Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к МР 2.6.1.0285-22
Таблица 1
Дополнительные мероприятия кризисной риск-коммуникации, рекомендуемые во время ранней фазы радиационных аварий
Рекомендуемые мероприятия |
Практические рекомендации |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
Создание и организация работы междисциплинарной рабочей группы |
Работа специалистов с различными компетенциями в рамках единой рабочей группы упрощает процесс взаимодействия и повышает его эффективность |
Включение в состав рабочей группы по кризисной риск-коммуникации специалистов в различных областях повышает общий уровень авторитетности и доверия к информации со стороны граждан и существенно повышает эффективность информационной работы за счет сокращения времени горизонтальных коммуникаций |
Выявление, систематизация и мониторинг информационных ресурсов (например, групп, сообществ), в которых наиболее активно обсуждается радиационная авария, а также активных тематических ресурсов, посвященных радиации |
Рекомендуется осуществлять мониторинг информационных ресурсов на предмет обсуждения информации о радиационной аварии. В случае появления информации о радиационной аварии рекомендуется в первую очередь обратить внимание на интернет-сообщества (например, группы в социальных медиа), сформированные по территориальному признаку - месту проживания в регионе радиационной аварии или в сопредельных регионах (от уровня населенного пункта или микрорайона до уровня столицы региона или региона в целом). Особое внимание рекомендуется уделить ресурсам наиболее социально чувствительных групп населения, например сообществам в социальных медиа и форумам родителей |
Анализ и систематизация наиболее значимых информационных запросов населения по поводу радиационной аварии |
Организация мониторинга СМИ и социальных медиа, анализ размещаемой информации в целях выявления случаев распространения недостоверной информации |
Поиск актуальных публикаций в русскоязычных и иностранных новостных системах |
Анализ и систематизация сведений о радиационной аварии, распространяемых и обсуждаемых на различных информационных ресурсах. Формирование отчетов о группах и ресурсах, в рамках которых активно освещается проблема |
Разработка кратких сообщений, отвечающих на базовые вопросы кризисной риск-коммуникации. Подготовка пресс-релизов, их рассылка и размещение на открытых ресурсах |
В условиях кризисной ситуации способности человека к восприятию и критическому анализу информации снижаются. Рекомендуется информирование в краткой и доступной форме |
Наличие профессионально подготовленных кратких сообщений и пресс-релизов позволяет избежать типовых ошибок информирования населения |
Подготовка перечня ожидаемых вопросов и ответов на основе прошлого опыта и актуальных информационных запросов населения |
Масштабы, характер и особенности конкретной радиационной аварии позволяют сформировать предварительный перечень ожидаемых вопросов и ответов, который необходимо актуализировать по мере развития радиационной аварии с учетом происходящих изменений и прояснения картины аварии |
Сокращение времени на подготовку ответа и снижение вероятности предоставления неподготовленного ответа, допускающего различное понимание и трактовку |
Организация обратной связи с населением. Создание открытых информационных ресурсов, содержащих официальную информацию обо всех аспектах кризисной ситуации |
Рекомендуется использовать различные технические возможности для упрощения процесса обращения граждан за информационной и психологической поддержкой. Доступность различных способов связи со специалистами кризисного центра снижает общий уровень тревожности и повышает уровень доверия к власти |
Предотвращение попыток применения потенциально опасных способов самозащиты со стороны населения, стимулирование правильного защитного поведения, снижение психологической нагрузки на наиболее чувствительные группы людей |
Реагирование на распространение недостоверной или некорректной информации о радиации |
Рекомендуется использовать заранее подготовленные наглядные информационные материалы, в краткой доступной форме дающие разъяснения о недостоверности или некорректности информации о радиационных авариях, а также о текущей ситуации. Размещать материалы рекомендуется в открытых источниках, не вступая в публичные дискуссии с лицами, распространяющими недостоверную или некорректную информацию |
Оперативное реагирование на распространение недостоверной информации позволяет снизить негативное психологическое воздействие недостоверной или некорректной информации на население |
Таблица 2
Основные мероприятия кризисной риск-коммуникации, рекомендуемые на промежуточной фазе радиационных аварий
Рекомендуемые мероприятия |
Практические рекомендации |
Ожидаемые результаты |
Организация обратной связи с населением в оперативном режиме и в качестве постоянного механизма кризисной риск-коммуникации в случае продолжительной промежуточной фазы. Анализ и систематизация обращений граждан |
Практический опыт, получаемый специалистами, участвующими в кризисной риск-коммуникации с населением, играет важнейшую роль в совершенствовании методов информационной работы и в повышении аварийной готовности к будущим радиационным авариям, что позволяет определить наиболее часто задаваемые вопросы и учитывать их при подготовке шаблонов информационных материалов |
Наличие у населения возможности напрямую обратиться в надзорные органы для получения информации о радиационной аварии позволяет существенно снизить уровень социальной и психологической нагрузки на наиболее чувствительные слои населения и группы граждан |
Разработка и распространение информационных материалов, разъясняющих цели, задачи и методы реализации защитных мер |
Понимание смысла защитных мероприятий способствует осознанию необходимости собственного защитного поведения как личного выбора, а не как навязанного извне и противоречащего личным интересам |
Заполнение информационного вакуума относительно предпринимаемых защитных и восстановительных мер формирует сознательное отношение к осуществляемым мероприятиям и способствует принятию новой реальности (изменение привычного бытового поведения) как привычного существующего повседневного риска, аналогичного другим техногенным рискам |
Санитарное просвещение населения. Подготовка (адаптация) и распространение информационных материалов о воздействии на человека ионизирующего излучения и о способах защиты от него |
Низкий уровень знаний и практических навыков проживания в условиях радиоактивного загрязнения территорий может приводить к неоправданным самоограничениям в поведении, игнорированию радиационного фактора, а также к повышению рисков для здоровья, связанных с неприменением защитных мер, и снижению качества жизни |
Повышение качества жизни и снижение рисков для здоровья, связанных с проживанием на радиоактивно загрязненных территориях |
Таблица 3
Основные мероприятия кризисной риск-коммуникации во время поздней фазы радиационных аварий
Рекомендуемые мероприятия |
Практические рекомендации |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
Организация работы с лидерами мнений |
Восприятие любого сложного фактора риска включает в себя два компонента - понимание и доверие. Одним из способов повышения доверия к информации является привлечение лидеров мнений к санитарному просвещению. Информационная работа с указанными группами лиц включает проведение лекций, семинаров, вебинаров, выездных мероприятий по контролю радиационной обстановки, открытых уроков на базе учебных заведений |
Более широкое распространение информации и повышение доверия со стороны населения |
Взаимодействие со СМИ, социальными медиа и общественными объединениями |
Перед публичными выступлениями и интервью рекомендуется проводить инструктаж и обучение спикеров. Рекомендуется выработка единой позиции и трактовки событий представителями одного ведомства. Многообразие мнений и трактовок событий увеличивает неопределенность в оценке ситуации и снижает уровень понимания и доверия к информации населением |
Повышение качества подготовки кадров, привлекаемых к коммуникации риска, способствует эффективности коммуникации риска и поднимает уровень доверия со стороны населения |
Подготовка, адаптация и размещение информационных материалов |
В ориентированных на население информационных материалах желательно использовать простой язык, избегать сложных технических терминов. При разработке материалов рекомендуется объяснять, что стресс, вызванный радиотревожностью, отражается на физическом и психологическом здоровье как самих людей, так и их близких (особенно детей). При этом игнорирование защитного поведения также представляет опасность для здоровья |
Предоставление проверенной достоверной информации о текущей ситуации способствует снижению эмоционального отклика на ложные тревоги, снижению негативных последствий стресса и игнорирования защитного поведения |
Мониторинг медиа-пространства и реагирование на распространение некорректной информации о радиации |
Реагирование на вопросы/утверждения, содержащие некорректную информацию о радиации |
Восприятие населением радиации как одного из привычных фоновых факторов риска |
Организация обратной связи и/или прямого взаимодействия с населением и профилактика негативных социальных явлений |
Уважительно и внимательно относиться к информационным запросам населения. Информируя о радиационных рисках, рекомендуется сравнивать их с другими видами риска, превышающими радиационные риски (например, дорожно-транспортные происшествия, плохое качество воздуха, воды). Осуществлять анализ и систематизацию реакции населения на распространяемую информацию посредством мониторинга социальных медиа (например, под пресс-релизами от имени ведомства). Анализировать искажения информации о радиации, доносимой до населения в рамках кризисной риск-коммуникации. Производить уточнение и разъяснение (например, в комментариях в социальных медиа под пресс-релизами от имени ведомства). Рекомендуется приводить в пример и информировать в материалах для СМИ об опыте людей, переживших аварию и вернувшихся к прежнему нормальному образу жизни |
Снижение социально-психологической нагрузки. Формирование у населения чувства контроля над ситуацией |
Таблица 4
Основные мероприятия кризисной риск-коммуникации в ситуации распространения недостоверной информации при отсутствии радиационных аварий
Рекомендуемые мероприятия |
Практические рекомендации |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
Мониторинг СМИ и социальных медиа на предмет размещения сведений о радиационных событиях |
Главный принцип проверки достоверности опубликованных сведений заключается в установлении первоисточника информации. Большинство заслуживающих доверия источников информации указывают источник полученных сведений со ссылкой на него, но и в данных источниках могут быть опубликованы сведения, не прошедшие тщательную проверку достоверности. Некоторые информационные ресурсы специализируются на распространении недостоверных сведений |
Мониторинг СМИ и социальных медиа позволяет оперативно реагировать на недостоверную информацию. Оперативная реакция на подобные информационные поводы повышает доверие населения и способствует следованию правильному защитному поведению в случае радиационной аварии |
Опровержение недостоверной информации в социальных медиа, на сайтах источников недостоверной информации (по возможности) |
Рекомендуется опровергать недостоверную информацию на сайтах источников подобной информации, размещая ссылку на опровергающие материалы или, при запрете размещения внешних ссылок, размещая опровержения |
Предоставление проверенной достоверной информации о реальном положении дел может способствовать снижению эмоционального отклика на ложные тревоги |
Подготовка и рассылка пресс-релизов в информационные источники, опубликовавшие недостоверную информацию |
Рекомендуется включать в пресс-релизы кратко и понятно изложенную достоверную информацию о текущей ситуации и (по возможности) указание на источник и причины распространения недостоверной информации |
Предоставление проверенной достоверной информации о реальном положении дел может способствовать снижению эмоционального отклика на ложные тревоги |
Противодействие распространению недостоверной общественно значимой информации |
Информирование прокуратур субъектов Российской Федерации о факте распространения недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан 2 |
Ограничение доступа к недостоверной информации |
Поддержка общественных инициатив по контролю радиационной обстановки |
Оказание организационной, информационной и методической поддержки общественным активистам и общественным организациям, осуществляющим измерения значений показателей радиационной обстановки по собственной инициативе, их привлечение к совместным измерениям. Организация обучающих курсов. Координация деятельности отдельных активистов, проверка результатов оценки радиационной обстановки в случае получения потенциально опасных результатов измерений |
Подобный подход приводит к повышению уровня доверия к органам власти и к усилению эффективности защитных мероприятий в ситуациях радиационных аварий |
------------------------------
2Статья 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.