г. Краснодар |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А25-111/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 июля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Андреевой Е.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Карачаево-Черкесский мукомол" (ИНН 0901049139, ОГРН 1020900509200) - Тлисовой Ф.Б. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Карачаево-Черкесский мукомол" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.02.2015 (судья Биджиева Р.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 (судьи Цигельников И.А., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N 25-111/2014, установил следующее.
ЗАО "Карачаево-Черкесский мукомол" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным приказа от 25.10.2013 N 237/09 в части включения общества в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке хранения и складирования зерна (ОКВЭД 63.12.3) с долей более 50 % и об обязании исключить общество из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке хранения и складирования зерна (ОКВЭД 63.12.3) с долей более 50 %.
Решением суда от 10.02.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.04.2015, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что управление законно и обоснованно включило общество в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 50 процентов. Суды сделали вывод о том, что аналитический отчет управления от 25.10.2013 соответствует всем требованиям, указанным в Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок), продуктовые и географические границы товарного рынка управление определило правильно.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 10.02.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.04.2015, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что суды двух инстанций необоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований, не исследовали все необходимые доказательства и сделали выводы, которые не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушили нормы материального и процессуального права. Управление неправомерно определило географические границы товарного рынка по оказанию услуг хранения зерна административными границами Карачаево-Черкесской Республики. По мнению общества, управление надлежащим образом не установило продуктовые границы товарного рынка, незаконно возложили обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого приказа закону на общество.
Управление отзыв на кассационную жалобу не направило.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество создано в 2002 году и зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 09 N 000199622, а также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Приказом управления от 02.08.2005 N 47 в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере 35 процентов, по коду ОКВЭД 63.12.3 "Хранение и складирование зерна" включено общество с долей указанной организации на рынке в границах Карачаево-Черкесской Республики 35 процентов (т. 2, л. д. 9).
На основании аналитического отчета по результатам анализа рынка по хранению и складированию зерна в Карачаево-Черкесской Республике приказом управления от 25.10.2013 N 237/09 общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов, в отношении деятельности по хранению и складированию зерна (код ОКВЭД 63.12.3) с долей общества на этом рынке более 50 процентов (т. 1, л. д. 60 - 62, 63 - 78).
Не согласившись с приказом управления от 25.10.2013 N 237/09, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного приказа недействительным и обязании исключить общество из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке хранения и складирования зерна с долей более 50%.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа оснований для включения сведений об обществе в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке хранения и складирования зерна с долей более 50%. Указанный вывод соответствует материалам дела.
Пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Согласно пунктам 8, 10 части 1 статьи 23 Закон о защите конкуренции антимонопольный орган вправе вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, порядок формирования и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации, а также устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, установлен правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере, более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 Правил основаниями для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра является: а) аналитический отчет, подготовленный в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил; б) заверенные в установленном порядке документы, свидетельствующие о ликвидации юридические лица (прекращение деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя); в) решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра.
Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закон о защите конкуренции включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
е) определение уровня концентрации товарного рынка;
ж) определение барьеров входа на товарный рынок;
з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
и) составление аналитического отчета.
Судами установлено, что управление провело анализ состояния конкуренции на рынке услуг по хранению и складированию зерна за период 2011 - 2012 годы; по итогам анализа подготовило аналитически отчет от 25.10.2013 (т. 1, л. д. 63 - 78).
Указанный аналитический отчет, согласно пункту 15 Правил, послужил основанием для издания оспариваемого приказа управления от 25.10.2013 N 237/09.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что аналитический отчет управления от 25.10.2013 соответствует всем требованиям, указанным в Порядке.
Суды установили, что анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке управление провело за период 2011 - 2012 годы в соответствии с методическими рекомендациями Федеральной антимонопольной службы по анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг по хранению и складированию зерна (т. 2, л. д. 77 - 84), и обоснованно отклонили довод общества о том, что управление при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по хранению и складированию зерна не обосновало выбор временного интервала исследования товарного рынка.
Суды обоснованно отклонили доводы общества о том, что управление при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по хранению и складированию зерна не установило надлежащим образом продуктовые и географические границы товарного рынка, не корректно определило географические границы рынка услуг по хранению и складированию зерна административными границами Карачаево-Черкесской Республики.
Определение продуктовых границ товарного рынка осуществляется в соответствии с положениями раздела III Порядка. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) комплекс услуг по хранению зерна классифицируется следующим образом: (63.1) - транспортная обработка грузов и хранение; (63.12) - хранение и складирование; (63.12.3) - хранение и складирование зерна.
Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Согласно пункту 4.2. Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:
а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;
б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;
в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).
В аналитическом отчет управление установило, что основная масса потребителей услуг по хранению и складированию зерна расположена на территории Карачаево-Черкесской Республики. Ранее элеваторные комплексы и складские помещения обслуживали только территорию своего административного района, в настоящее время зона их охвата значительно расширилась.
На территории Карачаево-Черкесской Республики услугами по хранению и складированию зерна пользуются хозяйствующие субъекты из Москвы, Республики Адыгея, Ростовской и Калининградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев. Учитывая, что основной объем предоставляемых услуг по хранению и складированию зерна осуществляется в большинстве случаев в рамках районов республики, географическими границами исследуемого рынка, являются административные границы Карачаево-Черкесской Республики.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по хранению и складированию зерна. На территории Карачаево-Черкесской Республики на рынке услуг по хранению и складированию зерна осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта: общество и ОАО "НИВА" (т. 2, л. д. 65).
Как следует из аналитического отчета, общество осуществляет свою деятельность посредством элеваторов, входит в группу "Разгуляй", учредителем которого является ООО "Земля отрады" с долей 100% в уставном капитале; ОАО "НИВА", осуществляет свою деятельность, имея склады напольного хранения зерна, перечень лиц, входящих в одну группу лиц с ОАО "НИВА" по состоянию на 01.01.2013 указан в приложении N 1.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке (в натуральном выражении).
При расчете объема товарного рынка используется три показателя: показатель номинальной мощности, т.е. возможный объем хранения зерна, который рассчитывается исходя из технических возможностей элеватора общества и складов напольного хранения зерна ОАО "НИВА"; объема переданного на хранение зерна за год; объема отгрузки зерна.
В аналитическом отчете от 25.10.2013 управление указало сведения номинальной мощности возможного объема хранения зерна в 2011-2012 годах; проектная мощность единовременного хранения зерна общества - 60 тыс. тонн в месяц с долей 52,63 процентов; объем принятого на хранение зерна обществом в 2011 году в натуральном выражении составил 26 485,7 тысяч тонн с долей 61,19%, в 2012 году - 27 113,32 тысяч тонн с долей 68,80%.
Из представленных данных следует, что по объемам принятого на хранение зерна в натуральном выражении в 2012 году доминирует общество с долей 68,80%. По объемам отгрузки зерна в натуральном выражении в 2012 году также доминирует общество с долей 66,70%.
В границах Карачаево-Черкесской Республики доминирующее положение на рынке услуг по хранению и складированию зерна с долей более 50% занимает общество. В аналитическом отчете указано, что согласно опроса хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, барьеров входа на данный товарный рынок управление не выявило.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что услуги по хранению и складированию зерна в более чем 50% оказаны обществом.
Суды установили, что при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке управлением соблюдены этапы его проведения, установленные Порядком.
Таким образом, суды обоснованно признали законным оспариваемый ненормативный правовой акт управления.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ошибочные выводы судов о том, что сам по себе факт включения общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 50 процентов, не затрагивает права и законные интересы заявителя, а также, что включение общества в указанный реестр не влечет автоматического признания его доминирующим на конкретном товарном рынке, не привели к принятию неправильного по существу рассмотренного спора судебного акта.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. В соответствии с частью 3 названной статьи при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Таким образом, арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Определением от 09.06.2015 суд кассационной инстанции предоставил обществу отсрочку уплаты государственной пошлины при принятии кассационной жалобы к производству. Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества надлежит взыскать в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.02.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу N А25-111/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ЗАО "Карачаево-Черкесский мукомол" в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.