Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2023 г. N 66а-362/2023 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Красюк А.В.,
с участием прокурора Козыревой М.В.,
представителя административного истца главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова С.М. - Федяева А.С., представителя административного истца ИП Поповой Е.М. - Налобина Н.В., представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области Смаковой Е.Ю., представителя заинтересованного лица ООО "ТКС" Черняева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Поповой Е.В., главы крестьянского хозяйства Иванова С.М. к Департаменту тарифной и ценовой политики Тюменской области о признании не действующим распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области "Об установлении тарифов ООО "ТКС" N 882/01-21 от 30 декабря 2020 года, установил:
Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области 30 декабря 2020 года принято распоряжение N 882/01-21 "Об установлении тарифов ООО "ТКС" (опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области https://admtyumen.ru).
Указанным распоряжением установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере теплоснабжения на территории Ярковского муниципального района на 2021 - 2025 годы
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванов С.М. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим оспариваемое распоряжением в части установления тарифа ООО "ТКС" на тепловую энергию на 2021 год.
Административный истец указывает, что 30 декабря 2020 года коллегиальным органом - тарифной комиссией Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области было принято решение, оформленное Протоколом N 48 "Об установлении тарифов ООО "ТКС" с 01 января 2021 года по 31 декабря 2025 года. На основании данного протокола было принято Распоряжение N 882/01-21 "Об установлении тарифов ООО "ТКС".
Обращает внимание, что действующим распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области "Об утверждении тарифов" N 193/01-21 от 29 августа 2018 года МП "Стройсервис" установлены единые тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителем Ярковского сельского поселения Ярковского муниципального района, на период с 01 сентября 2018 года по 31 декабря 2021 год. В соответствии с приложением N 4 к распоряжению N 193/01-21 от 29 августа 2018 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, на период с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года установлен тариф в размере 2003,00 рубля.
Однако, в нарушение действующего законодательства в области теплоснабжения, тарифы были пересмотрены и изменены. Оспариваемым распоряжением размер вновь установленных тарифов увеличен, в том числе и на период с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года и составляет 4308,00 рублей.
Кроме того, ссылается на несоблюдение Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области и ООО "ТКС" порядка согласования применяемого тарифа.
Административный истец полагает, что указанное распоряжение нарушает его права и интересы как потребителя тепловой энергии, а также права и интересы граждан и организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку принято в нарушение действующего законодательства.
Определением судьи Тюменского областного суда от 25 ноября 2021 года административное исковое заявление Иванова С.М. принято к производству Тюменского областного суда.
Индивидуальный предприниматель Попова Е.М. обратилась в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту тарифной и ценовой политики Тюменской области об оспаривании распоряжения от 30 декабря 2020 года N 882/01-21 "Об установлении тарифов ООО "ТКС". В обоснование заявленных требований привела, доводы аналогичные изложенным в вышеуказанном административном исковом заявлении.
Определением судьи Тюменского областного суда от 11 февраля 2022 года административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Поповой Е.М. принято к производству суда.
Определением Тюменского областного суда от 16 февраля 2022 года указанные административные иски объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Административный истец глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванов С.М. в судебном заседании 14 ноября 2022 года административный иск поддержал. Пояснил, что стоимость имущества, передаваемого ООО "ТКС" увеличилась, при этом амортизацию получает предприятие. Полагал, что нарушен принцип разумности, поскольку концессионное соглашение предполагает вложение своих средств, а затем получение прибыли за счет потребителя.
Представитель административного истца главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова С.М. - Федяев А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал, суду пояснил, что имущество было передано после установления тарифа. Объемы и стоимость передаваемого имущества не соответствуют данным, указанным в приложении к концессионному соглашению. Полагал, что экспертами не проверена стоимость имущества, указанная в документах, на основании которых оно было передано.
Представитель административного истца ИП Поповой Е.М. - Налобин Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что тариф был увеличен за счет увеличения основных средств, которые были учтены при передаче имущества по концессионному соглашению. Указал, что заключение не может являться доказательством по делу, поскольку при установлении тарифа учтена иная сумма. При проверке тарифа экспертами были применены суммы, несоответствующие суммам, указанным в актах.
Представитель административного ответчика Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смакова Е.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Суду пояснила, что тарифы установлены в соответствии с действующим законодательством, обоснованность тарифа подтверждена заключение эксперта. Концессионное соглашение не является предметом данного дела.
Представитель заинтересованного лица ООО "ТКС" Черняев Д.В. в судебном заседании с требованиями не согласился, пояснил, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с действующим законодательством. Амортизация, которая включена в тариф, заложена на инвестиционную программу. Инвестиционная программа включает в себя мероприятия по реконструкции тепловых сетей, котельных, перевод котельных с одного вида топлива на другое, модернизацию и развитие систем теплоснабжения. Статья 374 Налогового кодекса предусматривает уплату налога на имущество по концессионному соглашению, налог оплачивает ООО "ТКС". Кроме расходов на инвестиционную деятельность имеются расходы на текущую эксплуатацию и операционные расходы. В случае необходимости для выполнения отдельных видов работ инвестиционной программы могут быть привлечены подрядчики.
Прокурор Козырева М.В. в заключении полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Основанием для увеличения тарифов на тепловую энергию послужила передача ООО "ТКС" объектов теплоснабжения, которые ранее на балансе организации не числились. Обоснованность формирования фонда оплаты труда, отчислений на страховые взносы проверена при установлении тарифов. Сведения о составе, технических характеристиках передаваемого имущества были представлены Администрацией Ярковского муниципального района в соответствии с пунктом 96 Правил регулирования цен и тарифов в сфере теплоснабжения. Расходы на топливо учтены в соответствии нормативом удельного расхода топлива в соответствии с приказом Департамента от 24 декабря 2020 года. Инвестиционная программа в сфере теплоснабжения в Ярковском муниципальном районе на период 2021 - 2025 годы предусматривает создание и реконструкцию объектов теплоснабжения, включая строительство газовых котельных в населенных пунктах, демонтаж и замену тепловых сетей. Различие тарифов на тепловую энергию в муниципальных образованиях связано с особенностями технологического процесса каждой ресурсоснабжающей организации.
Свидетель ФИО20, допрошенная в судебном заседании 27 апреля 2022 года, пояснила, что при установлении тарифа размер амортизации учитывался с учетом мероприятий, указанных в инвестиционной программе. В тариф включается только сумма, необходимая для реализации указанных мероприятий. Тариф установлен на основании концессионного соглашения, а не актов приема-передачи. Заработная плата рассчитывалась в соответствии с нормативами и методиками, учитывается нормативная численность работников. При расчете налоговых платежей используются плановые цифры, кроме того, имеет ежегодная корректировка. Увеличение тарифа произошло за счет амортизации, предпринимательской прибыли, расходов на энергетические ресурсы, операционные расходы, включающие заработную плату.
Административные истцы глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванов С.М., индивидуальный предприниматель Попова Е.В., представитель заинтересованного лица ФАС России в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, заслушав представителей административных истцов, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что административные истцы глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванов С.М., индивидуальный предприниматель Попова Е.В. являются потребителями тепловой энергии на территории Ярковского муниципального образования Тюменской области, поставляемой ООО "ТКС".
Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 30 декабря 2020 года N 882/01-21 "Об установлении тарифов ООО "ТКС" с приложениями N 1, N 2, N 3, N 4, N 5", установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Ярковского муниципального района Тюменской области.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 1 ч. 2 ст. 5, п. 11 ч. 3 ст. 7 Закона о теплоснабжении, пп. 67 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области утвержденном Постановлением Правительства Тюменской области от 30 мая 2005 года N 59-п "Об утверждении Положения о Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области" Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В силу подпункта 3.1 пункта 2.1 Положения о Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области Департамент осуществляет полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию.
В соответствии с п. 30 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Приказом Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 07 октября 2013 года N 170/01-05-ос "О создании в Департаменте тарифной и ценовой политики Тюменской области коллегиального органа - тарифной комиссии и об утверждении его состава" образована тарифная комиссия Департамента и утвержден ее состав (т.1 л.д. 164-170).
10 декабря 2020 года между администрацией Ярковского муниципального района и ООО "ТКС" заключено Концессионное соглашение N 71/2020, предметом которого является осуществление деятельности на территории Янковского муниципального района Тюменской области по производству, передаче и распределению тепловой энергии и использованием объектов теплоснабжения Ярковского муниципального района (т.2, л.д. 68-111).
ООО "ТКС" обратились в Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию 18 декабря 2020 года (т.3 л.д. 48).
29 декабря 2020 года специалистами Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области подготовлено экспертное заключение об установлении ООО "ТКС" тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Ярковского муниципального района на 2021 - 2025 годы (т.3 л.д. 36 - 42).
30 декабря 2020 года на заседании тарифной комиссии Департамента (оформленного протоколом N 48) принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию для ООО "ТКС" (т.3 л.д. 6-16).
Обжалуемое административным истцом Ивановым С.М. совместно с Распоряжением N 882/01-21 от 30 декабря 2020 года - Решение тарифной комиссии от 30 декабря 2020 года не подлежит самостоятельному рассмотрению, поскольку является частью процедуры принятия Распоряжения.
Доводы представителя административного истца о поступлении необходимых документов и материалов для расчета тарифа в Департамент только 30 декабря 2020 года, уже после подготовки экспертного заключения не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Пакет документов, необходимый для расчета и установления тарифа на тепловую энергию был передан ООО "ТКС" вместе с заявлением об установлении тарифа 18 декабря 2020 года. 29 декабря 2020 года ООО "ТКС" была предоставлена дополнительная информация к заявлению об установлении тарифов на тепловую энергию, при этом данные документы, согласно штампа Департамента, поступили именно 29 декабря 2020 года (т.3 л.д. 5). Соответственно экспертное заключение Департамента от 29 декабря 2020 года подготовлено с учетом анализа полного пакета документов, необходимых для установления ООО "ТКС" тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Ярковского муниципального района на 2021 - 2025 годы.
Также не состоятельны доводы административного истца о нарушении Департаментом сроков, установленных п. 30 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, так как в соответствии с данным пунктом решение об установлении цен (тарифов) на расчетный период регулирования для организаций (на отдельные регулируемые виды деятельности организаций), решение об установлении тарифов для организации, у которой договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключены по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), если в течение расчетного периода регулирования указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам), в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 (2) Основ ценообразования, начало осуществления регулируемой деятельности (отдельных регулируемых видов деятельности), которое наступило после 1 мая года, предшествующего расчетному периоду регулирования, принимаются органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с установленными пунктами 13 - 20 настоящих Правил требованиями, в случае представления указанных предложений после 20 ноября года, предшествующего расчетному периоду регулирования. В связи с чем решение об установлении ООО "ТКС" тарифов на тепловую энергию должно было быть принято на расчетный период регулирования не позднее 18 января 2021 года.
Суду представлены листы согласования проекта Распоряжения N 882/01-21 в которых содержится в том числе и подпись начальника юридического отдела Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смаковой Е.Ю. в чьи полномочия входит проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Департамента (т.2 л.д.3).
Наличие подписи начальника юридического отдела Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смаковой Е.Ю. в листах согласования проекта оспариваемого нормативного акта свидетельствует об отсутствии замечаний к правовому содержанию проекта и отсутствие в нем коррупционного фактора, что представляет собой результаты правовой и антикоррупционной экспертизы.
Частью 1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области" предусмотрено, что законы области, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы.
В части 2.1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 указано, что Официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительного органа государственной власти Тюменской области считается первая публикация его полного текста в одной из газет - "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня" - или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) в подразделе "Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых актов" раздела "Законодательство" либо на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Полный текст Распоряжения N 882/01-21 был опубликован на официальном портале органов государственной власти Тюменской области - www.admtyumen.ru (т.2 л.д.12).
Таким образом, как следует из материалов дела, оспариваемое Распоряжение N 882/01-21 от 30 декабря 2020 года принято уполномоченным органом (органом исполнительной власти Тюменской области), в пределах имеющихся у него полномочий и компетенции, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, а также порядку введения его в действие.
Закон Тюменской области от 09 декабря 2020 года N 101 "Об участии Тюменской области в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования Ярковский муниципальный район" (принят Тюменской областной Думой 07 декабря 2020 года) Тюменская область участвует в качестве самостоятельной стороны в концессионном соглашении, заключаемом муниципальным образованием Ярковский муниципальный район с обществом с ограниченной ответственностью "Тюменский коммунальный сервис" в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования Ярковский муниципальный район Тюменской области.
10 декабря 2020 года между Тюменской областью, Муниципальным образованием Ярковским муниципальный район, Муниципальным предприятием "Стройсервис" Ярковского муниципального района и ООО "ТКС" заключено концессионное соглашение, по условиям которого во владение и пользование ООО "ТКС" переданы объекта теплоснабжения, расположенные на территории Ярковского муниципального района Тюменской области.
Постановлением Администрации Ярковского муниципального района от 21 декабря 2020 года N 94 ООО "ТКС" определено единой теплоснабжающей организацией на территории Ярковского муниципального района с 01 января 2021 года.
В части 1 статьи 23.3 Закона о теплоснабжении определены критерии отнесения поселения, городского округа к ценовым зонам теплоснабжения. Порядок ценообразования в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, в том числе утверждение предельного уровня цены на тепловую энергию в ценовой зоне теплоснабжения, предусмотрен в Разделе VIII Основ ценообразования. Однако Ярковский муниципальный район Тюменской области не отнесен к ценовым зонам теплоснабжения, в связи с чем у Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области отсутствовала обязанность для применения Раздела VIII Основ ценообразования при установлении тарифа на тепловую энергию для ООО "ТКС".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 32 Основ ценообразования при применении указанного метода необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций, расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.
Как следует из материалов дела, тарифы для ООО "ТКС" установлены Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменского области с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 16, 17 Основ ценообразования, на основании заявления ООО "ТКС" от 18 декабря 2020 года (т. 2 л.д. 66-67).
Согласно положениям пунктов 13, 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений, в срок до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
В силу пункта 33 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Таким образом, расходы, заявленные регулируемой организацией, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
В целях проверки доводов административных истцов об экономической необоснованности установленного тарифа и неверности расчетов Департамента определением Тюменского областного суда от 16 мая 2022 года по ходатайству истца Иванова С.М. - Федяева А.С. по делу назначение судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" ФИО16., ФИО17 (т.13 л.д.142-150).
Согласно выводам экспертов, величина отклонения тарифов на тепловую энергию для потребителей Ярковского района с 01 января 2021 года, находится в пределах 0,02%, что является допустимым в контексте определения экономической обоснованности тарифов.
Включение расходов по статьям затрат "Амортизация основных средств и нематериальных активов" и "Налог на имущество" в тариф на тепловую энергию является экономически обоснованным (т.14 л.д.3-54).
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов судебной экспертизы, изложенных в указанном заключении, поскольку оно подготовлено лицами, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит обоснованные выводы, которые предельно ясны, не содержат противоречий, согласуются с другими собранными по делу доказательствами, в частности, с экспертным заключением подготовленными специалистами Департамента от 29 декабря 2020 года.
Статья 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доводы административных истцов об отсутствии оснований и не целесообразности заключения концессионного соглашения, в связи с чем тариф на тепло в Ярковском районе вырос в два раза не могут быть приняты судом, поскольку вопрос о целесообразности заключения концессионного соглашения от 10 декабря 2020 года не входит в предмет рассмотрения по настоящему административному делу.
Таким образом, оценив относимость и допустимость доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействующим распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области "Об установлении тарифов ООО "ТКС" N 882/01-21 от 30 декабря 2020 года.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку предусмотренной законом совокупности условий для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим не имеется, суд отказывает в удовлетворении требований административного истца.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области.
В силу пункта 1 статьи 106 КАС РФ, суммы, подлежащие выплате экспертам, относятся к судебным издержкам.
Из положений части 11 статьи 49 КАС РФ следует, что эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения.
Из приведенной нормы следует, что эксперт обязан принять к производству порученную судом экспертизу, провести исследование и дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, при этом отсутствие оплаты экспертизы не является основанием для отказа в ее проведении.
В соответствии с частью 3 статьи 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.
ФГОБУВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" выставлен счет на оплату проведенной судебной экспертизы N 00002433 от 18 ноября 2022 года (т.13 л.д.2.).
Поскольку заключение судебной экспертизы подготовлено экспертами ФГОБУВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" в полном объеме и представлено в материалы дела, а возложенная определением от 16 мая 2022 года на административного ответчика Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области обязанность по оплате расходов за ее проведение не исполнена, в соответствии с положениями ст. 108 КАС РФ с Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области на основании счета на оплату N 00002433 от 18 ноября 2022 года подлежат взысканию расходы по оплате услуг экспертов в размере 100000 рублей.
Руководствуясь статьями 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Поповой Е.В., главы крестьянского хозяйства Иванова С.М. к Департаменту тарифной и ценовой политики Тюменской области о признании не действующим распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области "Об установлении тарифов ООО "ТКС" N 882/01-21 от 30 декабря 2020 года - отказать.
Взыскать с Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области в пользу ФГОБУ "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" судебные расходы по оплате экспертизы в размере 100000 рублей.
Возложить на Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщении о принятии решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2022 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 15 ноября 2022 г. N 3а-9/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 30.12.2020 N 882/01-21 "Об установлении тарифов ООО "ТКС"
Опубликование:
официальный сайт Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)
газета "Тюменская область сегодня" от 13 мая 2023 г. N 82 (5828) (информация о решении)
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2023 г. N 66а-362/2023 настоящее решение оставлено без изменения