г. Краснодар |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А15-2262/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Гиданкиной А.В. и Денека И.М., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Дирекция по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 2000-летию основания города "Дербента"" (ИНН 0572004595, ОГРН 1130572000976), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (ИНН 0562044239, ОГРН 1020502629795), третьих лиц: открытого акционерного общества "Мостоотряд-99" (ИНН 0536005963, ОГРН 1020501836266), общества с ограниченной ответственностью "Дорстройотряд-99", открытого акционерного общества "Газинжсети", общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительное управление N 2", Магомедова Т.Х., надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Дирекция по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 2000-летию основания города "Дербента"" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.12.2014 (судья Тагирова З.Т.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 (судьи Бейтуганов З.А., Жуков Е.В., Джамбулатов С.И.) по делу N А15-2262/2014, установил следующее.
Государственное казенное учреждение Республики Дагестан "Дирекция по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 2000-летию основания города "Дербента"" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконными решения и предписания от 30.05.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - антимонопольный орган, управление) по делу N 256К-2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Мостоотряд-99", ООО "Дорстройотряд-99", ОАО "Газинжсети", ООО "Дорожно-строительное управление N 2", Магомедов Т.Х.
Решением суда от 05.12.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты. Податель жалобы ссылается на то, что суды сделали неправильный вывод о нарушении учреждением пункта 8 части 1 статьи 50 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Отзывы в суд не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела и установили судебные инстанции, учреждение (заказчик) 30.03.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовало извещение N 0803200013114000003 о проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение дорожно-строительных работ по реконструкции улиц г. Дербента. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 339 269 407 рублей.
На участие в конкурсе поступило 4 заявки (ОАО "Мостоотряд-99", ООО "Дорстройотряд-99", ОАО "Газинжсети" и ООО "Дорожно-строительное управление N 2"), которые признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ и конкурсной документации. Первый номер присвоен заявке N 2, победителем признано ОАО "Мостоотряд-99".
На основании обращения Магомедова Т.Х. на нарушения, допущенные при проведении учреждением конкурса, управление возбудило дело N 256К-2014 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок. По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган вынес решение, которым признал необоснованной жалобу Магомедова Т.Х.; заказчика - нарушившим пункт 8 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ, комиссию заказчика - нарушившей часть 2 статьи 53 Закона N 44-ФЗ; выдано предписание об отмене протоколов, составленных при проведении конкурса N 0803200013114000003, приведении документации в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Оценив представленные в дело доказательства и доводы сторон, суды отказали в удовлетворении требования. При этом суды руководствовались следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (часть 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
В силу статьи 24 Закона N 44-ФЗ одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (части 1 и 3 статьи 48 Закона N 44-ФЗ).
Положениями статьи 51 Закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно части 2 которой участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения) (пункт 5 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. В силу части 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Аналогичные требования к заявке на участие в открытом конкурсе предусмотрены конкурсной документацией.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды установили следующее. Заявки ОАО "Мостоотряд-99", ООО "Дорстройотряд-99", ОАО "Газинжсети" и ООО "Дорожно-строительное управление N 2" на участие в конкурсе не содержали указанную в пункте 5 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ документации информацию, подтверждающую внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, с отметкой банка).
В заявках ООО "Дорстройотряд-99", ОАО "ДСУ N 2" и ОАО "Мостоотряд-99" содержатся копии платежных поручений, заверенные самими участниками, а не банком. В заявке ОАО "Газинжсети" платежное поручение имеется, однако в нем отсутствует запись о списании со счета данного участника конкурса указанной в нем суммы.
Поскольку требования закона и конкурсной документации, предъявляемые к документу, подтверждающему внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе, при подаче заявки участниками не соблюдены, заявки не могли быть признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ, конкурсной документации и, как следствие, надлежащими.
Согласно части 5 статьи 56 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки. В силу пункта 8 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления. Между тем суды установили, что конкурсная документация заказчика в нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ не содержит информацию о дате начала и окончания срока предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации. Такой информации не содержится в размещенном в сети Интернет извещении о проведении конкурса.
Суды обоснованно отклонили ссылку заявителя на часть 7 статьи 50 Закона N 44-ФЗ. Дача разъяснений на запросы участников не освобождает заказчика от обязанности включать в документацию о конкурсе согласно пункту 8 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона информацию о дате начала и окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали учреждению в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Данный вывод судов переоценке судом кассационной инстанции не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу. Доводы учреждения не опровергают правильности выводов судов, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права. Кроме того, доводы кассационной жалобы тождественны тем доводам, которым судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется. Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе учреждением не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции учел судебную практику по аналогичным спорам (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.02.2015 по делу N А76-8552/2014, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.2015 по делу N А59-4154/2014).
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.12.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу N А15-2262/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.