Методические рекомендации МР 2.6.1.0285-22
"Кризисная риск-коммуникация на разных этапах радиационных аварий и происшествий"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 12 мая 2022 г.)
Введены впервые
I. Область применения
1.1. В настоящих методических рекомендациях (далее - MP) определены принципы и особенности ведения кризисной риск-коммуникации во время радиационных аварий и в ситуации распространения недостоверной информации при отсутствии радиационной аварии.
1.2. MP разработаны с целью повышения гигиенической эффективности защитных мероприятий путем обеспечения населения достоверной информацией о санитарно-эпидемиологической обстановке и о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении радиационных аварий.
1.3. MP предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также могут быть использованы органами и организациями, принимающими участие в информационной работе с населением при возникновении радиационных аварий.
II. Общие положения
2.1. Риск-коммуникация 1 является неотъемлемой частью анализа риска для здоровья и представляет собой интерактивный процесс обмена информацией и мнениями о рисках, в том числе санитарно-эпидемиологического характера, между специалистами по оценке риска, лицами, принимающими управленческие решения, средствами массовой информации (далее - СМИ), заинтересованными группами и широкой общественностью.
------------------------------
1В качестве синонима термина "риск-коммуникация" могут использоваться следующие понятия: "информирование о риске", "распространение информации о риске", "коммуникация о риске", "коммуникация риска".
------------------------------
2.2. В MP рассматривается кризисная риск-коммуникация на следующих фазах радиационных аварий:
- ранняя фаза - период, продолжающийся от начала аварии до окончания формирования радиоактивного следа на местности;
- промежуточная фаза - период от момента завершения формирования радиоактивного следа до принятия основных мер по защите населения;
- поздняя (восстановительная) фаза длится до прекращения выполнения защитных мер и заканчивается одновременно с отменой всех ограничений жизнедеятельности населения на загрязненной территории и переходом к обычному санитарно-дозиметрическому контролю радиационной обстановки.
В MP дополнительно рассматривается подготовительный (безаварийный) период и кризисная риск-коммуникация в условиях распространения информации о радиационной аварии при ее отсутствии.
2.3. Кризисная риск-коммуникация является одним из инструментов информирования федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении радиационных аварий или распространении недостоверной информации об их возникновении.
2.4. Кризисная риск-коммуникация может быть использована для взаимодействия между представителями федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также вышеуказанными представителями с населением, СМИ и др.
2.5. Использование кризисной риск-коммуникации как формы информационного взаимодействия рекомендуется при появлении информации в СМИ и на интернет-платформах, позволяющих размещать пользовательский контент (далее - социальные медиа), о событиях, представляющих прямую или потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан.
2.6. Кризисная риск-коммуникация направлена на повышение эффективности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для максимального снижения доз облучения населения, дополнительных к естественному фону, и снижение негативных последствий радиационных аварий или распространения информации (как истинной, так и недостоверной) о радиационных происшествиях.
III. Основные принципы кризисной риск-коммуникации
3.1. В зависимости от характера, длительности и степени тяжести радиационной аварии задачи и методы кризисной риск-коммуникации могут различаться.
3.2. Особым случаем в кризисной риск-коммуникации является ситуация распространения недостоверной информации о радиационной аварии.
3.3. Восприятие риска, в том числе радиационного, включает в себя две главные составляющие: понимание и доверие, поэтому при появлении сведений о радиационных авариях оценка ситуации населением формируется источниками информации, завоевавшими доверие в докризисный период. Факторы, влияющие на восприятие риска, описаны в приложении 1 к настоящим MP.
Особенностями восприятия радиационного риска человеком являются невозможность непосредственного восприятия человеком ионизирующего излучения, а также отсроченный характер последствий воздействия ионизирующего излучения на человека, что создает угрозу манипулирования общественным мнением.
3.4. При доведении до заинтересованных сторон достоверной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении радиационных аварий или распространении недостоверной информации об их возникновении рекомендуется учитывать информационные запросы населения, которые можно сформулировать в виде 5 базовых вопросов:
- что случилось;
- почему это произошло;
- каковы могут быть последствия произошедшего;
- кто несет ответственность за случившееся;
- какие меры предпринимаются для уменьшения или предотвращения негативных последствий.
3.5. В ситуации стресса, вызванной кризисной ситуацией, восприятие информации отличается от ее восприятия в обычном состоянии. В активной фазе любого кризиса одним из условий эффективной риск-коммуникации является оперативность реагирования на изменение ситуации, поэтому на подготовку информационных сообщений отводится ограниченное количество времени.
3.6. Рекомендуется придерживаться следующих общих рекомендаций при обеспечении населения достоверной информацией о санитарно-эпидемиологической обстановке и о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях повышения доверия к получаемой информации:
- регулярность информирования;
- один источник информации (например, штаб, спикер);
- непротиворечивость информации;
- краткость сообщений;
- использование всех доступных каналов информирования для максимального охвата населения;
- доступный язык сообщений;
- использование в сообщениях единиц измерения международной системы единиц (СИ).
3.7. В случае отсутствия сведений об источнике и характере аварии рекомендуется:
- не озвучивать предположительные сведения;
- указать на факт отсутствия сведений;
- озвучивать только фактические данные об уровнях радиационного загрязнения, полученные в результате собственных измерений или на основании официальных данных.
3.8. К снижению эффективности кризисной риск-коммуникации могут приводить:
- выражение субъективного мнения спикера в целях снижения уровня стресса и паники, вызванного кризисной ситуацией;
- подробное разъяснение о ненадежности источника недостоверной или некорректной информации;
- подробное объяснение ошибочности рассуждений источника недостоверной или некорректной информации;
- некорректный выбор стиля и лексики для коммуникации.
3.9. Усилению эффективности кризисной риск-коммуникации способствует повышение уровня знаний в области радиационной безопасности, изучение опыта предыдущих аварий и улучшение навыков риск-коммуникации у лиц, которые привлекаются к информационной работе с населением.
3.10. Базовые рекомендации по организации кризисной риск-коммуникации приведены в приложении 2 к настоящим MP.
IV. Подготовительный (безаварийный) период кризисной риск-коммуникации
4.1. В подготовительный период осуществляется планирование кризисной риск-коммуникации на случай возникновения потенциальных радиационных аварий, включающее в себя разработку информационных материалов для различных групп населения, установление контактов со СМИ, участие в подготовке контента социальных медиа и формирование доверия к источникам информации.
4.2. Целью подготовительного периода кризисной риск-коммуникации является повышение аварийной готовности, в рамках которой решаются следующие задачи:
- разработка планов кризисной риск-коммуникации исходя из типовых потенциальных радиационных аварий для конкретной территории;
- определение и поддержание работоспособности (регулярное информационное наполнение) информационных ресурсов.
4.3. План кризисной риск-коммуникации разрабатывается с учетом:
- уровня знаний различных групп населения по вопросам радиационной безопасности;
- информационных запросов населения по вопросам радиационной безопасности;
- предпочтительных форм получения информации;
- восприятия радиационных рисков;
- уровня радиотревожности населения.
4.4. Сценарии радиационных аварий не повторяются в полном объеме, и каждая радиационная авария характеризуется особенностями, на основе которых формируется риск-коммуникация. Анализ данных особенностей, их влияния на коммуникацию риска, допущенных ошибок при коммуникации и разработка рекомендаций по их недопущению осуществляются на подготовительной (безаварийной) фазе кризисной риск-коммуникации.
V. Особенности кризисной риск-коммуникации во время ранней фазы радиационной аварии
5.1. Ранняя фаза радиационной аварии характеризуется активным неконтролируемым распространением радиоактивного загрязнения в окружающей среде (выброс радиоактивных веществ в атмосферу и сброс в поверхностные воды).
5.2. Ранняя фаза радиационной аварии сопровождается недостаточностью информации о масштабе, территориях и характеристиках радиоактивного загрязнения, числе лиц, пострадавших от радиационного воздействия, значительной неопределенностью при прогнозировании отдаленных радиологических и социально-экономических последствий аварии.
5.3. Кризисная риск-коммуникация на ранней фазе радиационной аварии направлена на стимулирование рекомендуемого защитного поведения и предотвращение неэффективных и потенциально опасных защитных действий населения и включает решение следующих задач:
- оповещение (информирование) о факте радиационной аварии;
- информирование населения о защитных мероприятиях, способствующих снижению доз облучения, и стимулирование к выполнению данных мероприятий;
- информирование населения об опасности несоблюдения рекомендуемого защитного поведения;
- выявление и оперативное реагирование на распространение недостоверной информации о радиационной аварии.
5.4. Мероприятия кризисной риск-коммуникации во время ранней фазы радиационной аварии представлены в табл. 1 приложения 3 к настоящим MP.
VI. Особенности кризисной риск-коммуникации во время промежуточной фазы радиационной аварии
6.1. Промежуточная фаза радиационной аварии характеризуется существенным снижением или прекращением распространения радиоактивных загрязнений и (или) существенным повышением предсказуемости их распространения.
6.2. Для промежуточной фазы радиационной аварии характерно наличие более точных, чем во время ранней фазы, оценок масштаба нанесенного аварией ущерба и прогнозов возможного будущего ущерба.
6.3. Цели коммуникации с населением в данной фазе - сформировать практики защитного и здоровьесберегающего поведения и минимизировать необоснованные самоограничения у населения в повседневной жизни.
Достижению данных целей способствует решение следующих задач:
- выявление информационных потребностей, запросов;
- информирование населения о защитных мероприятиях, способствующих снижению доз облучения, и стимулирование к их выполнению;
- коммуникация с населением о возможных путях и способах негативного влияния ионизирующего излучения на здоровье человека и его потомство;
- коммуникация с населением о способах снижения вредного воздействия ионизирующего излучения;
- разъяснение принципов воздействия ионизирующего излучения;
- формирование адекватного восприятия радиационного риска;
- снижение социально-психологической нагрузки на население.
6.4. Рекомендуемые мероприятия кризисной риск-коммуникации во время промежуточной фазы радиационной аварии представлены в табл. 2 приложения 3 к настоящим MP.
VII. Особенности кризисной риск-коммуникации во время поздней (восстановительной) фазы радиационной аварии
7.1. Поздняя (восстановительная) фаза радиационной аварии характеризуется комплексом мер, осуществляемых для возвращения населения к привычному образу жизни, и может длиться от нескольких недель до десятилетий в зависимости от масштаба и характера радиационной аварии.
7.2. Для поздней (восстановительной) фазы радиационной аварии характерно наличие исчерпывающей информации о радиационном загрязнении территорий, числе пострадавших, радиационных рисках для здоровья населения, необходимых мерах защитного поведения в повседневной жизни.
Восстановительные мероприятия на поздней фазе радиационной аварии направлены на снижение годовых доз облучения населения, постепенное возвращение населения к доаварийному образу жизни, снятие всех установленных ограничений.
7.3. Кризисная риск-коммуникация на данной фазе способствует повышению эффективности защитных мероприятий, направленных на снижение доз облучения населения, стимулирует население к их выполнению, способствует смягчению социально-психологических последствий радиационной аварии, минимизации влияния фактора стресса от проживания на загрязненных территориях на медицинские показатели здоровья населения при продолжении соблюдения населением мер защиты.
7.4. Кризисная риск-коммуникация на данной фазе направлена на решение следующих задач:
- коммуникация об особенностях жизнедеятельности, способствующих снижению годовой дозы облучения, дополнительной к естественному фоновому уровню;
- коммуникация с населением о принятых мерах по ликвидации негативных последствий радиационной аварии;
- коммуникация с населением об изменении радиационного фона в результате аварии, его стабилизации на допустимом уровне, изменении радиационных рисков для здоровья;
- разъяснение принципов воздействия ионизирующего излучения;
- формирование адекватного восприятия радиационного риска, связанного с долгосрочными радиологическими последствиями загрязнения территорий и облучения людей.
7.5. На поздней фазе радиационной аварии кризисная риск-коммуникация осуществляется в форме гигиенического воспитания населения и его критических групп с учетом особенностей радиационной обстановки и включает следующую информацию:
- действие радиации на здоровье;
- меры защиты от радиации;
- прогноз изменения радиационной обстановки.
7.6. По мере улучшения радиационной обстановки рекомендуется снижать интенсивность коммуникации с населением с постепенным переходом к практикам подготовительного (безаварийного) этапа кризисной риск-коммуникации.
7.7. Мероприятия кризисной риск-коммуникации во время поздней фазы радиационной аварии представлены в табл. 3 приложения 3 к настоящим MP.
VIII. Особенности кризисной риск-коммуникации в ситуации распространения недостоверной информации при отсутствии радиационной аварии
8.1. Применение кризисной риск-коммуникации рекомендуется в ситуации распространения недостоверной информации о радиационной аварии при отсутствии факта радиационного события, так как реакция населения на данную информацию может стать причиной возникновения негативных последствий медицинского, социально-психологического характера.
8.2. Появление в СМИ и социальных медиа недостоверной информации о радиационных событиях на объектах использования атомной энергии может быть обусловлено информацией о нештатных ситуациях нерадиационного характера на радиационных объектах или поблизости от них, а также злонамеренными действиями каких-либо лиц. Ключевое значение в подобной ситуации приобретают скорость реагирования и убедительность опровержения, основанная на доверии к источнику информации.
8.3. Кризисная риск-коммуникация в ситуации распространения недостоверной информации о радиационной аварии при отсутствии факта радиационного события направлена на предотвращение неоправданного защитного поведения и минимизацию негативных психологических последствий для населения и включает:
- выявление информации о радиационных событиях в СМИ и социальных медиа в ходе рутинного мониторинга;
- анализ информационного поля, определение источников недостоверной информации;
- предоставление населению достоверной информации о состоянии радиационной безопасности и радиационной обстановке в районе предполагаемой аварии;
- предоставление населению исчерпывающей информации о происхождении и предполагаемых причинах распространения недостоверной информации.
8.4. Мероприятия кризисной риск-коммуникации в ситуации распространения недостоверной информации при отсутствии радиационной аварии представлены в табл. 4 приложения 3 к настоящим MP.
Библиографические ссылки
1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
5. ГОСТ Р 22.11.04 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях. Требования к информационной работе с населением. Основные положения".
6. International Atomic Energy Agency. Incident and Emergency Centre, Vienna (Austria) (2014). Communication with the Public in a Nuclear or Radiological Emergency Preparedness and Response (Russian Edition) (EPR-Public Communications - 2012(R)). International Atomic Energy Agency (IAEA) - 123 c.
7. International Atomic Energy Agency. Report on enhancing transparency and communication effectiveness in the event of a nuclear or radiological emergency, 2012. 52 c.
8. International Atomic Energy Agency. Arrangements for Public Communication in Preparedness and Response for a Nuclear or Radiological Emergency. IAEA Safety Standards Series No. GSG-14, 2020 126 c.
9. Здоровье и окружающая среда: принципы коммуникации риска. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2013. 68 с.
10. Covello V.T. Risk communication, radiation, and radiological emergencies: strategies, tools, and techniques // Health physics. 2011. T. 101. N 5. C. 511 - 530.
11. Covello V.T. Guidance in Developing Effective Radiological Risk Communication Messages: Effective Message Mapping and Risk Communication with the Public in Nuclear Plant Emergency Planning Zones. US Nuclear Regulatory Commission, Office of Nuclear Security and Incident Response, 2011. 120 c.
12. Perko T. Importance of risk communication during and after a nuclear accident // Integrated environmental assessment and management. 2011. T. 7. N 3. C. 388 - 392.
13. Regina E. Lundgren, Andrea H. McMakin. Risk communication: A handbook for communicating environmental, safety, and health risks / Regina E. Lundgren, A.H. McMakin. 2013. 416 c.
14. Репин Л.В. Проблемы риск-коммуникации при обеспечении радиационной безопасности населения: основные понятия и определения / Л.B. Репин, A.M. Библин, Н.М. Вишнякова // Радиационная гигиена. 2018. Т. 11. N 3. С. 83 - 91.
15. Архангельская Г.В. Оптимизация информационной работы по проблемам радиационной гигиены с населением, проживающим на территории радиоактивного загрязнения / Г.В. Архангельская, И.А. Зыкова // Радиационная гигиена. 2008. Т. 1. N 3. С. 4 - 11.
16. Организация информационной работы с населением при радиационной аварии. М.: Изд-во "Комтехпринт", 2006. 72 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации МР 2.6.1.0285-22 "Кризисная риск-коммуникация на разных этапах радиационных аварий и происшествий" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 12 мая 2022 г.)
Опубликование:
Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, март 2023 г. N 1
1. Разработаны ФБУН "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева" Роспотребнадзора (А.М. Библин, Л.В. Репин, А.А. Давыдов, Н.М. Вишнякова, Руслан Р. Ахматдинов, Рустам Р. Ахматдинов, А.В. Громов).
2. Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 12 мая 2022 г.
3. Введены впервые.