земельного участка интереса в инициировании процедуры оспаривания результатов определения его кадастровой стоимости на основании установления в отношении названного объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, считая недостоверной определенную путем проведения судебной экспертизы величину рыночной стоимости земельного участка.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что по распоряжению управления от 22.03.2006 N 04-04/1123С переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования открытого акционерного общества "Агрофирма "Кудепста"" (правопредшественника общества) земельным участком на право его аренды, управление и общество заключили договор от 27.04.2006 N 04-24/189С аренды земельного участка, с разрешенным использованием для застройки микрорайона "Кудепста-3" и жилого комплекса (далее - договор аренды). Арендная плата определена как произведение базовой ставки арендной платы, коэффициента зональной дифференциации, коэффициента целевого использования и площади земельного участка. Пересмотр размера ежегодной арендной платы допущен сторонами в связи с инфляцией, индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, а также изменением рыночной стоимости земельного участка. Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) 06.07.2006 под записью регистрации N 23-23-22/009/2006-074. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 27.04.2006. По договору от 07.07.2006 N 7 общество передало жилищно-строительному кооперативу "Гранит" права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды. Государственная регистрация договора перенайма от 07.07.2006 осуществлена 28.07.2006.
По договору от 12.03.2007 N 7/7 жилищно-строительный кооператив "Гранит" передал жилищно-строительному кооперативу "Гермес" права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды. Государственная регистрация договора перенайма от 12.03.2007 осуществлена 23.04.2007. Администрация и жилищно-строительный кооператив "Гермес" на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.06.2012 N 520-р заключили дополнительное соглашение от 23.11.2012 о внесении изменений в наименование арендодателя - муниципальное образование город Сочи в связи с регистрацией права муниципальной собственности на земельный участок. По договору от 29.07.2013 N 7/7/1 жилищно-строительный кооператив "Гермес" передал права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды обществу. Государственная регистрация договора перенайма от 29.07.2013 осуществлена 24.08.2013. В выписке из реестра от 11.07.2014 N 23-0-1-166/4020/2014-8580 в качестве арендатора земельного участка указано общество.
Из письма учреждения от 24.04.2013 следует, что на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка равен 19 291 рублю 79 копейкам, а его кадастровая стоимость составляет 1 451 340 653 рубля 49 копеек. Соответствующие сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 25.10.2012. В результате проведенной по делу судебной экспертизы установлено, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 199 497 260 рублей (экспертное заключение общества с ограниченной ответственностью "Краснодарский центр судебных экспертиз" от 27.08.2014 N 1247). Ссылаясь на существенное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, общество обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 167-ФЗ; далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и применяется для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлениях от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировал правовые подходы, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, может быть определена посредством указания его рыночной стоимости. Положениями главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и регулирующих порядок проведения государственной кадастровой оценки подзаконных актов установлена необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей путем использования при определении первой ценообразующих факторов, существовавших на момент определения второй. Приведение кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствие его рыночной стоимости возможно при условии доказанности величины рыночной стоимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, указываемую во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В отсутствие такой даты в отчете она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ в действовавшей на момент обращения общества в суд редакции допускалось оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в арбитражном суде юридическими лицами в случае, если такие результаты затрагивали права и обязанности этих лиц. Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Экспертным заключением общества с ограниченной ответственностью "Краснодарский центр судебных экспертиз" от 27.08.2014 N 1247 подтверждено значительное превышение включенной в сведения государственного кадастра недвижимости кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, существовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки земель (соответственно 1 451 340 653 рубля 49 копеек и 199 497 260 рублей).
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель), в силу статей 606, 610, 614 Гражданского кодекса, обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) провозглашен принцип платности использования земли, допускающий предусмотренные законом исключения. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 65 Земельного кодекса). Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации издано постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей. Арендная плата по договорам, заключенным после вступления в силу Земельного кодекса, является регулируемой, а изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий таких договоров аренды без внесения в текст договоров подобных изменений (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"). В постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, имея ввиду нормативный порядок регулирования арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю, подчеркнул, что принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Прямой зависимостью арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка обусловлен подлежащий судебной защите интерес общества в удовлетворении заявленных требований. Соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А32-13192/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.