г. Краснодар |
|
24 июля 2015 г. |
Дело N А32-235/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Мацко Ю.В. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Иващенко Евгения Васильевича (ИНН 230401037940, ОГРНИП 313230410800041) - Орлова Б.С. (доверенность от 14.01.2015), Трифонова О.И. (доверенность от 22.08.2014), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2310109450, ОГРН 1052305770230), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 28038 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иващенко Евгения Васильевича на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу N А32-235/2014 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Шимбарева Н.В.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Иващенко Е.В. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлениями к Управлению Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.12.2013 N 581855 о привлечении предпринимателя к ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 800 тыс. рублей штрафа за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2014 (судья Погорелов И.А.) требование предпринимателя удовлетворено. Суд счел недоказанным совершение вмененного правонарушения предпринимателем.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.11.2014 решение суда от 23.06.2014 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2015 постановление суда апелляционной инстанции от 06.11.2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела постановлением суда апелляционной инстанции от 02.04.2015 решение суда от 23.06.2014 оставлено без изменения.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса, а также оснований для признания его малозначительным.
В кассационной жалобе предприниматель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие объективных доказательств привлечения предпринимателем иностранного гражданина к трудовой деятельности. Рейдовые мероприятия проведены с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) неуполномоченными лицами, без согласования с органами прокуратуры. Предприниматель самостоятельно работы не осуществлял. На строительном объекте работы осуществляли два генподрядчика, одним из которых является предприниматель. Управление не установило конкретное лицо, привлекшее иностранного гражданина к трудовой деятельности. Управление необоснованно рассмотрело административное дело, не передав его в районный суд.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представители предпринимателя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей предпринимателя, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в ходе рейдовых мероприятий на объекте капитального строительства - жилой дом N 15 в микрорайоне жилой застройки разной этажности по ул. Луначарского в г. Геленджике сотрудники полиции совместно с дружинниками казачьей дружины выявили иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность при строительстве объекта. В ходе проверки представлено разрешение на строительство, исходя из которого заказчиком объекта является ООО "Нега-Юг".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.09.2013 N 31/45, по результатам которой в отношении предпринимателя, являющегося генеральным подрядчиком на основании договора генерального подряда от 24.04.2013 N 1/15, заключенного с заказчиком ООО "Нега-Юг" на выполнение комплекса работ по строительству жилого дома N 15 по адресу: Краснодарский край, город Геленджик, микрорайон жилой застройки разной этажности по ул. Луначарского, возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 18.15 Кодекса и назначено проведение административного расследования.
По результатам расследования в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 18.15 Кодекса, в котором указано, что предприниматель при строительстве объекта - жилой дом N 15 по адресу: Краснодарский край, город Геленджик, микрорайон жилой застройки разной этажности по улице Луначарского, допустил привлечение к трудовой деятельности в качестве разнорабочего гражданина Узбекистана Курбонова Шухрата Холбобоевича 04.08.1989 года рождения, не имеющего разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управление вынесло постановление от 19.12.2013 N 581855 о привлечении предпринимателя к ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса в виде взыскания 800 тыс. рублей штрафа.
Предприниматель обжаловал постановление управления в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса установлена ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Под разрешением на работу понимается документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности (статья 2 Закона N 115-ФЗ).
Привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства является допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства (пункт 1 примечания к статье 18.15 Кодекса).
Согласно правовой позиции, сформированной в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
В силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов, связанным с проведением административного расследования.
Кроме того, Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления административной ответственности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Признавая ошибочным вывод суда первой инстанции о недоказанности совершения предпринимателем вмененного ему правонарушения, суд апелляционной инстанции счел, что материалами дела об административном правонарушении (договор генерального подряда от 24.04.2013 N 1/15, акт проверки, протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя, объяснение иностранного гражданина, протокол об административном правонарушении в отношении гражданина Узбекистана и постановление о привлечении его к ответственности) подтвержден факт работы иностранного гражданина на объекте, строящемся предпринимателем - жилом доме N 15, в микрорайоне жилой застройки разной этажности по улице Луначарского в городе Геленджике.
Апелляционная инстанция установила, что между предпринимателем и ООО "Нега-Юг" заключен договор генерального подряда от 24.04.2013 N 1/15, по которому предприниматель принял на себя обязательства выполнить своими силами или силами привлеченных им подрядных организаций за счет средств ООО "Нега-Юг" комплекс работ по строительству жилого дома N 15 по адресу: Краснодарский край, город Геленджик, микрорайон жилой застройки разной этажности по улице Луначарского. Генеральный подрядчик обязан использовать на строительстве квалифицированных рабочих, имеющих разрешение на работу в Российской Федерации, а также допуски на производство специальных работ; гарантирует, что его персонал и подрядчики обладают необходимым опытом и квалификацией для производства работ по договору и для успешной сдачи объекта в эксплуатацию. При привлечении к работе указанных специалистов генподрядчик обязан самостоятельно, без привлечения заказчика выполнить все требования миграционного законодательства в тех случаях, когда это необходимо (пункт 4.1.26 договора генерального подряда). За нарушение пункта 4.1.26 договора генеральный подрядчик несет полную ответственность перед управлением, другими государственными органами.
Для осуществления строительства предприниматель, как генеральный подрядчик, заключил договоры подряда, в которые включил условия, идентичные условиям договора генерального подряда от 24.04.2013 N 1/15 в части привлечения для строительства иностранных рабочих.
Сославшись на генеральные договоры подряда с ООО "Нега-Юг" и подряда между предпринимателем и его подрядчиками, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что возложение соответствующих ответственности и обязанности по получению необходимых разрешений на подрядчиков в рассматриваемом случае не заменяет и не исключает обязанность предпринимателя как генерального подрядчика по контролю за надлежащим исполнением строительных работ, а также недопуску к трудовой деятельности на объекте иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу в Российской Федерации. Предприниматель должен осуществлять проверку легальности привлечения к трудовой деятельности подрядчиками иностранной рабочей силы для обеспечения исполнения публично-правовой обязанности как лица, ответственного за осуществление строительных работ.
В связи с этим заключение договоров подряда в данном случае не освобождает предпринимателя от ответственности за допуск к строительным работам на объекте иностранного гражданина, не имевшего разрешение на работу на территории Российской Федерации.
Судебная коллегия указала, что предприниматель при установленных судом фактических обстоятельствах, допустив к трудовой деятельности гражданина Узбекистана без разрешения на работу, является субъектом правонарушения по части 1 статьи 18.15 Кодекса. Имея возможность для соблюдения установленных законодательством запретов на допуск к трудовой деятельности иностранного гражданина без соответствующего разрешения, предприниматель не обеспечил их выполнение.
Апелляционная инстанция сочла соблюденным управлением в рассматриваемом случае как порядок закрепления и фиксации доказательств, так и привлечения к административной ответственности.
Так, суд апелляционной инстанции проверил доводы предпринимателя о процедурных нарушениях, допущенных при проведении проверки и при передаче материалов дела на рассмотрение в управление; проведении проверки в отсутствие распоряжения, а также иных установленных законом оснований; рейдовые мероприятия на спорном строительном объекте проводились неуполномоченными лицами; протокол и постановление в отношении иностранного гражданина управление составить 23.08.2013 не могло, поскольку материалы проверки административному органу направлены только 24.08.2013 и получены им 28.08.2013, и отклонил их, сочтя несущественными и не влияющими на законность обжалуемого постановления.
Судебная коллегия учла характер совершенного правонарушения, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, отсутствие существенной угрозы общественным отношениям, пренебрежительного отношения к публично-правовым обязанностям, на основании статьи 2.9 Кодекса квалифицировала совершенное предпринимателем правонарушение в качестве малозначительного.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценка вывода арбитражных суда апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в редакции от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Довод общества о принятии управлением обжалуемого постановления с превышением должностных полномочий подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 Кодекса, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 Кодекса.
Статьей 23.1 Кодекса установлен перечень административных правонарушений, дела о которых уполномочены рассматривать судьи. При этом в части 1 статьи приведен перечень дел, рассмотрение которых относится к исключительной компетенции суда. Как правило, это дела об административных правонарушениях, представляющих наибольшую общественную опасность. Часть 2 статьи 23.1 Кодекса устанавливает полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях в случаях, когда должностное лицо административного органа, рассматривающее дело об административном правонарушении, полагает необходимым применение вида или размера административного наказания, назначить которое уполномочены только судьи.
По общему правилу, дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса, рассматриваются мировыми судьями.
Исключения из этого правила составляют дела, подведомственные судьям арбитражных и военных судов, а также дела, отнесенные к подсудности районных судов.
В связи с изложенным абзац 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса не устанавливает альтернативную подведомственность дел об административных правонарушениях административным или судебным органам в зависимости от факта проведения административного расследования по делам, а определена подсудность дел, отнесенных к компетенции судей общей юрисдикции и переданных им на рассмотрение в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Кодекса.
Часть 2 статьи 23.1 Кодекса прямо предусматривает рассмотрение указанных в ней дел судьями только в тех случаях, когда орган, должностное лицо передают дело на рассмотрение судье.
Таким образом, дела об административных правонарушениях, указанные в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями, в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно части 1 статьи 23.67 Кодекса (в редакции, действующей в спорный период) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 18.8, статьей 18.9, частью 1 статьи 18.10, статьями 18.15 - 18.18, 19.15 - 19.18, 19.27 Кодекса.
Следовательно, обжалуемое постановление принято управлением в пределах имеющихся полномочий.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судебной коллегией доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу N А32-235/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 2 статьи 23.1 Кодекса прямо предусматривает рассмотрение указанных в ней дел судьями только в тех случаях, когда орган, должностное лицо передают дело на рассмотрение судье.
Таким образом, дела об административных правонарушениях, указанные в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями, в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно части 1 статьи 23.67 Кодекса (в редакции, действующей в спорный период) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 18.8, статьей 18.9, частью 1 статьи 18.10, статьями 18.15 - 18.18, 19.15 - 19.18, 19.27 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2015 г. N Ф08-4552/15 по делу N А32-235/2014
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4552/15
02.04.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3256/15
09.02.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10353/14
06.11.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14281/14
23.06.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-235/14