г. Краснодар |
|
19 июня 2015 г. |
Дело N А53-29101/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 16 октября 2015 г. N 308-АД15-12514 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шабашовой И.С. (доверенность от 12.12.2014), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области (ИНН 616424352, ОГРН 1056164280920), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2015 (судья Шапкин П.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 (судьи Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р., Сулименко О.А.) по делу N А53-29101/2014, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2014 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 400 тыс. рублей штрафа, признании недействительным представления 12.11.2014.
Решением суда от 19.02.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 19.02.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 16.04.2015. Заявитель жалобы считает, что общество нарушило не только срок, но и порядок уведомления управления о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности. Форма, срок и порядок уведомления предусмотрены приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (далее - приказ N 147). Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение" (далее - Закон от 23.07.2013 N 207-ФЗ) внесены существенные изменения в часть 3 статьи 18.15 Кодекса, которая предусматривает ответственность и за нарушение порядка уведомления управления о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Сальскую дистанцию сигнализации, централизации блокировки - структурное подразделение Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала общества (далее - Сальская дистанция СЦБ) с просьбой о трудоустройстве 13.08.2014 обратился гражданин Украины Лысенко А.Ю., 13.08.1987 дата рождения. Сальская дистанция СЦБ заключила с Лысенко А.Ю. временный трудовой договор от 13.08.2014 N 14, один экземпляр которого он лично представил в управление с целью получения разрешения на работу. Доказательств осуществления Лысенко А.Ю. трудовой деятельности по договору от 13.08.2014 N 14 в материалы дела не представлено.
После получения разрешения на работу на период с 04.09.2014 по 10.06.2015 Сальская дистанция СЦБ заключила с Лысенко А.Ю. трудовой договор от 08.09.2014 N 14 на срок до 10.06.2015.
В адрес управления 08.09.2014 общество направило уведомление о заключении трудового договора с Лысенко А.Ю., которое 29.09.2014 возвращено обществу, с указанием, что оно не соответствует приказу N 147.
Общество 29.09.2014 направило в управление уведомление установленной формы о заключении трудового договора с Лысенко А.Ю., которое получено управлением 01.10.2014, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Управление 20.10.2014 вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 06.11.2014 N 150327/1381 и вынесено постановлением от 12.11.2014 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса в виде 400 тыс. рублей штрафа. Обществу выдано представление от 12.11.2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Считая незаконными постановление и представление от 12.11.2014 общество оспорило их в судебном порядке.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В силу части 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом N 147 установлена обязанность в срок не более 3-х рабочих дней, в указанном случае с даты заключения трудового договора, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы России.
Уведомление представляется уведомителем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи в соответствии с данным Порядком (пункт 6 приложения N 6 к приказу N 147).
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением обществу вменено в качестве правонарушения только несвоевременное направление уведомления, однако до возбуждения дела об административном правонарушении и составления в отношении общества протокола об административном правонарушении общество исполнило обязанность по уведомлению управления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, в том числе в надлежащей форме (с соблюдением установленного порядка).
Первоначальное направление уведомления (08.09.2014) в ненадлежащей форме послужило основанием для его возвращения обществу, и как следствие, причиной пропуска установленного приказом N 147 срока.
При вынесении судебных актов суды правомерно учли, что на момент совершения действий по уведомлению управления о заключении трудового договора с Лысенко А.Ю., законом не установлена административная ответственность за нарушение срока уведомления.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует учитывать, что частью 3 статьи 18.15 Кодекса устанавливается ответственность за неуведомление управления, а не за уведомление его с нарушением срока.
Суды обоснованно отклонили довод управления, что приведенные разъяснения не актуальны применительно к диспозиции части 3 статьи 18.15 Кодекса в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 207-ФЗ, поскольку указанная редакция также не предусматривала нарушение срока уведомления.
Нарушение срока уведомления введено в диспозицию части 3 статьи 18.15 Кодекса Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 357-ФЗ), который вступил в силу с 01.01.2015.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса в редакции Закона N 357-ФЗ административная ответственность предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Таким образом, нарушение трехдневного срока уведомления предусмотрено законодателем в качестве составообразующего действия только с 01.01.2015.
Суды установили, что общество исполнило обязанность по уведомлению управления о заключении трудового договора с Лысенко А.Ю., в том числе в надлежащей форме (с соблюдением установленного порядка). На основании изложенного и с учетом диспозиции части 3 статьи 18.15 Кодекса суд сделал правильный вывод об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем у управления отсутствовали основания для вынесения постановления от 12.11.2014 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса, следовательно, указанное постановление правильно признано незаконным и отменено.
С учетом отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения по части 3 статьи 18.15 Кодекса у управления также отсутствовали основания для выдачи обществу представления от 12.11.2014, следовательно, указанное представление обоснованно признано недействительным, как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу N А53-29101/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что общество исполнило обязанность по уведомлению управления о заключении трудового договора с Лысенко А.Ю., в том числе в надлежащей форме (с соблюдением установленного порядка). На основании изложенного и с учетом диспозиции части 3 статьи 18.15 Кодекса суд сделал правильный вывод об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем у управления отсутствовали основания для вынесения постановления от 12.11.2014 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса, следовательно, указанное постановление правильно признано незаконным и отменено.
С учетом отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения по части 3 статьи 18.15 Кодекса у управления также отсутствовали основания для выдачи обществу представления от 12.11.2014, следовательно, указанное представление обоснованно признано недействительным, как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы общества.
...
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу N А53-29101/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2015 г. N Ф08-3521/15 по делу N А53-29101/2014