г. Краснодар |
|
21 июля 2015 г. |
Дело N А53-32242/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Нестеренко Нанули Ервантовны (ИНН 614000572590, ОГРН 313618806600030) и заинтересованного лица - Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Нестеренко Нанули Ервантовны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2015 (судья Шапкин П.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-32242/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Нестеренко Нанули Ервантовна (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства транспорта Ростовской области (далее - министерство) в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области от 06.08.2014 N 15.4/1193 на транспортное средство УАЗ Патриот государственный регистрационный номер К 260 ТВ, 161 RUS; обязании выдать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области на транспортное средство УАЗ Патриот государственный регистрационный номер К 260 ТВ 161 RUS.
Решением от 27.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.04.2015, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы тем, что обязательные требования по установлению аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS распространяются на транспортные средства категории М1, используемые для коммерческих перевозок пассажиров. Транспортное средство, посредством которого предприниматель намеревался осуществлять коммерческую перевозку пассажиров, не оборудовано системой спутниковой навигации.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что перечень документов, необходимых для получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, предоставление данных, свидетельствующих об оснащенности автомобиля, предполагаемого для использования в качестве такси, системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS не требуется.
Позиция предпринимателя основывается на том, что в силу взаимосвязанных положений подпункта 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а именно использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, не распространяются на спорные правоотношения, исходя из фактических обстоятельств и материалов дела, технических характеристик используемого автотранспортного средства в заявленном виде коммерческой деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению министерства, законодательно установленные требования по установлению аппаратуры спутниковой связи ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS распространяются на транспортные средства категории M1, используемые для коммерческих перевозок пассажиров.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.07.2014 предприниматель подал в министерство заявление на получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области на автомобили: УАЗ Патриот, регистрационный знак К 260 ТВ 161 RUS и УАЗ Пикап (грузовой, бортовой), регистрационный знак Х 413 РВ 161 RUS.
К заявлению прилагались заверенные копии документа удостоверяющего личность предпринимателя, свидетельств о регистрации транспортных средств, договоров аренды транспортных средств без экипажа от 10.07.2014 (л. д. 45-51).
Рассмотрев представленные документы, министерство письмом от 06.08.2014 N 15.4/1193 отказало предпринимателю в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области на вышеназванные транспортные средства, указав на непредставление достоверных сведений о принадлежности транспортных средств, предполагаемых к использованию для перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, к категории "М1".
Не согласившись с отказом министерства в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области от 06.08.2014 N 15.4/1193 на транспортное средство УАЗ Патриот государственный регистрационный номер К 260 ТВ 161 RUS, предприниматель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Выдача разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Ростовской области регулируется статьей 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 69-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", Положением о порядке подачи заявления на получение разрешения и выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2012 N 306.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о министерстве, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 N 133, министерство является органом исполнительной власти Ростовской области. В силу пункта 2.1.20 Положения о министерстве, пункта 1.2 Положения о порядке подачи заявления на получение разрешения и выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2012 N 306, министерство осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти Ростовской области по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области.
Согласно части 1.1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. При этом заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений.
Частью 1.2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы: копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя); копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем; копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).
Частью 2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ установлено, что разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и при условии соответствия требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, для получения разрешения на осуществление услуг такси необходимо, чтобы автомобили, которые предприниматель собирается использовать для предоставления указанных услуг были предназначены для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии с Законом N 69-ФЗ, постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2012 N 306, перечень сведений и документов, необходимых для выдачи разрешения является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Статьей 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) установлено, что Федеральный закон N 259-ФЗ регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 259-ФЗ, Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила перевозок). Правилами перевозок определены следующие понятия: "легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования; "транспортное средство категории "M1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения.
Таким образом, согласно нормативно закрепленным терминам легковое такси - транспортное средство, имеющее помимо места водителя не более 8 мест для сидения, используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Согласно руководству по эксплуатации автомобиля, размещенному на официальном сайте интернет энциклопедии "Википедия" (https://ru.wikipedia.org/wiki/UAZ_Patriot), УАЗ-Патриот предназначен для перевозки пассажиров и грузов по всем видам дорог и местности, имеет 5 мест для сидения (включая место водителя). UAZ Patriot (УАЗ-3163) - полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости. Автомобиль оснащен цельнометаллическим пятидверным кузовом и предназначен для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также в сельской местности.
В соответствии с пунктом 26 приказа МВД России от 23.06.2005 N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", в строке "2. Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в ОТТС, свидетельстве либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств. В строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 28.12.2004 N 03-06-04-04/16 разъяснило, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории легковых или грузовых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359; Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. Согласно названному письму, модели автомобилей, их модификации, исполнение и комплектация, обозначение которых начинается с 3151, 3153, 3159, 3160, 3162, относятся к легковым автомобилям, так как сертифицированы по категории М1 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)".
Суд апелляционной инстанции не принял вывод суда первой инстанции о том, что автомобили УАЗ Патриот относятся к категории "MIG" и не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров, что делает невозможным заключение публичного договора фрахтования и, на основании анализа одобрений типа транспортных средств N Е-RU.МТ02.В.00305.Р2 и Е-RU.МТ02.В.00305.Р4, размещенных на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (www. gost. ru), Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, письма Министерства финансов Российской Федерации от 28.12. 2004 N 03-06-04-04, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, установив, что отдельно буква "G" для обозначения категории транспортных средств не применяется, а используется как обозначение наличия у транспортных средств категорий "M" или "N" определенных характеристик или совокупности характеристик (повышенной проходимости), сделал вывод о том, что автомобиль УАЗ Патриот, регистрационный знак К 260 ТВ 161, относится к категории М1, подкатегории G, обладает всеми признаками легкового такси и отличается от остальных транспортных средств категории М1 (без обозначения буква G) лишь повышенной проходимостью, в связи с чем отказ министерства, выраженный в письме министерства от 06.08.2014 по сути означает запрет на осуществление коммерческих перевозок пассажиров транспортными средствами категории М1 повышенной проходимостью, что не соответствует нормам действующего законодательства.
При этом суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований, обоснованно руководствуясь следующим.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств"), технический регламент (далее - Регламент) разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010.
Техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности, а также выполнения государствами - членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колесных транспортных средств. В соответствии с пунктами 1, 2 раздела "Общие положения I" Регламента, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза. К объектам технического регулирования, на которые распространяется действие Регламента, относятся: колесные транспортные средства категорий L, M, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Согласно разделу II "Определения" и разделу IV "Требования безопасности" Регламента, выпускаемые в обращение транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенные для перевозки детей, и категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), специальных, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также транспортные средства оперативных служб подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации (аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи). Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.
Выпускаемые в обращение транспортные средства категории M1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 94 и 95, и категории N 1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 95, оснащаются системой вызова экстренных оперативных служб, прочие выпускаемые в обращение транспортные средства категорий M1 и N1, транспортные средства категорий M2, M3, N2, N3 оснащаются устройством вызова экстренных оперативных служб.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" (далее - Федеральный закон N 22-ФЗ) установлено, что в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
В целях обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, Правительством Российской Федерации принято постановление от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", подпунктом "г" пункта 1 которого установлено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов. Во исполнение названного постановления приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 N 285 утверждены требования к аппаратуре спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", устанавливаемой на транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров (далее - Приложение N 3 к приказу N 285). Согласно пункту 1 приложения N 3 к приказу N 285 абонентский терминал, устанавливаемый на транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, обеспечивает передачу мониторинговой информации: идентификационный номер абонентского терминала; географическая широта местоположения транспортного средства; географическая долгота местоположения транспортного средства; скорость движения транспортного средства; путевой угол транспортного средства; время и дата фиксации местоположения транспортного средства; признак нажатия тревожной кнопки. Абонентский терминал обеспечивает хранение не менее 150 тыс. последовательно зарегистрированных наборов данных, включающих мониторинговую информацию и информацию о нажатии тревожной кнопки, во внутренней энергонезависимой памяти. Сохранение информации во внутренней энергонезависимой памяти производится автоматически при отсутствии возможности передачи информации по сетям подвижной радиотелефонной связи. Выгрузка сохраненной в энергонезависимой памяти информации производится автоматически при возобновлении возможности передачи информации по сетям подвижной радиотелефонной связи (пункт 4 приложения N 3 приказа N 285). Абонентский терминал обеспечивает передачу мониторинговой информации по сетям подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM (пункт 5 приложения N 3 к приказу N 285). Абонентский терминал включает в свой состав: навигационный модуль ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и других ГНСС; встроенную в корпус абонентского терминала антенну или внешнюю антенну ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и других ГНСС; встроенную в корпус абонентского терминала антенну или внешнюю антенну GSM/GPRS; тревожную кнопку, встроенную в корпус абонентского терминала или размещенную отдельно; соединительные жгуты, если необходимо присоединение к бортовой сети, внешним антеннам и другим исполнительным устройствам и датчикам; комплект монтажных деталей (пункт 6 приложения N 3 к приказу N 285).
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции о том, что обязательные требования по установлению аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS распространяются на транспортные средства категории М1, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, является правильным.
Установив, что предприниматель не представил доказательства того, что транспортное средство, которым предприниматель намеревался осуществлять коммерческую перевозку пассажиров легковым такси, оборудовано системой спутниковой навигации в соответствии с требованиями, установленными для данного вида транспортных средств, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции учел разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 35 постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судами доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по указанным в кассационной жалобе основаниям не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по делу N А53-32242/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.