г. Краснодар |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А32-36605/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Савенко Л.И., при участии от истца - индивидуального предпринимателя Литвякова Николая Геннадьевича (ИНН 231293328821, ОГРН 308231226900037) - Хугаева А.Т. (доверенность от 10.06.2015), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) и отсутствие третьего лица - Управления транспорта и охраны окружающей среды муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310133029, ОГРН 1082310016580), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2014 (судья Баганина С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-36605/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Литвяков Н.Г. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о взыскании 380 860 рублей 62 копеек задолженности в счет возмещения недополученных доходов при осуществлении пассажирских перевозок в ноябре - декабре 2013 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привечено Управление транспорта и охраны окружающей среды муниципального образования город Краснодар (далее - управление).
Решением от 19.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.03.2015, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что администрация необоснованно уклоняется от выплаты субсидий.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что администрация не является главным распорядителем бюджетных средств. Уполномоченным органом, осуществляющим расчет размера субсидий, является управление. Денежные средства на оплату субсидий должны были быть выделены управлению Департаментом финансов администрации муниципального образования города Краснодара, поэтому администрация не является надлежащим ответчиком.
Отзыв на жалобу в суд не поступил. В судебном заседании представитель предпринимателя отклонил доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, предприниматель (перевозчик) и администрация (заказчик) заключили договоры от 09.07.2010 N 00001-Ф, от 15.08.2011 N 037-2/2011, от 15.08.2011 N042-2/2011, от 11.03.2012 N 071-1/2012 на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и пригородных маршрутах регулярного сообщения, по условиям которых администрация поручила, а перевозчик принял на себя обязательства осуществлять регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, указанным в приложении к договорам. Данное приложение является неотъемлемой частью договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения и, помимо маршрута, содержит также наименование, количество, тип, категорию, класс транспортного средства, расписание движения по муниципальным городским и муниципальным пригородным маршрутам. В соответствии с пунктом 2.1.4 договоров администрация обязалась своевременно организовать работы по возмещению затрат, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения, обеспеченных финансированием в местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар).
Судами установлено и администрация не оспаривает, что с ноября по декабрь 2013 года предприниматель перевозил граждан по городским и пригородным маршрутам по цене проезда, установленной ниже фактической стоимости перевозки пассажиров и багажа.
Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.07.2013 N 19/2013-ат "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом в размере 1,22 рубля за пассажиро-километр в пригородном сообщении муниципального образования город Краснодар на муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения в отношении маршрутов, по которым предприниматель осуществляет перевозки.
Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 23.10.2013 N 30/2013-ат "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров общественным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярного сообщения Краснодарского края", действующим до его отмены Приказом Региональной энергетической комиссии от 07.05.2014, на основании экспертного заключения установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом: на междугородных маршрутах регулярного сообщения в размере 1,42 рубля за каждый пассажиро-километр; на пригородных маршрутах регулярного сообщения - 1,29 рубля за каждый пассажиро-километр. Установлен также предельный максимальный тариф на провоз каждого места багажа в автобусах всех типов в зависимости от расстояния.
Решением городской Думы Краснодара от 21.05.2009 N 56 (в редакции решения городской Думы Краснодара от 27.06.2012 N 31 пункт 2) пункт 1 "О предоставлении отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории муниципального образования город Краснодар, дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда на муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар" установлен максимальный размер стоимости проезда в городе Краснодаре - 18 рублей.
В соответствии с постановлением администрации от 11.08.2009 N 2829 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими перевозки граждан в автомобильном транспорте на муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар на условиях предоставления меры социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 21.05.2009 N 56 п. 7 "Об установлении на территории муниципального образования город Краснодар меры социальной поддержки по оплате проезда жителям муниципального образования город Краснодар"" право на получение субсидий согласно утвержденному порядку имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар по тарифам, установленным муниципальными правовыми актами муниципального образования город Краснодар.
Субсидии предоставляются получателю в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и одного места багажа на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар по тарифам, установленным муниципальными правовыми актами муниципального образования город Краснодар, ниже уровня экономически обоснованных тарифов на указанные услуги.
Расчет размера субсидий согласно части 5 Порядка осуществляется Управлением транспорта администрации муниципального образования город Краснодар на основании документов, представляемых получателем до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Постановлением администрации от 28.05.2013 N 3563 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования город Краснодар, в связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 N 43 п.1" отменено действие постановления от 28.08.2009 N 3006 с момента опубликования (28.05.2013) и установлен новый порядок возмещения неполученных доходов, согласно которому право на получение субсидий имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки на территории муниципального образования город Краснодар, в связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 N 43 п. 1 "О предоставлении отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории муниципального образования город Краснодар, дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда на муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар" (далее - получатель), обратившиеся за получением субсидий.
Субсидии предоставляются получателям в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 N 43 п. 1 "О предоставлении отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории муниципального образования город Краснодар, дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда на муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар". Возмещению подлежат недополученные доходы, образовавшиеся в связи с предоставлением указанных дополнительных мер социальной поддержки с 01.03.2013.
Пунктами 1 и 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 15 названного Кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16, 1069 Кодекса).
В силу статьи 9 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" органы местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае в пределах своей компетенции организовывают транспортное обслуживание населения в пределах муниципального образования в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также компенсируют убытки перевозчикам, обслуживающим муниципальные городские, муниципальные пригородные и муниципальные междугородные маршруты, образующиеся от работы по тарифам, установленным ниже себестоимости перевозки пассажиров, а также от работы на маршрутах, функционирование которых и количество выполняемых рейсов (время работы) обусловлено социальной необходимостью, в соответствии с договорами на осуществление регулярных пассажирских перевозок, заключенными органом местного самоуправления.
Оценив в соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие осуществление перевозок и выполнение предпринимателем возложенных на него администрацией обязанностей по осуществлению льготных перевозок отдельных категорий граждан, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы жалобы о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению. Стороной заключенных договоров является администрация, которая обязалась обеспечить выплаты затрат, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах. Предприниматель не имеет договорных отношений с управлением. Возложение решением городской Думы на управление обязанностей по контролю за определением объема предоставления субсидий и осуществлению расчета предоставляемых субсидий не является основанием для признания ответчиком по рассматриваемому спору управления. Довод о необоснованном непривлечении к участию в деле Департамента финансов администрации муниципального образования города Краснодара, который должен был выделить денежные средства управлению, также отклоняется. Управление и названный департамент входят в структуру администрации, которая не обосновала невозможность полноценного представления интересов муниципального образования город Краснодар в настоящем споре.
Правильность расчета исковых требований, основанного на расчете управления, ответчик не опроверг.
Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу N А32-36605/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.