Правовой режим космических объектов
В соответствии с новыми экономическими условиями Гражданский кодекс РФ предоставил гражданам и их объединениям право иметь в собственности любое не изъятое из оборота имущество и заниматься предпринимательской деятельностью, а также закрепил за названными субъектами иные права, объем которых существенно увеличился по сравнению с определенным в ранее действовавшем законодательстве. В Российской Федерации, как и в любой другой стране с рыночной экономикой, высоколиквидными объектами гражданского оборота, по поводу которых хозяйствующие субъекты вступают в гражданские правоотношения, несомненно, являются недвижимые вещи: здания, строения, сооружения, земельные участки, а также отнесенные законодателем к недвижимости (хотя и движимые по своей природе) водные, воздушные суда и космические объекты.
Наблюдаемая в настоящее время и постоянно усиливающаяся тенденция к коммерциализации космического пространства вносит определенные изменения в сложившийся образ государства как монопольного собственника космических объектов. Перед частными предпринимателями открывается возможность участвовать в космической деятельности. Но, как это часто бывает, законодатель не поспевает за развитием экономических (фактических) отношений, а существующие нормы права не всегда способны обеспечить полноценное регулирование, охрану и защиту прав хозяйствующих субъектов, желающих осваивать новую сферу. Поэтому в то время как правовой режим водных и воздушных судов довольно подробно определен нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормами международного права, в отношении космических объектов - изобретения сравнительно недавнего времени - действующее законодательство нашей страны содержит пробелы в регулировании, а имеющиеся положения нередко противоречивы. Рассмотрим эту проблему подробнее.
Космические объекты как недвижимые вещи
В соответствии с ГК РФ космические объекты относятся к категории недвижимых вещей (ст.130). Исходя из буквального толкования данной нормы закона, к недвижимости относятся не все космические объекты, а лишь подлежащие государственной регистрации (п.2 ст.130). Однако такое понимание может идти вразрез с нормами международного права, относящимися прежде всего к юридическому понятию космического объекта. (Отметим, что ни в одном нормативном правовом акте Российской Федерации его содержание не разъясняется.)
В международном публичном праве понятие "космический объект" распространяется лишь на космические аппараты, находящиеся в космическом пространстве или по отношению к которым предпринята попытка запуска, о чем свидетельствует определение данного термина: согласно Конвенции о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство*(1) (Нью-Йорк, 14 января 1975 г.), "термин "космический объект" включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части" (ст.I "b"). Такое же определение имеется в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами*(2) (Москва - Лондон - Вашингтон, 29 марта 1972 г.) (ст.I "d"). Поэтому космический объект, который смонтирован и даже установлен для запуска на стартовой площадке космодрома или пусковой установки, не является "космическим" в понимании международного (публичного) права.
Возникают, как минимум, два вопроса: с какого момента российский законодатель считает возможным присвоить подобному имуществу статус "космического объекта" и когда указанный "космический объект" становится недвижимостью?
Ответ на первый вопрос стоит искать, очевидно, не в правовой, а в научно-технической области. Так, если некий аппарат сконструирован для запуска на орбиту Земли и (или) в иное космическое пространство в целях выполнения работ или оказания услуг в космосе, то в технической (конструкторской) документации или в задании, определяющем его разработку и изготовление, он, видимо, будет обозначен как космический объект (аппарат), хотя, еще раз подчеркнем, в Российской Федерации ни одна норма права не содержит такого юридического понятия.
Что же касается момента, с которого законодатель должен признать космический объект недвижимым имуществом, то на основании нормы п.2 ст.130 ГК РФ можно утверждать: определяющим фактором здесь является установленная законодательством регистрация. И когда возникает необходимость регистрировать какой-либо космический объект, то его следует считать объектом недвижимости независимо от того, зарегистрирован он в качестве таковой или нет. Если же рассматривать понятия "подлежащий регистрации космический объект" (ст.130 ГК РФ) и "зарегистрированный космический объект" (ст.131 ГК РФ) с точки зрения их различий, то следует сказать, что до оформления государственной регистрации создателю принадлежит право собственности не на объект недвижимости как таковой, а на использованные для его постройки материалы. Поскольку момент регистрации недвижимой вещи служит правопорождающим фактом, до такой регистрации вновь созданная вещь юридически не существует. Иными словами, по причине отсутствия установленного законом порядка регистрации космических объектов как недвижимых вещей (хотя введение такого порядка предусмотрено в ГК РФ) получается, что "до момента государственной регистрации такие вновь создаваемые объекты не приобретают юридического режима недвижимости, следовательно, рассматриваются законом как движимость"*(3) со всеми вытекающими правовыми последствиями. Такая ситуация недопустима. Тем более что, исходя из общих принципов права, при двузначности нормы толковать ее следует в частных, а не публичных интересах, следствием чего должно стать уменьшение различных, в том числе бюрократических, ограничений. Представляется, что ГК РФ путем прямого отнесения космического объекта к недвижимому имуществу уже признал его существование в качестве недвижимости независимо от регистрации в качестве таковой.
Регистрация космических объектов
Деятельность в космосе - исключительная сфера ведения, относящаяся к компетенции Российской Федерации (п."и" ст.71 Конституции РФ). Законом РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-I "О космической деятельности" (с изм. и доп.) установлены правовые и организационные основы космической деятельности под юрисдикцией Российской Федерации. Последняя обязана регистрировать все космические объекты, по отношению к которым она является "запускающим государством" (ст.I "а" Конвенции о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство), и передавать Генеральному секретарю ООН информацию о каждом из них. Наряду с этим Российская Федерация в лице Российского авиационно-космического агентства (РАКА) ведет национальный регистр космических объектов. Космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации (ст.15 закона "О космической деятельности").
Такая "административная" регистрация имеет прежде всего публично-правовое значение как документальное подтверждение государственным органом распространения юрисдикции государства на конкретный космический объект с вытекающими из этого обязательствами в соответствии с требованиями международных конвенций и соглашений, регулирующих деятельность государств в космическом пространстве. Следует отметить, что права регистрации, юрисдикции и собственности не обязательно должны принадлежать одному и тому же государству. Так, в марте 1999 г. Российская Федерация в качестве "государства регистрации" (ст.I "с" Конвенции о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство) зарегистрировала запущенный американской ракетой-носителем с территории США телевизионный спутник вещания БОНУМ-1, принадлежавший компании "НТВ Плюс".
Однако с введением в законодательство России правила о том, что в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (п.2 ст.131 ГК РФ), регистрация космических объектов в нашей стране приобрела также частно-правовое значение, как и для вещей недвижимых de facto. Тем не менее, ст.131 ГК РФ ("Государственная регистрация недвижимости") с юридико-технической точки зрения не лишена недостатков. Судя по ее названию, речь должна идти о регистрации недвижимых вещей, но в действительности, за исключением п.2, в ней говорится о регистрации не столько вещей, сколько прав на них. Лишь в тексте нормы п.2 упомянута государственная регистрация именно имущества, однако никаких разъяснений, в чем она заключается и как должна быть организована, ни ГК РФ, ни какой-либо иной нормативный правовой акт не содержат. Неясно также, как государственная регистрация соотносится со специальной.
Если признать международную регистрацию космических объектов той самой специальной регистрацией, о которой сказано в ГК РФ, то она должна быть прямо предусмотрена законом, однако такой акт до настоящего времени не принят. К тому же непонятно, с какой статьи ГК РФ, регулирующий частные правоотношения хозяйствующих субъектов, будет распространять свои нормы на международные отношения государств? В данном случае не действует ст.7 ГК РФ, устанавливающая применение норм и принципов международного права к гражданским правоотношениям, так как международный договор Российской Федерации - Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство, - не применяется к частно-правовым отношениям участников гражданского оборота, а регулирует отношения государств (и межправительственных организаций) друг с другом.
Тем не менее, несмотря на введение специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, не имеющих правоустанавливающего характера, но служащих для дополнительного контроля над некоторыми видами такого имущества ("административная регистрация"), такие регистрация и учет космических объектов все же должны проводиться одновременно, наряду с государственной регистрацией, в едином государственном реестре учреждениями юстиции (п.1 ст.131 ГК РФ).
Регистрация прав на космические объекты
ГК РФ требует регистрировать права собственности и другие вещные права на недвижимые вещи - возникновение, переход, ограничение и прекращение таких прав. Указанная регистрация должна осуществляться учреждениями юстиции в едином государственном реестре, являющемся общим как для вещей недвижимых по природе, так и для объектов движимых, но признаваемых недвижимостью de jure. Тем не менее, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп.) (далее - Закон о регистрации) сказано, что его положения не распространяются на такой вид недвижимого имущества, как космические объекты (ст.33), поэтому создаваемые органы регистрации прав - те самые учреждения юстиции, предусмотренные в п.1 ст.131 ГК РФ, - не регистрируют права на космические объекты. Очевидно, предполагается разработать особый порядок их регистрации?
Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (ст.8) и Законом о регистрации (ст.33) предусматривается, что до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п.1 ст.131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав на космические объекты. Соответствующий федеральный закон, определяющий порядок регистрации прав на космические объекты, еще не принят. В Законе "О космической деятельности" такой порядок также не установлен, однако упоминается о том, что использование (эксплуатация) космической техники осуществляется ее собственником либо лицом, которому собственником или уполномоченным собственником лицом предоставлены в установленном законом порядке права на использование (эксплуатацию) космической техники при условии государственной регистрации прав на нее (п.1 ст.15). Но ни органы юстиции, ни РАКА - специально уполномоченный орган в области космической деятельности - регистрацию прав на космические объекты не производили и не производят. А так называемого "действующего порядка" просто никогда не существовало. Получается, что законодатель, признавая обязательность регистрации прав на космические объекты в целях их использования, не установил ни порядка регистрации, ни оснований для отказа в регистрации таких прав и даже не уполномочил ни один государственный орган регистрировать названные права. Налицо противоречие между ГК РФ и Законом о регистрации, поскольку в п.6 ст.131 ГК РФ сказано о едином законе, в котором устанавливаются порядок регистрации и основания для отказа в таковой. Между тем, даже момент возникновения права собственности на вновь создаваемый космический объект поставлен в зависимость от регистрации этого права (ст.219 ГК РФ).
Более того, в силу международных обязательств Россия как "запускающее государство" несет ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом, перед любыми третьими лицами, в том числе государствами, независимо от того, кто является его собственником. И если фактическим собственником*(4) будет являться частное лицо, то в случае недостаточного страхового покрытия*(5) государство (Россия) не сможет предъявить в порядке регресса исковые требования о возмещении понесенных убытков. Также у фактического собственника могут возникнуть заурядные проблемы с доказыванием принадлежащего ему права собственности на космический объект в любом гражданском или арбитражном процессе.
Тем не менее, создание отдельного реестра для регистрации прав на космические объекты, с практической точки зрения, представляется вполне целесообразным в силу специфики их правового режима и его существенного отличия от правового режима недвижимости de facto. Например, в соответствии с Законом о регистрации недвижимость всегда регистрируется по месту нахождения имущества в пределах регистрационного округа. Естественно, территориальный принцип регистрации неприменим к космическим объектам, а акт регистрации космического объекта как недвижимости сам по себе не может удостоверять право собственности лица на такой космический объект.
В соответствии с международными соглашениями космические объекты и их составные части в процессе старта, во время пребывания в космосе, в том числе на небесных телах, в период спуска и после возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, физическим или юридическим лицам, международным организациям, которым принадлежали до полета*(6). Иными словами, полет в космос ничего не меняет в принадлежности права собственности. Здесь нет связи между регистрацией, юрисдикцией и правом собственности; при всех условиях это право остается незатронутым. Права собственности на приборы, размещаемые на орбитальных станциях, если иное не предусматривается соглашением между заинтересованными сторонами, также сохраняются за их собственниками.
Особо интересен такой аспект права собственности на космический объект, как владение, т.е. в традиционном понимании возможность иметь вещь у себя, содержать ее в своем хозяйстве, фактически обладать ею. Частному лицу - собственнику трудно применить это правомочие по отношению к космическому объекту, постоянно находящемуся на орбите Земли или в более отдаленных районах космического пространства. К тому же, чтобы "владеть" космическим объектом, необходимо, как минимум, знать коды команд для управления им с Земли. Применить эти коды можно только в определенном месте - в Центре управления полетами, принадлежащем пока только государству, да и доступ к системам передачи данных не всегда представляется возможным. Налицо не установленное законом и не зарегистрированное в каком-либо государственном реестре прав ограничение права собственности, точнее, одного из правомочий, его составляющих. Кстати, в данном случае владение нужно рассматривать как юридическое, а не физическое, ибо последнее при нахождении космического объекта в космосе невозможно.
Проблемы у фактического собственника могут возникнуть и при осуществлении правомочия пользования космическим объектом. Например, в процессе создания и использования орбитальных станций*(7) и связанных с ними космических объектов разрабатываются новые технологические процессы, имеющие большое практическое значение, совершаются открытия. Значит, требуется охрана интеллектуальной собственности, получаемой информации, результатов экспериментов и т.п. Естественно, если собственником космического объекта является государство, то, как предусмотрено, например, в Соглашении о международной космической станции, возникновение права интеллектуальной собственности у государства привязано к регистрации того или иного элемента станции как космического объекта. Любая деятельность, осуществляемая внутри или на орбитальном элементе космической станции, которая может создать предпосылки для возникновения права интеллектуальной собственности, рассматривается как деятельность, осуществляемая только на территории государства-партнера, зарегистрировавшего этот элемент. Частному же лицу, не зарегистрировавшему право собственности на космический объект, трудно будет зарегистрировать и результат (изобретение, новую технологию и т.д.) интеллектуальной деятельности, полученный при помощи принадлежащего ему космического объекта.
Что касается правомочия распоряжения, здесь ситуация еще более сложная, поскольку отчуждение недвижимости подлежит государственной регистрации, и право собственности у приобретателя по договору возникает с момента такой регистрации.
Регистрация сделок с космическими объектами
Как было сказано, приобретатель (покупатель, одаряемый) космического объекта становится его собственником с момента регистрации отчуждения права собственности предыдущего владельца. Однако при таком регулировании вопроса о праве собственности на космические объекты, а точнее, отсутствии такого регулирования в российском законодательстве на практике могут возникать проблемы с приобретением в собственность какого-нибудь спутника, фактическим (не зарегистрировавшим свое право) собственником которого является российское юридическое или физическое лицо, и одновременным соблюдением предписаний законодательства. Ведь переход к покупателю права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации, и исполнение такого договора сторонами не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами (ст.551 ГК РФ). Как же поступать добросовестному участнику гражданского оборота? Представляется, что до создания системы регистрации возникновения, перехода, ограничения и прекращения прав на космические объекты в отношении этого вида недвижимости следует применять п.1 ст.223 ГК РФ, согласно которому право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, а не с момента государственной регистрации, как это предусмотрено п.2 ст.223 ГК РФ.
Утвердившийся в международном космическом праве и договорной практике договор аренды канала спутниковой связи*(8) довольно трудно применить в России, поскольку в силу положений Гражданского кодекса РФ, касающихся договора аренды, предметом договора аренды является имущество - вещь (ст.606, 607 ГК РФ). Канал спутниковой связи, представляющий собой определенный радиочастотный спектр, на котором происходит передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков (электросвязь)*(9), нельзя считать вещью. Невозможно использовать и так называемый наем имущественных прав (по той же причине), за исключением случаев, когда арендуется спутниковый передатчик целиком, без разделения на радиочастотные спектры. Для данных правоотношений российское законодательство предусмотрело такой вид договора, как договор возмездного оказания услуг, указав, в частности, что правила, регулирующие такие правоотношения, применяются к договорам оказания услуг связи (п.2 ст.779 ГК РФ).
Однако российские организации в отношениях с иностранными компаниями для осуществления спутниковой связи на территории Российской Федерации предпочитают заключать договоры аренды емкости космического спутника. В связи с тем, что выведенный на космическую орбиту спутник связи не является недвижимым объектом с местом нахождения в России (поскольку располагается за ее пределами), а анализ ст.42, 146, 148, 246 и прямое указание ст.164 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что доходы от сдачи в аренду емкости спутника, полученные иностранной компанией, не относятся к доходам из источников в Российской Федерации, то такие доходы иностранной компании не облагаются налогом на прибыль при их выплате. К тому же для целей исчисления НДС местом реализации услуг по сдаче в аренду космического сегмента спутника, оказываемых иностранной компанией российскому предприятию, является территория иностранного государства, а плательщиком налога выступает иностранная компания - балансодержатель данного спутника. Таким образом, операции по реализации указанных услуг не подлежат обложению НДС в Российской Федерации. Законодателю есть над чем задуматься.
В случае заключения договора о залоге космических объектов, которые являются предметом ипотеки в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"*(10), такой залог должен быть зарегистрирован в специальном государственном реестре, причем его регистрация ставится в зависимость от того, находится ли данный объект в космическом пространстве (в этом случае он должен быть зарегистрирован в специальном реестре в соответствии с нормами международного космического права) или он лишь "предназначен для исследования или использования в гражданских целях космического пространства" (другими словами, он не запущен в космическое пространство и не расценивается как "космический объект" с позиций международного космического права). В последнем случае его залог должен быть зарегистрирован в специальном государственном реестре залога таких космических объектов*(11), которого, опять же, не существует. Тем не менее, информационная ценность такой регистрации для потенциальных приобретателей этого вида недвижимости более чем важна и значительна.
Что касается международной регистрации залога космических объектов, то международное частное право сделало большой шаг вперед в решении данного вопроса: 16 октября 2001 г. была принята и ратифицирована 22 государствами*(12) подготовленная УНИДРУА Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования. Результатом явилось создание самостоятельного вещного права международного характера, не зависящего от национального законодательства, - международная регистрация обременения высокоценных активов (космическое имущество, авиационное оборудование, подвижные железнодорожные составы, их составляющие и права на получение дохода и прибыли от их использования) и создание специальных ускоренных способов защиты этого права. Особенностью данной конвенции является необходимость принятия отдельных протоколов в отношении каждого из указанных трех видов подвижного оборудования. И если протокол по авиационному оборудованию был ратифицирован в один день с названной конвенцией, то протокол в отношении космического имущества в силу особо сложных вопросов, связанных с осуществлением космической деятельности, находится на стадии подготовки.
Вернемся к российскому праву. В последнее время Российское авиационно-космическое агентство лоббирует в Государственной Думе законопроекты, связанные с коммерциализацией космической деятельности. Так, был принят Госдумой и Советом Федерации, но отклонен Президентом РФ проект федерального закона "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства". Законопроект дает определение предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства (предпринимательской космической деятельности) как самостоятельной деятельности, осуществляемой на свой риск под контролем государства и направленной на получение прибыли. Видами такой деятельности, в частности, признаются возмездное оказание услуг по подготовке и запуску иностранных космических аппаратов и управлению ими, возмездное оказание услуг по подготовке российских и иностранных космонавтов, туристов и осуществлению их полетов на российских космических кораблях и орбитальных станциях, продажа космической продукции и иные сделки с ней и др. Проект также вводит термин "космическая продукция", возлагает регулирование предпринимательской космической деятельности в законодательстве в том числе на Гражданский кодекс РФ, устанавливает контроль за совершением сделок с космической продукцией, а также с объектами космической инфраструктуры. Целая глава законопроекта посвящена отношениям собственности при осуществлении предпринимательской космической деятельности. Указывается, в частности, что космическая продукция и объекты космической инфраструктуры могут находиться в государственной, муниципальной или частной собственности. Вероятно, новая редакция законопроекта вскоре будет вновь внесена на рассмотрение в Государственную Думу РФ*(13).
Пока же в законодательстве России имеется пробел, оставляющий без ответов вопросы о регистрации космических объектов, а также прав на них. Изложенное позволяет сформулировать основные проблемы, существующие в данной области.
1. Законодатель предусматривает государственную регистрацию космических объектов как недвижимости, но не устанавливает ее порядок в Законе о регистрации. Но есть ли необходимость регистрировать космические объекты в качестве недвижимости в соответствии со ст.130 ГК РФ? Нужно ли вводить частно-правовую регистрацию в дополнение к международной и национальной технической регистрации, которую ведет Российское авиационно-космическое агентство?
2. В законодательных актах упоминается о существовании права собственности на данный вид недвижимого имущества, что также подразумевает наличие порядка государственной регистрации прав на космические объекты. Как говорилось, такой порядок не установлен в Законе о регистрации, там нет и ссылок на иные нормативные акты, регулирующие данную деятельность. Соответствующий федеральный закон, определяющий порядок регистрации прав на космические объекты, еще не принят. Почему же одни и те же учреждения юстиции не ведут единого реестра прав на недвижимость de facto и космические объекты, как это предписано ГК РФ?
3. В законе "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", устанавливающем, что до принятия соответствующих федеральных законов применяется действующий порядок регистрации прав на космические объекты, никак не отражен тот факт, что такого порядка в официально опубликованных и зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ законодательных и иных нормативно-правовых актах не существует.
4. Законодатель предусмотрел, что наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества как дополнительный контроль над некоторыми его видами, но такие регистрация и учет все же должны проводиться одновременно, наряду с государственной регистрацией в едином государственном реестре учреждениями, что также не осуществляется. А может быть, публичная международная регистрация космических объектов, запускаемых Россией, в ООН и является той специальной регистрацией, которая предусмотрена ст.131 ГК РФ? Тогда почему о ней говорится в нормативном правовом акте, регулирующем частно-правовые отношения?
Наиболее простой и правильный выход из сложившейся ситуации, думается, состоит в принятии таких мер, как разработка специального закона о регистрации возникновения, перехода, ограничения, обременения и прекращения прав собственности на космические объекты; определение органа, ответственного за такую регистрацию; и, может быть (на усмотрение законодателя), создание специального реестра космических объектов как недвижимых вещей.
Д.В. Чеканов
"Законодательство", N 12, декабрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 12 ноября 1974 г., вступила в силу 15 сентября 1976 г. В соответствии с п.4 ст.VIII Конвенции для СССР вступила в силу 13 января 1978 г. (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXIV. М., 1980.).
*(2) Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1971 г., вступила в силу 1 сентября 1972 г. В соответствии с п.4 ст.XXIV Конвенции для СССР вступила в силу 9 октября 1973 г. (Там же. Вып.XXIX. М., 1975. С. 95).
*(3) Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. М.И. Брагинского. М., 1995. С. 283.
*(4) Поскольку зарегистрировать право собственности на космический объект пока не представляется возможным, фактический собственник - это собственник с незарегистрированным правом собственности.
*(5) Закон "О космической деятельности" установил обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц (ст.25).
*(6) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва - Вашингтон - Лондон, 27 января 1967 г.) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1967. N 44. Ст.588; Закон "О космической деятельности" (ст.15).
*(7) Имеется в виду создание космических объектов непосредственно в космическом пространстве.
*(8) Соглашения о создании международной системы и организации космической связи "Интерспутник" (ст.16); Соглашения о международной организации связи через искусственные спутники Земли "ИНТЕЛСАТ" (п."k" ст.1).
*(9) Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи" (с изм. от 6 января, 17 июля 1999 г.). Ст.1, 12, 24.
*(10) СЗ РФ. 1998. N 29. Ст.3400.
*(11) Закон РФ "О залоге" от 29 мая 1992 г. N 2872-I. Ст.40. П.3 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 23. Ст.1239.
*(12) Россия не входит в их число.
*(13) В настоящее время представители Государственной Думы и Совета Федерации РФ участвуют в работе специальной комиссии, созданной для пересмотра законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой режим космических объектов
Автор
Д.В. Чеканов
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2002, N 12