г. Краснодар |
|
30 июля 2015 г. |
Дело N А32-1778/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Андреевой Е.В. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - жилищно-строительного кооператива "Южный" (ИНН 2312201517, ОГРН 1132312003845) - Гунько Д.С. (доверенность от 04.02.2015), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813) - Нудного Н.С. (доверенность от 15.05.2015), от третьего лица - Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края - Коновалова О.В. (доверенность от 20.02.2015), в отсутствие иных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Южный" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2015 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-1778/2015, установил следующее.
Жилищно-строительный кооператив "Южный" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 22.12.2014 по делу N 292/Р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края (далее - управление по надзору).
Решением суда от 31.03.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях кооператива признаков нарушений требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
В кассационной жалобе кооператив просит отменить судебные акты. Заявитель указывает на неправильное применение судами норм материального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку лицом, определившим содержание рекламы, является Квитчук Н.Ю. При рассмотрении дела кооператив в своих объяснениях ошибочно не указал на договорные отношения с Квитчук Н.Ю., однако это не устраняет их наличия.
В отзыве антимонопольный орган указал на законность судебных актов.
В судебном заседании представитель кооператива повторил доводы кассационной жалобы. Представитель антимонопольного органа и управления по надзору высказались против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, при осуществлении государственного надзора и в связи с рассмотрением заявления Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края антимонопольный орган выявил факт распространения кооперативом рекламы следующего содержания: "ЖСК ЮЖНЫЙ, жилищно-строительный кооператив, квартиры в новом жилом комплексе в Комсомольском МКР, по ул. Тюляева_ Доступные цены www.zsk-yug.ru, 8(800)77-57-881, звонок бесплатный. Разрешение на строительство_ Строительство ведется согласно действующего жилищного законодательства РФ и ФЗ 215".
Решением антимонопольного органа от 22.12.2014 указанная реклама признана ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона N 38-ФЗ. Кроме того, незаконна ссылка в рекламе на Федеральный закон от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (далее - Закон N 215-ФЗ), так как заявитель таковым не является.
Кооператив, не согласившись с решением управления от 22.12.2014, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказать соответствие оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законность принятия оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт или решение (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно статье 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1). Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2). Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5); рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму (пункт 6); рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7).
Статьей 5 Закона N 38-ФЗ закреплено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Под недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Закона N 38-ФЗ).
Деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов регламентирована главой 11 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации действие положений настоящей главы не распространяется на иные специализированные потребительские кооперативы, создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах. Порядок создания и деятельности таких кооперативов, правовое положение их членов определяются указанными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В силу статьи 2 Закона N 215-ФЗ жилищный накопительный кооператив - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов. Банк России осуществляет ведение реестра жилищных накопительных кооперативов на основании сведений, предоставляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственной регистрации юридических лиц, и кооперативами (статья 15 Закона N 215-ФЗ).
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод о том, что в нарушение данных норм права распространяемая кооперативом реклама со ссылкой на Закон N 215-ФЗ является недостоверной. Суды установили, что заявитель не является жилищным накопительным кооперативом, в соответствующий реестр не включен. Спорная реклама не соответствует Закону N 38-ФЗ, является ненадлежащей, поэтому судебные инстанции обоснованно отказали кооперативу в удовлетворении заявленного им требования.
Довод кооператива об отсутствии нарушения требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона N 38-ФЗ ввиду того, что разработку оригинал-макета рекламы и ее размещение осуществляла гражданка Квитчук Н.Ю. на основании договора возмездного оказания услуг от 01.04.2014, правомерно отклонен судами.
Рекламодателем, как правило, является именно заказчик рекламной продукции, заинтересованный в продвижении своего товара или своих услуг. Для рекламодателя рекламная деятельность может и не быть основным видом деятельности. Рекламораспространителем, напротив, как правило, выступает специализированная организация, осуществляющая деятельность по возмездному распространению рекламы. В Законе N 38-ФЗ не установлена обязанность субъектов рекламной деятельности информировать своего контрагента о нарушении им законодательства в сфере рекламы.
На рекламопроизводителя может быть возложена ответственность за нарушение требований Закона N 38-ФЗ, за соблюдение которых отвечают рекламодатель и рекламораспространитель, только если будет доказано, что такие нарушения произошли по вине рекламопроизводителя (часть 8 статьи 38 Закона N 38-ФЗ). Суды установили, что кооператив являлся рекламодателем, которым согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе может быть изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Таким образом, вопреки доводам кооператива, рекламодателем признается в первую очередь продавец товара, являвшегося объектом рекламирования. При этом суды приняли во внимание то, что коммерческий интерес в спорной рекламе имелся именно у кооператива, а не у рекламораспространителя, так как распространенная реклама была в интересах заявителя.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу статей 286 и 287 Кодекса суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу. Суды надлежаще оценили доказательства, правильно применили нормы материального права. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу N А32-1778/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.