г. Краснодар |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А01-1552/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рогальского С.В. и Чесняк Н.В,, при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546) - Божковой Ю.В. (доверенность от 02.02.2015), от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) - Делока З.Р. (доверенность от 11.09.2013), в отсутствие третьего лица - Министерства финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.10.2014 (судья Парасюк Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (судьи Тимченко О.Х., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А01-1552/2014, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании 1 440 497 рублей 68 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Адыгея.
Решением от 07.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.01.2015, с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу администрации взыскано 1 440 497 рублей 68 копеек убытков в возмещение расходов, связанных с приобретением жилого помещения Готка В.А. Судебные акты мотивированы тем, что обязанность по компенсации стоимости предоставленного инвалиду и его семье жилья возложена на федеральный бюджет. Поскольку администрация понесла расходы в связи с исполнением решения суда общей юрисдикции, то они должны быть компенсированы за счет казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить обжалуемые судебные акты и производство по делу в отношении него прекратить. По мнению заявителя, федеральным законодательством к расходным обязательствам Российской Федерации относится обеспечение жильем только тех инвалидов, которые стали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. Дети Готка В.А. как инвалиды признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с 13.02.2013, в связи с чем обеспечение их жильем относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации за счет его жилищного фонда или муниципального жилищного фонда в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено, что согласно выписке из протокола N 5 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации от 13.02.2013, утвержденного распоряжением администрации от 21.02.2013 N 547-р, Готка Н.И. 2001 года рождения, Готка А.И. 2003 года рождения и Готка П.И. 1998 года рождения, проживающие с матерью Готка В.А. включены в список граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями и имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, заключений от 30.01.2013 ВК N 65, 66, 67, выданных Адыгейским республиканским психоневрологическим диспансером, постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную площадь" с 14.02.2013.
Определением Верховного Суда Республики Адыгея от 23.07.2013 по делу N 33-726 на администрацию возложена обязанность предоставить Готка В.А., действующей в интересах своих несовершеннолетних детей, жилое помещение общей площадью не менее 60 кв. м, заключив с ней договор социального найма.
Во исполнение данного определения Верховного Суда Республики Адыгея на основании муниципального контракта от 17.12.2013 N 20 администрация приобрела четырехкомнатную квартиру, общей площадью 72,1 кв. м, расположенную по адресу: г. Майкоп, пос. Подгорный, ул. Ленина, д. 62, кв. 1, стоимостью 1 440 497 рублей 68 копеек, что подтверждается заявкой на кассовый расход от 26.12.2013 N 00000 572 на сумму 1 440 497 рублей 68 копеек, платежным поручением от 26.12.2013 N 2263004, свидетельством о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества от 20.12.2013 серии 01-АА N 555275,
11 февраля 2014 года администрация (наймодатель) и Готка В.А. (наниматель) заключили договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из четырех жилых комнат в четырехкомнатной квартире, общей площадью 72,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Майкоп, пос. Подгорный, ул. Ленина, д. 61, кв. 1, для проживания в нем (пункт 1.1 договора).
Полагая, что расходы, связанные с приобретением квартиры семье, имеющей детей-инвалидов, должны быть компенсированы за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Статья 17 Закона N 181-ФЗ определяет, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10 и от 04.06.2013 N 499/13 разъяснено, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений соответствующим категориям граждан по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В преамбуле Закона N 181-ФЗ указывается, что предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения статей 17 и 28.2 Закона N 181-ФЗ, в которых указывается, что инвалиды, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем в порядке статьи 28.2 за счет средств федерального бюджета путем передачи соответствующих полномочий органам субъектов Российской Федерации, а инвалиды, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, определяют лишь источники правового регулирования. Эти нормы не дают оснований считать, что для инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, меры социальной защиты предоставляются не из федерального бюджета.
Преамбула Закона N 181-ФЗ относит меры социальной защиты инвалидов к расходным обязательствам Российской Федерации независимо от времени постановки их на учет.
Такое толкование названного Закона получило отражение и в практике Верховного Суда Российской Федерации (определение от 24.02.2015 N 303-ЭС15-1145).
Поскольку администрация за счет собственного бюджета исполнила обязательства Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили иск за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Суды достаточно полно исследовали обстоятельства дела, надлежаще оценили доказательства, правильно применили нормы материального права. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющиеся основаниями для отмены судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 07.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А01-1552/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.