г. Краснодар |
|
25 июня 2015 г. |
Дело N А53-26696/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Бабаевой О.В и Савенко Л.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зазуля Т.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Инфекционная больница N 2" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2320010629, ОГРН 1022302917548) - Мойсей Н.Н. (доверенность от 12.01.2015), от ответчика - федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ИНН 6164302805, ОГРН 1116164001546) - Шетовой Л.А. (доверенность от 01.01.2015), в отсутствие ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в лице федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2015 (судья Ширинская И.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 (судьи Авдонина О.Г., Галов В.В., Попов А.А.) по делу N А53-26696/2014, установил следующее.
ГБУЗ "Инфекционная больница N 2" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - больница) обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее -учреждение) о взыскании 1 038 704 рублей 28 копеек долга по договорам от 25.02.2013 N 23, 23/2 - 23/10 и 50 463 рублей 72 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (уточненные требования).
Решением от 30.01.2015 иск удовлетворен. Суд исходил из того, что факт оказания услуг подтвержден материалами дела.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.03.2015 решение от 30.01.2015 изменено, с учреждения в пользу больницы взыскано 1 038 704 рубля 28 копеек долга и 46 378 рублей 66 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, в остальной части в иске отказано. Апелляционный суд признал верными выводы суда в части требований о взыскании долга за оказанные услуги. Отказ во взыскании части процентов обоснован тем, что истец неверно определил периоды их начисления, поэтому суд произвел перерасчет процентов.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Представленные в материалы дела платежные поручения подтверждают факт оплаты учреждением оказанных услуг. Счета на оплату и акты выполненных работ не соответствуют требованиям статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", поскольку не содержат ссылки на дату и номер договора. Акты сверки взаимных расчетов не подтверждены документами первичного бухгалтерского учета, не подписаны уполномоченным органом учреждения. Спорные договоры заключены с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), поэтому являются ничтожными.
В отзыве на жалобу больница просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители учреждения и больницы поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 25.02.2013 учреждение (заказчик) и больница (исполнитель) заключили договоры N 23, N 23/2 - 23/10 об оказании медицинской помощи военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации в целях обеспечения реализации прав военнослужащих войсковых частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Южного военного округа, на получение стационарной и амбулаторной медицинской помощи в учреждениях исполнителя, при отсутствии по месту службы (жительства) военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в военно-медицинских учреждениях соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях.
В соответствии с пунктом 3.1 договора медицинская помощь, предоставленная военнослужащим, оплачивается согласно выставленным счетам и актам выполненных работ. Исполнитель в течение одного месяца после выписки военнослужащего из стационара оформляет копию выписного эпикриза из истории болезни, счет на оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения о военнослужащем (номер войсковой части, воинское звание, номер и дата направления на лечение, диагноз, количество койко-дней и перечень оказанных пациенту медицинских услуг) и направляет их в адрес заказчика (пункт 3.2 договора).
Заказчик осуществляет проверку счетов и сведений об оказанной военнослужащим медицинской помощи и при отсутствии претензий по предоставленным документам в срок один месяц оплачивает исполнителю счета либо дает мотивированный отказ от их оплаты. Оплата производится в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на счет исполнителя из средств федерального бюджета в пределах выделенных лимитов на сумму 99 тыс. рублей (пункт 3.3 договора).
Больница направила учреждению счета и акты об оказанных услугах на общую сумму 3 048 219 рублей 78 копеек.
По данным больницы, задолженность учреждения за оказанные медицинские услуги с учетом произведенных платежей составила 1 038 704 рубля 28 копеек.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно квалифицировали правоотношения сторон и применили к ним соответствующие нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи. Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи военнослужащим и названным гражданам, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей" утверждены Правила, регулирующие порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Согласно пункту 4 Правил скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания).
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (пункт 5 Правил).
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи (пункт 7 Правил).
Таким образом, положения указанного нормативного акта предусматривают, что оказание учреждением здравоохранения военнослужащим и сотрудникам воинских частей медицинской помощи (включая и неотложную) может осуществляться как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и без наличия такового.
Кроме того, учреждение не отрицает, что медицинские услуги оказаны лицам, на которых распространяется действие Правил. В данном случае больница не могла отказать в медицинской помощи или прервать лечение военнослужащих, сославшись на отсутствие договора или финансирования, поскольку жизнь и здоровье военнослужащих имеют приоритет над формальными доводами учреждения, своевременно не позаботившегося об урегулировании правовых и финансовых вопросов.
Следовательно, довод учреждения о недействительности заключенных сторонами договоров ввиду несоблюдения требований Закона N 94-ФЗ несостоятелен, противоречит приведенным положениям Правил, поэтому подлежит отклонению.
Руководствуясь положениями договора, а также статьями 309, 310, 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что учреждение приняло на себя обязанность по оплате предоставленной его сотрудникам медицинской помощи, факт оказания которой подтвержден материалами дела и учреждением не оспорен. Суды учли, что учреждение частично оплатило оказанные ему услуги. Отсутствие в счетах и актах выполненных работ ссылки на даты и номера договоров не опровергает вывода об их относимости к спорным правоотношениям ввиду того, что доказательства наличия между сторонами иных отношений не представлены.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов. Переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А53-26696/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.