город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2015 г. |
дело N А53-32242/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 24.12.2014 г. Ананьян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Нестеренко Нанули Ервантовны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2015 г. по делу N А53-32242/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Нестеренко Нанули Ервантовны,
заинтересованное лицо: министерство транспорта Ростовской области,
принятое в составе судьи Шапкина П.В.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Нестеренко Нанули Ервантовна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства транспорта Ростовской области (далее - министерство) в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области N 15.4/1193 от 06.08.2014 г. на транспортное средство УАЗ Патриот гос. номер К 260 ТВ, 161 RUS; обязании выдать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области на транспортное средство УАЗ Патриот гос.номер К 260 ТВ 161 RUS.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано законностью и обоснованностью оспариваемого отказа министерства.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель Нестеренко Нанули Ервантовна обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что судом первой инстанции не принято во внимание технические особенности данного автомобиля и ошибочно сделан вывод о несоответствии данного автомобиля требованиям технических регламентов, определяющих требования к легковым такси.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, 11.07.2014 г. предпринимателем в министерство подано заявление на получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области на автомобили: УАЗ Патриот, регистрационный знак К 260 ТВ 161 RUS и УАЗ Пикап (грузовой, бортовой), регистрационный знак Х 413 РВ 161 RUS. К заявлению прилагались заверенные копии документа, удостоверяющего личность предпринимателя, свидетельств о регистрации транспортных средств, договоров аренды транспортных средств без экипажа от 10.07.2014 г. (л.д. 45-51).
06.08.2014 г. рассмотрев представленные документы, министерство отказало предпринимателю в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области на вышеуказанные транспортные средства, обосновав причины отказа ссылкой на положения нормативных правовых актов, являющихся основанием для такого отказа, уведомив предпринимателя об отказе в выдаче разрешения в установленном законом порядке письмом N 15.4/1193 (л.д. 52).
Не согласившись с указанным письмом в части отказа в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области N 15.4/1193 от 06.08.2014 на транспортное средство УАЗ Патриот гос. номер К 260 ТВ 161 RUS, предприниматель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя министерства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением министерства прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения министерства закону или иному нормативному правовому акту.
Выдача разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров багажа легковыми такси на территории Ростовской области регулируется статьей 9 Федерального закона от 21.04.2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 69-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", Положением о порядке подачи заявления на получение разрешения и выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2012 г. N 306.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Согласно Положению о министерстве, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 г. N 133, министерство является органом исполнительной власти Ростовской области.
При этом, согласно пункту 2.1.20 Положения о министерстве, пункту 1.2 Положения о порядке подачи заявления на получение разрешения и выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2012 г. N 306 министерство осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти Ростовской области по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области.
Согласно части 1.1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. При этом, заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений.
Частью 1.2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:
1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);
2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;
3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).
Частью 2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ установлено, что разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и при условии соответствия требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и принимаемыми в соответствии Законом N 69-ФЗ законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, для получения разрешения на осуществление услуг такси необходимо, чтобы автомобили, которые в данном случае предприниматель собирается использовать для предоставления указанных услуг были предназначены для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований на основании несоответствия указанного автомобиля, требованиям, предъявляемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 21.04.2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2012 г. N 306, перечень сведений и документов, необходимых для выдачи разрешения является исчерпывающим и расширению не подлежит. При этом, предоставление документов, свидетельствующих об отнесении транспортного средства к категории "М1" в соответствии с данными Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, не требуется.
Статьёй 1 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) установлено, что названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 259-ФЗ на основании названного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила перевозок).
Понятия, используемые в названных Правилах перевозок, означают следующее:
"легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;
"транспортное средство категории "M1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения.
Из анализа вышеуказанных нормативно закрепленных терминов следует, что легковое такси - транспортное средство, имеющее помимо места водителя не более 8 мест для сидения, используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Так из руководства по эксплуатации автомобиля размещенного на официальном сайте интернет энциклопедии "Википедия" (https://ru.wikipedia.org/wiki/UAZ_Patriot) следует, что УАЗ-Патриот предназначен для перевозки пассажиров и грузов по всем видам дорог и местности, имеет число мест для сидения (включая место водителя) - 5. UAZ Patriot (УАЗ-3163) - полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости (вседорожник). Автомобиль оснащён цельнометаллическим пятидверным кузовом и предназначен для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также в сельской местности. Серийно выпускается Ульяновским автозаводом с августа 2005 года. До этого в 2000-2005 гг. производилась аналогичная модель УАЗ-3162 "Симбир", а в 1997-2002 гг. - УАЗ-3160. Указанный автомобиль обладает следующими техническими характеристиками:
Колёсная формула 4Ч4
Количество мест 5 (9 - в модификации с откидными сидениями)
Габаритные размеры, мм 4647x2080x1900/2000 (с рейлингами на крыше)
Дорожный просвет, мм 210
Масса снаряженного а/м, кг 2070
Полная масса, кг 2670
Грузоподъёмность, кг 600
Максимальная скорость, км/ч 150
Расход топлива при 90/120 км/ч 11.5 / 15.5 л/100 км (расход газового топлива 16л/100 км)
Двигатель ЗМЗ-409.10
Топливо: бензин не ниже Аи-92 или бензин+газ (при наличии двухтопливной системы питания)[1]
Рабочий объем, л. 2,7
Макс. мощность, л.с.; кВт; об/мин 128; 94,1; 4400
Макс. крутящий момент, Н·м/об/мин 217,6/2500
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая, фирмы Dymos (Корея)
Раздаточная коробка электро-механическая (I-1,II-2,56) фирмы Dymos (Корея)
Передние тормоза дисковые, с двумя цилиндрами, с плавающей скобой
Задние тормоза барабанного типа, с одним цилиндром, с автоматическим регулированием зазора между накладками и барабаном
Передняя подвеска зависимая, пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости, гидропневматическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия, с двумя продольными рычагами и поперечной тягой
Задняя подвеска зависимая, на двух продольных полуэллиптических малолистовых рессорах и гидропневматических амортизаторах телескопического типа двухстороннего действия
Шины 235/70R16, 245/70R16
В соответствии с пунктом 26 Приказа МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 г. "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" в строке "2. Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в ОТТС, Свидетельстве либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств. В строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
Из положении Письма Министерства Финансов Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/16 следует, что в соответствии со статьей 361 главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории легковых или грузовых автомобилей следует руководствоваться:
- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. N 359;
- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. N 5938-VIII.
При этом указанным письмом Министерство сообщает, что модели автомобилей, их модификации, исполнение и комплектация, обозначение которых начинается с 3151, 3153, 3159, 3160, 3162, относятся к легковым автомобилям, так как сертифицированы по категории М1 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)".
Ссылка суда первой инстанции на одобрения типа транспортного средства N E-RU.MT02.B.00305.P2, и одобрения типа транспортного средства N E-RU.MT02.B.00305.P4, размещенные на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (www.gost.ru), согласно которым автомобили УАЗ Патриот относятся к категории "M1G" и не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров, что делает невозможным заключение публичного договора фрахтования, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Указанные одобрения не отвечают признакам нормативного правового акта, устанавливающего общеобязательные требования и распространяющиеся на неопределенный круг лиц. Кроме того, доказательств того, что эксплуатация указанного автомобиля в процессе осуществления пассажирских перевозок не отвечает требованиям безопасности пассажиров и других участников дорожного движения, исходя из технических характеристик автомобиля, не имеется.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. N 720 утверждены технические регламенты о безопасности колесных транспортных средств (действовавшие в спорный период).
Названный технический регламент устанавливал требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2 Раздела I Технического регламента к объектам технического регулирования, на которые распространяется Технический регламент, относятся колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств, компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность других транспортных средств.
Пунктом 5 Раздела I Технического регламента для целей "категория транспортного средства" это классификационная характеристика транспортного средства, применяемая в целях установления в названном техническом регламенте требований.
Из пункта 1.1 Приложения N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, устанавливающему Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие указанного регламента, следует, что к категории М относятся транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров (подпункт 2), при этом к категории М3 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (подпункт 2.1).
В соответствии с пунктом 1.2.1 Приложения N 1 данного регламента к транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M и N, если они удовлетворяют перечисленным в Приложении N 1 требованиям.
Пунктом 1.2.3 Приложения N 1 к Техническому регламенту установлено, что при обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (как в рассматриваемом случае М1G).
Аналогичные требования также предусмотрены в действующих с 01 января 2015 года технических регламентах Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 877.
Исходя из общего смысла перечисленных положений постановления Правительства Российской Федерации и ранее приведенного определения понятия транспортного средства, следует, что отдельно буква G для обозначения категории транспортных средств не применяется, а используется как обозначение наличия у транспортных средств категорий M или N определенных характеристик или их совокупности характеристик (повышенной проходимости).
При таких обстоятельствах, спорный автомобиль УАЗ Патриот, регистрационный знак К 260 ТВ 161, относится к категории М1, подкатегории G, обладает всеми признаками легкового такси и отличается от остальных транспортных средств категории М1 (без обозначения буква G) лишь повышенной проходимостью. Следовательно, отказ министерства по сути означает запрет на осуществление коммерческих перевозок пассажиров транспортными средствами категории М1 повышенной проходимостью, что является необоснованным и не основан на нормах действующего законодательства.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Из положении норм Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г.
N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") следует, что названный технический регламент разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (далее - государства - члены Таможенного союза) от 18 ноября 2010 г.
Техническое регулирование в отношении колесных транспортных средств осуществляется в целях обеспечения социально приемлемого уровня их безопасности, а также выполнения государствами - членами Таможенного союза своих обязательств, вытекающих из участия в международных соглашениях в сфере безопасности колесных транспортных средств. В соответствии с пунктом 1 названного регламента Общие положения I следует, что названный технический регламент в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
Пункт 2 названного технического регламента гласит, что к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие указанного технического регламента, относятся:
колесные транспортные средства категорий L, M, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси;
компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению N 1.
Пункт 6 раздела II названного технического регламента гласит, что для целей названного технического регламента используются понятия, установленные Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г., а также применяются термины, которые означают следующее:
"категория транспортного средства" - классификационная характеристика транспортного средства, применяемая в целях установления в настоящем техническом регламенте требований;
"специализированное пассажирское транспортное средство" - транспортное средство категории M2G или M3G, изготовленное на шасси транспортного средства повышенной проходимости категории N1G, N2G или N3G;
"аппаратура спутниковой навигации" - аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи;
Из пункта 13 раздела II "Определения" следует, что выпускаемые в обращение транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенные для перевозки детей, и категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), специальных, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также транспортные средства оперативных служб подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.
В разделе IV "Требования безопасности" технического регламента предусмотрено, что выпускаемые в обращение транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенные для перевозки детей, и категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), специальных, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также транспортные средства оперативных служб подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой. Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств, находящихся в эксплуатации, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 13).
Выпускаемые в обращение транспортные средства категории M1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 94 и 95, и категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 95, оснащаются системой вызова экстренных оперативных служб, прочие выпускаемые в обращение транспортные средства категорий M1 и N1, транспортные средства категорий M2, M3, N2, N3 оснащаются устройством вызова экстренных оперативных служб (пункт 13.1).
Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" (далее - Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ) субъектами правовых отношений в сфере навигационной деятельности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, обеспечивающие создание и функционирование средств навигации и объектов навигационной деятельности, а также физические и юридические лица, оказывающие и получающие услуги в сфере навигационной деятельности в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ установлено, что в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
В целях обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, Правительством Российской Федерации принято постановление от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", подпунктом "г" пункта 1 которого установлено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.
Во исполнение названного постановления Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2012 г. N 285 утверждены требования к аппаратуре спутниковой навигации глонасс или глонасс/gps, устанавливаемой на транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров (далее - Приложение N 3 к Приказу N 285).
Согласно пункту 1 Приложения N 3 к Приказу N 285 абонентский терминал, устанавливаемый на транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, обеспечивает передачу следующей мониторинговой информации:
идентификационный номер абонентского терминала;
географическая широта местоположения транспортного средства;
географическая долгота местоположения транспортного средства;
скорость движения транспортного средства;
путевой угол транспортного средства;
время и дата фиксации местоположения транспортного средства;
признак нажатия тревожной кнопки.
В случае подключения дополнительных устройств для выполнения функции диспетчерского управления и контроля абонентский терминал обеспечивает включение в состав мониторинговой информации данных от этих устройств (Пункт 2 Приложения N 3 к приказа N 285)
Абонентский терминал обеспечивает хранение не менее 150 000 последовательно зарегистрированных наборов данных, включающих мониторинговую информацию и информацию о нажатии тревожной кнопки, во внутренней энергонезависимой памяти. Сохранение информации во внутренней энергонезависимой памяти производится автоматически при отсутствии возможности передачи информации по сетям подвижной радиотелефонной связи. Выгрузка сохраненной в энергонезависимой памяти информации производится автоматически при возобновлении возможности передачи информации по сетям подвижной радиотелефонной связи (пункт 4 Приложения N 3 Приказа N 285).
Абонентский терминал обеспечивает передачу мониторинговой информации по сетям подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM (пункт 5 Приложения N 3 к Приказу N 285).
Абонентский терминал включает в свой состав:
навигационный модуль ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и других ГНСС;
встроенную в корпус абонентского терминала антенну или внешнюю антенну ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и других ГНСС;
встроенную в корпус абонентского терминала антенну или внешнюю антенну GSM/GPRS;
тревожную кнопку, встроенную в корпус абонентского терминала или размещенную отдельно;
соединительные жгуты, если необходимо присоединение к бортовой сети, внешним антеннам и другим исполнительным устройствам и датчикам;
комплект монтажных деталей (пункт 6 Приложения N 3 к Приказу N 285).
Пунктом 8 Приложения N 3 к Приказу N 285 помимо общих требований к транспортным средствам категории М, установлены отдельные требования к транспортным средствам категории М2 и М3. Так, абонентский терминал, устанавливаемый на транспортные средства категорий M2 и M3, может обеспечивать возможность подключения дополнительного оборудования безопасности:
видеорегистратора (видеорегистраторов);
видеокамеры (видеокамер), заключенной в антивандальный кожух;
микрофона (микрофонов);
датчика (датчиков) задымления и быстрого повышения температуры;
дисплея водителя, встроенного в абонентский терминал или установленного как отдельное устройство.
Указанное также свидетельствует о том, что обязательные требования по установлению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS распространяются на транспортные средства категории М1, используемые для коммерческих перевозок пассажиров.
Между тем, предпринимателем в материалы дела не представлены доказательства о том, что заявленное транспортное средство, которым предприниматель намеревался осуществлять коммерческую перевозку пассажиров легковым такси, было оборудовано системой спутниковой навигации в соответствии с вышеуказанными требованиями, что также подтвердил представитель министерства в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеназванные требования, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в настоящее время отсутствуют правовые основания обязать министерство выдать обществу истребуемое разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области на транспортное средство УАЗ Патриот гос. номер К 260 ТВ 161 RUS. Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. При этом, общество не лишено права повторно обратиться в министерство с аналогичным заявлением после устранения указанных недостатков.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из содержания названных законоположений, а также пункта 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", отсутствие нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в признании такого ненормативного правового акта недействительным.
Вопреки доводам предпринимателя, принятие судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении заявленного требования, при отсутствии правовых оснований для его удовлетворения, по смыслу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушение права лица на судебную защиту.
В силу абзаца 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда апелляционной инстанции только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2015 г. по делу N А53-32242/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32242/2014
Истец: Нестеренко Нанули Ервантовна
Ответчик: министерство транспорта Ростовской области