г. Ессентуки |
|
22 апреля 2015 г. |
Дело N А25-111/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Карачаево-Черкесский мукомол"
на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.02.2015 по делу N 25-111/2014 (судья Биджиева Р.М.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Карачаево-Черкесский мукомол" (ИНН 0901049139, ОГРН 1020900509200)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по КЧР (ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830)
о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 25.10.2013 N 237/09 в части включения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке хранения и складирования зерна (ОКВЭД 63.12.3) с долей более 50 % ЗАО "Карачаево-Черкесский мукомол";
об обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике исключить ЗАО "Карачаево-Черкесский мукомол" из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке хранения и складирования зерна (ОКВЭД 63.12.3) с долей более 50 %,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Карачаево-Черкесский мукомол" - представитель Тлисова Ф.Б. по доверенности от 09.01.2013 N 3/513,
в отсутствие представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Карачаево-Черкесский мукомол" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - Управление) о признании недействительным приказа от 25.10.2013 N 237/09 в части включения Общества в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке хранения и складирования зерна (ОКВЭД 63.12.3) с долей более 50 % и об обязании исключить Общество из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке хранения и складирования зерна (ОКВЭД 63.12.3) с долей более 50 %.
Решением суда от 10.02.2015 в удовлетворении требований Общества отказано. Решение мотивировано тем, что у Управления имелись все основания для включения Общества в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара дою более 50 процентов..
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции неполно выяснены все обстоятельства дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество создано в 2002 году и зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 09 N 000199622, а также выпиской из ЕГРЮЛ.
Приказом Управления от 02.08.2005 N 47 в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере 35 процентов, по коду ОКВЭД 63.12.3 "Хранение и складирование зерна" включено Общество с долей указанной организации на рынке в границах Карачаево-Черкесской Республики 35 процентов (л.д.9 т.2).
На основании аналитического отчета по результатам анализа рынка по хранению и складированию зерна в Карачаево-Черкесской Республике приказом Управления от 25.10.2013 N 237/09 Общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, в отношении деятельности по хранению и складированию зерна (код ОКВЭД 63.12.3) с долей Общества на этом рынке, более 50 процентов (л.д.60-62, 63-78 т.1).
Не согласившись с приказом Управления от 25.10.2013 N 237/09 Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного приказа недействительным и обязании Управления исключить Общество из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке хранения и складирования зерна с долей более 50%.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон N138-ФЗ) предусмотрено, что антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Согласно пунктам 8, 10 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган вправе вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, порядок формирования и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации, а также устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, установлен правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 896 от 19.12.2007 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере, более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 Правил основаниями для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра является: а) аналитический отчет, подготовленный в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил; б) заверенные в установленном порядке документы, свидетельствующие о ликвидации юридические лица (прекращение деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя); в) решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра.
Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 утвержден "Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее по тексту - Порядок).
Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ конкуренции включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
е) определение уровня концентрации товарного рынка;
ж) определение барьеров входа на товарный рынок;
з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
и) составление аналитического отчета.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по хранению и складированию зерна за период 2011-2012 годы. По итогам анализа подготовлен аналитически отчет от 25.10.2013 (л.д.63-78 т.1).
Указанный аналитический отчет, согласно п.15 Правил, послужил основанием для издания спорного приказа Управления от 25.10.2013 N 237/09.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что аналитический отчет Управления от 25.10.2013 соответствует всем требованиям, указанным в Порядке.
Согласно Аналитического отчета от 25.10.2013, временной интервал исследования товарного рынка выбран 2011-2012 г.г. Анализ состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке управлением проведен за период 2011-2012 годы в соответствии с методическими рекомендациями ФАС России по анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг по хранению и складированию зерна (л.д.77-84 т.2).
Таким образом, довод Общества о том, что Управлением при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по хранению и складированию зерна не обоснован выбор временного интервала исследования товарного рынка 2011-2012 годы не нашел своего подтверждения.
Довод Общества о том, что Управлением при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по хранению и складированию зерна не установлены надлежащим образом продуктовые и географические границы товарного рынка, не корректно определены географические границы рынка услуг по хранению и складированию зерна административными границами Карачаево-Черкесской Республики отклоняется по следующим основаниям.
Определение продуктовых границ товарного рынка осуществляется в соответствии с положениями раздела III Порядка N 220.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) комплекс услуг по хранению зерна классифицируется следующим образом: (63.1) - транспортная обработка грузов и хранение; (63.12) - хранение и складирование; (63.12.3) - хранение и складирование зерна.
Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории.
Согласно пункту 4.2. Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:
а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;
б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;
в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).
Как указано в Аналитическом отчете, при проведении Управлением исследования установлено, что основная масса потребителей услуг по хранению и складированию зерна расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики. Ранее элеваторные комплексы и складские помещения обслуживали только территорию своего административного района, в настоящее время зона их охвата значительно расширилась. На территории Карачаево-Черкесской Республики услугами по хранению и складированию зерна пользуются хозяйствующие субъекты из Москвы, Республики Адыгея, Ростовской, Калининградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев. Учитывая, что основной объем предоставляемых услуг по хранению и складированию зерна, осуществляется в большинстве случаев в рамках районов республики, географическими границами исследуемого рынка, являются административные границы Карачаево-Черкесской Республики.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по хранению и складированию зерна. На территории Карачаево-Черкесской Республики на рынке услуг по хранению и складированию зерна осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта:
- ЗАО "Карачаево-Черкесский мукомол" (369000, КЧР, г.Черкесск, ул.Первая Подгорная,7).
- ОАО "Нива" (369340, КЧР, Адыге-Хабльский район, пос.Эркин-Шахар, ул. Некрасова,2) (л.д.65 т.2).
Как следует из Аналитического отчета, Общество осуществляет свою деятельность посредством элеваторов, входит в группу "Разгуляй", учредителем которого является ООО "Земля отрады" с долей 100% в уставном капитале; ОАО "НИВА", осуществляет свою деятельность имея склады напольного хранения зерна, перечень лиц, входящих в одну группу лиц с ОАО "НИВА" по состоянию на 01.01.2013 указан в приложении N 1.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке (в натуральном выражении).
При расчете объем товарного рынка используется три показателя: показатель номинальной мощности, т.е. возможный объем хранения зерна, который рассчитывается исходя из технических возможностей элеватора ЗАО "Карачаево-Черкесский мукомол" и складов напольного хранения зерна ОАО "НИВА"; объема переданного на хранение зерна за год; объема отгрузки зерна.
В Аналитическом отчете от 25.10.2013, Управлением указаны сведения номинальной мощности возможного объема хранения зерна в 2011-2012 годах. Проектная мощность единовременного хранения зерна Общества указана - 60000 тонн в месяц с долей 52,63 процентов.
Как видно из Аналитического отчета, сведения об объемах принятого на хранение зерна Обществом в 2011 году - в натуральном выражении составили 26485,7 тысяч тонн с долей 61,19%, в стоимостном выражении составили 1656000р. с долей 32,58%; в 2012 году - в натуральном выражении составили 27113,32 тысяч тонн с долей 68,80%, в стоимостном выражении составила 1630,9000р с долей 33,99%.
Из представленных данных следует, что по объемам принятого на хранение зерна в натуральном выражении в 2012 году доминирует ЗАО "Карачаево-Черкесский мукомол" с долей 68,80%. По объемам отгрузки зерна в натуральном выражении в 2012 году также доминирует Общество с долей 66,70%.
В границах Карачаево-Черкесской Республики доминирующее положение на рынке услуг по хранению и складированию зерна с долей более 50% занимает Общество.
В Аналитическом отчете указано, что согласно опроса хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, барьеров входа на данный товарный рынок Управлением не выявлено.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что услуги по хранению и складированию зерна в более чем 50% оказаны Обществом.
При проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке Управлением соблюдены этапы его проведения установленные Порядком.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие несоблюдение и нарушение Управлением установленных положений Порядка.
Включение общества в Реестр не влечет автоматического признания его доминирующим на конкретном товарном рынке, а только указывает на долю субъекта на рынке.
Обществом не представлено доказательств, из которых следует, что оспариваемый приказ незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, и соответствующих критериям относимости и допустимости доказательств, поскольку положения части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ не исключают принципов осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, и общего принципа распределения обязанности по доказыванию, определенного в статьей 65 АПК РФ и обязывающего каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с Порядком Управление верно определило временной интервал товарного рынка (2011 - 2012), продуктовые границы (услуга по хранению и складированию зерна применительно к ОКВЭД 63.12.3), географические границы товарного рынка (административные границы Карачаево- Черкесской Республики), установило состав действующих на данном рынке хозяйствующих субъектов), а также произвело расчет объема товарного рынка и доли на нем.
Сам по себе факт включения Общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 50 процентов, не нарушает его права и законные интересы, но и не позволяет злоупотреблять своим положением на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, оспариваемый приказ Управления от 25.10.2013 N 237/09 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Действия Управления в части включения Общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 50 процентов произведены в рамках представленных полномочий и полностью соответствуют действующему законодательству.
Кроме того, суд первой инстанции в своем решении правильно указал, что на основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа может быть удовлетворено только при одновременном наличии двух условий: 1) при несоответствии бездействия закону, иному нормативному правовому акту; 2) при реальном нарушении данным бездействием прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В материалах дела отсутствуют доказательства (с учетом положений статьи 65 АПК РФ) о нарушении оспариваемым решением Управления прав и охраняемых законом интересов Общества.
Решение суда от 10.02.2015 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
При принятии апелляционной жалобы удовлетворено ходатайство Общества о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Общества следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500р в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.02.2015 по делу N 25-111/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ЗАО "Карачаево-Черкесский мукомол" государственную пошлину в сумме 1500р за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-111/2014
Истец: ЗАО "Карачаево- Черкесский мукомол"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: Тлисова Фатимат Борисбиевна, Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике