Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2023 г. N 305-ЭС22-26784 по делу N А41-31653/2021
Резолютивная часть определения объявлена 18.04.2023.
Полный текст определения изготовлен 25.04.2023.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Грачевой И.Л.,
судей Поповой Г.Г. и Якимова А.А.,
при участии представителей акционерного общества "Почта России" Бурмистровой И.Н. (доверенность от 19.05.2021), публичного акционерного общества "Ростелеком" Смирнова А.Р. (доверенность от 25.11.2022), Йосифовой Н.О. (доверенность от 12.07.2022), Шарыгиной М.И. (доверенность от 04.04.2023), Карповой В.С. (доверенность от 28.03.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ростелеком" (Санкт-Петербург) на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.09.2022 по делу N А41-31653/2021,
УСТАНОВИЛА:
Акционерное общество "Почта России" (далее - общество "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к публичному акционерному обществу "Ростелеком" (далее - общество "Ростелеком") о признании права собственности Российской Федерации на нежилые помещения N 16, 17, 18, 19, 20, 22: санузлы площадью 2,1 кв.м, 1,5 кв.м, 1,2 кв.м, кладовые площадью 3,6 кв.м, 5,5 кв.м, операционный зал площадью 116,5 кв.м, расположенные в здании по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, д. 8.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Управление Росимущества).
Арбитражный суд Московской области постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.09.2022, удовлетворил иск.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество "Ростелеком", ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу "Почта России" в иске.
Определением от 21.03.2023 судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л. жалоба общества "Ростелеком" вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Почта России" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества "Ростелеком" поддержали доводы жалобы, а представитель общества "Почта России" - доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Управление Росимущества, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 291.10 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Согласно части 1 статьи 291.11 АПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л., выслушав объяснения представителей обществ "Ростелеком" и "Почта России", Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 291.11 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "Почта России", обращаясь в суд с настоящим иском, указало следующее.
С момента постройки в 1967 году здания АТС-519Б (автоматическая телефонная станция) по адресу: Московская область, г. Юбилейный, ул. И.Д. Папанина, д. 8 (ранее: г. Королев, мкр. Юбилейный, ул. Д.И. Папанина, д. 8), несколько помещений в этом здании для размещения отделения почтовой связи (ОПС N 141090) использовало учреждение почтовой связи, преобразованное в последующем в федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - предприятие "Почта России"), а в настоящее время использует общество "Почта России", образованное в результате реорганизации и приватизации имущества предприятия "Почта России".
В 1992 году произошло разделение единого предприятия почтовой связи на самостоятельные юридические лица почтовой и электрической связи. В 1994 году имущество предприятия электрической связи было приватизировано, в состав приватизированного имущества вошло указанное здание, включая спорные помещения. На основании плана приватизации право собственности на здание в 2014 году зарегистрировано за обществом "Ростелеком".
Поскольку право собственности на все здание зарегистрировано за ответчиком без учета факта непрерывного владения правопредшественником истца спорными помещениями, с 2007 года предприятие "Почта России" (в настоящее время истец) осуществляли пользование помещениями на основании договоров аренды. Отнесение занимаемых истцом помещений к собственности ответчика незаконно и нарушает право собственности Российской Федерации, а также общества "Почта России" как правопреемника предприятия "Почта России".
Суды, сославшись на статьи 131, 209, 217, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьи 19, 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), разъяснения, приведенные в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 2/1), пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), пришли к выводу об обоснованности иска общества "Почта России".
Суды исходили из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1003) была разрешена приватизация государственных предприятий связи и информатики и их структурных подразделений.
При этом должны были соблюдаться следующие условия: при преобразовании указанных предприятий связи в акционерные общества контрольный пакет акций закреплялся в федеральной собственности сроком на три года; подразделения почтовой связи выделялись из состава государственных предприятий связи и информатики с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему и не подлежащих приватизации; подразделения телевидения и радиовещания выделялись из состава государственных предприятий связи и информатики с последующим образованием на их базе государственных предприятий, не подлежащих приватизации, либо их имущество подлежало передаче в пользование на договорной основе образуемым акционерным обществам. Отдельные объекты телевидения и радиовещания подлежали передаче в пользование указанным акционерным обществам.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16.11.1992 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 1390) на базе структурных подразделений Министерства связи Российской Федерации создано Федеральное управление почтовой связи.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 8 постановления Пленума ВАС РФ N 2/1, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Предприятие почтовой связи являлось обладателем права хозяйственного ведения на используемое им имущество, в том числе в отношении спорных помещений.
Таким образом, право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения предприятия "Почта России" на спорные помещения возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и является юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Принципы разделения почтовой и электрической связи, порядок раздела объектов недвижимости между предприятиями почтовой и электрической связи изложены в приложении N 2 к приказу Министерства связи Российской Федерации от 24.11.1992 N 433 "О структурной перестройке отрасли "Связь" Российской Федерации" (далее - Приказ N 433).
Согласно пункту 3 приложения N 2 к указанному Приказу в районных центрах, где службы почты и электросвязи расположены в разных зданиях, занимаемые здания передаются на баланс соответствующих структур. В районных центрах, где РУС (районный узел связи) размещен в одном здании, это здание согласно действующему законодательству может быть закреплено за несколькими предприятиями (организациями) на условиях полного хозяйственного ведения (оперативного управления).
Принципиально важным вопросом для разрешения настоящего спора является установление фактического владения и пользования спорными помещениями предприятием почтовой связи.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам спорные помещения с 1967 года непрерывно используются предприятием почтовой связи по целевому назначению для размещения отделения почтовой связи и из владения и пользования организации почтовой связи не выбывали.
На момент разграничения государственной собственности спорные объекты недвижимости использовались предприятием почтовой связи, в силу чего относились к государственной собственности Российской Федерации и не подлежали приватизации в составе государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" (далее - предприятие "Россвязьинформ").
С учетом того, что спорные помещения занимались отделением почтовой связи, а также в отсутствие разделительного баланса, составленного в соответствии с Приказом N 433, предприятие электрической связи не имело оснований регистрировать за собой право собственности на помещения, занимаемые предприятием почтовой связи.
Согласно статье 20 Закона N 171-ФЗ объекты недвижимого имущества, предоставленные предприятию "Почта России" субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по договорам аренды, безвозмездного пользования либо находящиеся в фактическом пользовании данного Предприятия, подлежат внесению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал общества "Почта России".
Таким образом, все объекты недвижимости, находившиеся в пользовании предприятия "Почта России" на любых основаниях, вне зависимости от факта регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации, должны быть учтены в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал общества "Почта России". Следовательно, в силу самого факта использования указанного имущества обществом "Почта России" для предоставления услуг почтовой связи это имущество подлежит передаче в собственность Российской Федерации для дальнейшего внесения его в качестве вклада в уставный капитал истца.
Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Между тем суды трех инстанций не учли следующее.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Положение абзаца второго статьи 12 Гражданского кодекса, закрепляющее признание права в качестве одного из основных способов защиты гражданских прав, направлено на защиту прав и свобод, восстановление нарушенного права, обеспечение надлежащего разрешения дела при наличии спора о праве. Иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания заинтересованным лицом спорной вещью на заявленном им праве.
В соответствии с действовавшей до 01.01.1995 статьей 94 Гражданского кодекса РСФСР и статьей 214 Гражданского кодекса в государственной собственности находится имущество, принадлежащее на праве собственности государству, в настоящее время - Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам Российской Федерации.
После образования Российской Федерации порядок разграничения государственного имущества был установлен Постановлением N 3020-1, а основы передачи государственного и муниципального при преобразовании государственных и муниципальных предприятий регулировались Законом Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации N 1531-1).
Согласно пункту 6 раздела IV приложения 1 Постановления N 3020-1 предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
На момент принятия Постановления N 3020-1 о разграничении государственной собственности спорные помещения в составе здания АТС - 519Б, относившегося к Калининградскому (в настоящее время - Королевскому) узлу связи, находились на балансе и во владении единой организации почтовой и телефонной (электрической) связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.1992 N 526 была утверждена Программа акционирования и приватизации в отрасли "Связь" на 1992 год, в которой, среди прочего, было указано, что отрасль "Связь" является многоотраслевым комплексом, включающим в себя 12 подотраслей связи: почтовую; телеграфную; городскую, сельскую и междугородную телефонную связь; радиосвязь, телевидение; проводное радиовещание; космическую (спутниковую); распространение печати; фельд- и спецсвязь.
Согласно разделу III указанной Программы электрическая связь (электросвязь) включает сети и средства, обеспечивающие телефонную, телеграфную, факсимильную связь, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая межмашинный обмен между ЭВМ, а также телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным системам.
Почтовая связь представляет собой единую технологическую сеть предприятий и транспортных средств, обеспечивающих прием, перевозку и доставку почтовых отправлений, а также организуемых на договорной основе распространение, экспедирование и доставку периодической печати.
В разделе IV Программы было установлено, что предприятие "Россвязьинформ" приватизируется путем преобразования в акционерные общества открытого типа в целом, как единый производственно-технический комплекс на территории республик в составе Российской Федерации, краев и областей.
В соответствии с Приказом N 433 во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 1390 произведено разделение почтовой и электрической связи с отнесением почтовой связи к ведению Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации, а электрической связи - к ведению предприятия "Россвязьинформ" с передачей основных и оборотных средств во вновь создаваемые структурные подразделения почтовой и электрической связи по разделительному балансу с расшифровкой по всем выделенным структурам.
Из положений пункта 7 Приказа N 433 следует, что на начальника предприятия "Россвязьинформ" Московской области возложена обязанность по обеспечению работы по приему-передаче основных и оборотных средств, разделению штата, имущества, составлению актов.
В пункте 3 приложения N 2 к Приказу N 433 о структурной перестройке отрасли "Связь" указано, что в районных центрах, где районный узел связи размещен в одном здании, это здание может быть закреплено за несколькими предприятиями (организациями) на условиях полного хозяйственного ведения (оперативного управления).
При этом окончательное решение по закреплению производственного здания или его части принимается и оформляется соответствующим комитетом по управлению имуществом.
В дальнейшем постановлением Правительства Российской Федерации N 1003, которым было отменено постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.1992 N 526, разрешена приватизация государственных предприятий связи и информатики с обязательным условием выделения из состава указанных предприятий подразделений почтовой связи с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему и не подлежащих приватизации.
Пунктами 8 и 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, предусмотрено следующее: споры по определению стоимости и состава имущества, возникающие между предприятиями и подразделениями при их коммерциализации, рассматриваются соответствующим комитетом в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом; акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия; пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета; во всех указанных случаях составление передаточного, разделительного балансов не требуется; состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" к компетенции Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущество) наряду с иными полномочиями, предоставленными ему законодательством Российской Федерации, была отнесена передача в установленном порядке государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду и пользование юридическим лицам.
Согласно названному постановлению Госкомимущество вправе поручать осуществление его полномочий своим территориальным агентствам.
Решения, принятые до введения в действие указанного постановления Госкомимуществом и его территориальными агентствами, в порядке, установленном Постановлением N 3020-1, сохраняют свою юридическую силу.
Комитет по управлению имуществом Московской области (осуществлявший в указанный период полномочия территориального агентства Госкомимущества по распоряжению федеральным и государственным имуществом на территории Московской области) решением от 24.05.1994 N 246 утвердил план приватизации предприятия "Россвязьинформ" Московской области.
Здание АТС - 519Б, в котором расположены спорные нежилые помещения, включено в план приватизации предприятия "Россвязьинформ" Московской области и передано в уставный капитал образованного в результате приватизации акционерного общества открытого типа "Электросвязь" Московской области (далее - общество "Электросвязь").
В материалы дела представлен заключенный в связи с разделом предприятия связи на организации почтовой и электрической связи и предстоящей приватизацией предприятия электрической связи путем преобразования в акционерное общество между начальником Калининградского узла связи и заместителем начальника узла почтовой связи договор от 01.04.1993 по использованию и содержанию служебных зданий и помещений Калининградского узла связи, согласно которому все здание АТС - 519Б с прилегающей территорией без каких-либо изъятий и обременений с 01.04.1993 передается на баланс общества "Электросвязь".
Таким образом, при разделе основных средств между организациями почтовой и электрической связи все здание АТС - 519Б, в том числе спорные помещения, оставлено на балансе общества "Электросвязь", образованного в результате приватизации предприятия "Россвязьинформ" Московской области, указанные помещения в состав имущества почтовой связи не вошли.
Из изложенного следует, что Российская Федерация, как собственник, включив в план приватизации предприятия "Россвязьинформ" Московской области указанное здание, выразила свою волю на отчуждение спорного имущества в порядке приватизации в соответствии с Законом о приватизации N 1531-1, постановлением Правительства Российской Федерации N 1003, в собственность общества "Электросвязь", правопреемником которого является общество "Ростелеком", и следовательно, с указанного момента утратила на него право собственности.
Ни Российская Федерация, ни предприятие "Почта России" (правопредшественник общества "Почта России") в период с 1994 года по 2021 год не оспаривали правомерность приватизации спорного имущества.
Общество "Ростелеком доказало законность возникновения у него права собственности на спорные помещения (статья 12 Гражданского кодекса, пункт 59 постановления Пленума N 10/22).
Оснований, предусмотренных статьей 235 Гражданского кодекса, для прекращения возникшего в результате приватизации федерального имущества (статья 217 того же Кодекса) права собственности общества "Ростелеком" на спорные помещения не имеется.
Следует также отметить, что Российская Федерация в лице уполномоченного органа после 1994 года не принимала никаких решений о передаче спорных помещений на каком-либо праве предприятию "Почта России".
Предприятие "Почта России" с 2007 года занимает спорные помещения на основании заключенных с обществом "Ростелеком" договоров аренды. При этом у предприятия "Почта России" в течение продолжительного периода пользования соответствующими помещениями в здании на основании договора аренды до момента обращения в арбитражный суд с настоящим иском отсутствовали какие-либо претензии к ответчику по вопросу о передаче спорных помещений на определенном вещном праве истцу.
При таком положении выводы судов о том, что спорные помещения после 1994 находились у предприятия "Почта России" на праве хозяйственного ведения, и о ничтожности сделки по приватизации этих помещений правопредшественником общества "Ростелеком" сделаны при неправильном применении приведенных норм права и не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Судебная коллегия по экономическим спорам считает, что суды неправильно истолковали положения Закона N 171-ФЗ и при рассмотрении настоящего спора сделали неверный вывод о наличии у общества "Почта России" права на основании данного Закона заявлять требования, касающиеся имущества, переданного Российской Федерацией в порядке законодательства о приватизации в частную собственность правопредшественника ответчика.
Закон N 171-ФЗ определяет особенности правового регулирования отношений в области организации, создания основ деятельности общества "Почта России", образованного путем реорганизации (преобразования) предприятия "Почта России", устанавливает особенности порядка его реорганизации и ликвидации.
Частью 2 статьи 19 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что общество "Почта России" является правопреемником предприятия "Почта России" и со дня государственной регистрации данного общества к нему в неизменном виде переходят все права и обязанности предприятия "Почта России".
Состав имущественного комплекса предприятия "Почта России", подлежащего передаче обществу "Почта России" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал данного общества, определяется передаточным актом (часть 12 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
В силу частей 24 и 25 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в состав имущественного комплекса предприятия "Почта России", подлежащего передаче обществу "Почта России" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал данного общества, подлежали включению объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности только Российской Федерации и предоставленные Российской Федерацией предприятию на праве аренды.
При этом частью 36 статьи 19 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что до 01.10.2020 предприятие "Почта России" (общество "Почта России") проводит мероприятия по выявлению объектов недвижимого имущества и земельных участков, которые находились в пользовании предприятия "Почта России" и право собственности Российской Федерации в отношении которых было прекращено после 01.01.2009, причин и оснований прекращения права собственности Российской Федерации в отношении таких объектов, а также выяснению приобретателя или приобретателей такого имущества. В случае, если будет выявлено, что в отношении объектов недвижимого имущества и земельных участков, находившихся в пользовании предприятия "Почта России", право собственности Российской Федерации после 01.01.2009 было прекращено с нарушением законодательства Российской Федерации, предприятие "Почта России" (общество "Почта России") составляет реестр недвижимого имущества и земельных участков, право собственности Российской Федерации в отношении которых прекращено с нарушением законодательства Российской Федерации.
В случае выявления фактов неправомерного прекращения права собственности Российской Федерации на имущество предприятие "Почта России" (общество "Почта России") обращается в суд с требованиями о признании оспоримой сделки с имуществом недействительной, о применении последствий недействительности ничтожной сделки, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и осуществляет иные правомочия собственника имущества (часть 38 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Таким образом, специальным Законом N 171-ФЗ предусмотрено право общества "Почта России" на предъявление исков о праве только в отношении недвижимого имущества, которое находилось в пользовании предприятия "Почта России" и право собственности Российской Федерации в отношении которого было прекращено после 01.01.2009.
Между тем здание АТС, в состав которого входят спорные помещения, перешли из федеральной собственности в частную собственность в 1994 году на основании решения, принятого уполномоченным территориальным органом Российской Федерации.
При таком положении у общества "Почта "России" не имеется предусмотренных Законом N 171-ФЗ оснований для предъявления требования о признании права собственности Российской Федерации на спорные помещения, переданные в установленном порядке в результате сделки приватизации около 30 лет назад в частную собственность.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает, что постановление апелляционного суда от 23.05.2022 и постановление окружного суда от 28.09.2022 приняты с существенным нарушением норм материального права, поэтому указанные судебные акты на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ следует отменить, а в иске обществу "Почта России" - отказать.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы общества "Ростелеком" понесенные им расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и двух кассационных жалоб по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с общества "Почта России".
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.09.2022 по делу N А41-31653/2021 отменить.
В удовлетворении иска акционерного общества "Почта России" отказать.
Взыскать с акционерного общества "Почта России" в пользу публичного акционерного общества "Ростелеком" 9000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационных жалоб.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Г.Г. Попова |
|
А.А. Якимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В 90-х годах здание почтового отделения было включено в план приватизации и передано на баланс предшественнику Ростелекома. Почта России сочла это незаконным. Суды поддержали ее.
Верховный Суд РФ с этим не согласился. Государство уже выразило свою волю, разрешив приватизировать здание. При этом ни Почта России, ни госорганы на протяжении 27 лет не предъявляли претензий о законности приватизации и не претендовали на здание.
Кроме того, по закону Почта России не может предъявлять иски об объектах, право собственности государства на которые прекратилось до 2009 года.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2023 г. N 305-ЭС22-26784 по делу N А41-31653/2021
Опубликование:
-