г. Краснодар |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А32-27202/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Транснефть-Терминал" (ранее - закрытое акционерное общество "Морской портовый сервис" ; ИНН 2315143060, ОГРН 1082315002802) - Добрицкой А.С. (доверенность от 31.12.2014), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Княгиной Е.М. (доверенность от 06.04.2015), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-Терминал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2014 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (судьи Николаев Д.В.. Сулименко Н.В., Стрекачёв А.Н.) по делу N А32-27202/2012, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Морской портовый сервис" (после 06.10.2014 - акционерное общество "Трнаснефть-Терминал"; далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 04.07.2012 N 1741 об отказе в возмещении 39 741 158 рублей НДС за III квартал 2011 года и от 04.07.2012 N 75668 о начислении 4 526 612 рублей НДС.
Решением суда от 07.11.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.04.2015, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что налоговая инспекция документально обосновала отсутствие у общества права на применение ставки 0% по НДС, предусмотренного подпунктами 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Суды исходили из того, что в материалы дела не представлены доказательства выполнения обществом работ (услуг) по перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов в морские суда в морском порту; нефтеперевалочные базы "Грушовая" и "Шесхарис" не являются морскими терминалами и к территории морского порта Новороссийск не относятся; общество не является оператором морского терминала и организацией трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Суды отклонили довод общества о необходимости применения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, сославшись на разъяснения, содержащиеся в пункте 67 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают право общества на применение ставки 0% по НДС на основании абзаца 3 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (реализация организациями трубопроводного транспорта услуг по перевалке экспортируемых нефти и нефтепродуктов) и абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса (реализация транспортно-экспедиционных услуг по международной перевозке) и не оценили этот довод общества. Общество заявило о применении ставки 0% по НДС на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, указав в налоговой декларации за III квартал 2011 года вид деятельности по ОКВЭД 63.40 "Организация перевозок грузов", который включает транспортно-экспедиционную деятельность, представив необходимые документы; корректировка налоговых деклараций произведена на основании вступивших в законную силу судебных актов по делу N А32-27203/2012.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
До рассмотрения кассационной жалобы от общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания, обоснованное тем, что на рассмотрении Верховного Суда Российской Федерации находится жалоба общества на определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2014 об отказе в передаче для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы общества на судебные акты по делу N А32-37699/2013, в рамках которого рассмотрены правовые вопросы, аналогичные вопросам, возникшим при рассмотрении дела N А32-27202/2014. Однако до настоящего времени решение по результатам рассмотрения жалобы не принято.
Налоговая инспекция против ходатайства общества возражает.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает ходатайство подлежащим отклонению, поскольку приведенные в обоснование ходатайства обстоятельства не препятствуют рассмотрению кассационной жалобы общества на судебные акты по настоящему делу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации общества по НДС за III квартал 2011 года, по результатам которой составила акт от 04.06.2012 N 43432 и приняла решения от 04.07.2012 N 1741 (об отказе в возмещении 39 741 158 рублей НДС) и N 75668 (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислении 4 526 612 рублей НДС).
Решением Управления Федеральной налоговой службы от 22.08.2012 N 20-12-878 решение налоговой инспекции от 04.07.2012 N 75668 утверждено, решение от 04.07.2012 N 1741 оставлено без изменения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решения налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суды установили, что по договору с ОАО "Черномортранснефть" (далее - ОАО "ЧТН") от 25.02.2011 N 2 общество арендует технологический перевалочный комплекс нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис", предназначенный для слива из железнодорожных цистерн, хранения и сдачи нефтепродуктов на нефтеналивные суда, и используемый в целях осуществления основного вида деятельности - выполнения работ и оказания услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов, сверхнормативному хранению груза, сохранению и улучшению качества нефти, наливу нефти на НПЗ. Общество использует оборудование и имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504), а именно: пункт приема-сдачи и налива нефти, включая оборудование учета транспортируемой продукции (код ОКОФ 11 4526522); перевалочные нефтебазы, включая резервуарные парки и резервуары для приема, перевалки, хранения и смешения нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 11 4526526); отопительные производственные котельные (код ОКОФ 11 4527391); технологические трубопроводы (код ОКОФ 12 0001110); резервуары вертикальные, стальные и железобетонные (коды ОКОФ 12 0001130 и 12 2812131); сливоналивные эстакады, сливные насосные станции для нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 12 2811250); другое вспомогательное оборудование (запорная и регулирующая арматура, объекты электроснабжения, здания и т. д.).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.12.2012 N 901-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" (далее - Приказ N 901-э) введено государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая".
Пунктом 2 Приказа N 901-э общество, осуществляющее деятельность в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам", регистрационный номер 23.3.4.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 20.03.2013 N 293-э в пункт 1 Приказа N 901-э внесены изменения и пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Ввести государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая", г. Новороссийск, Краснодарский край".
Суды установили, что общество входит в группу компаний ОАО "АК "Транснефть"" и выполняет работы (оказывает услуги) по: разработке графика перевалки на месяц для ОАО "АК "Транснефть"", согласование его с заинтересованными сторонами; подтверждению приема нефти и нефтепродуктов по железной дороге, планированию подвода составов, взаимодействию со станцией "Грушовая", расстановке вагонов на путях эстакад; оформлению прибывших на железнодорожную станцию "Грушовая" вагонов-цистерн ("раскредитование"); постановке вагонов-цистерн на железнодорожные эстакады; осуществлению подготовительных работ по сливу; отбору из вагонов-цистерн/автоцистерн проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов; измерению уровней продукта в вагонах-цистернах/автоцистернах; сливу нефти/нефтепродукта из вагонов-цистерн/автоцистерн, перекачке насосами по трубопроводам в резервуары: подключение вагонов-цистерн к сливным устройствам, открытие вагонов-цистерн на слив, заполнение сливного коллектора, контроль за состоянием оборудования, запуск насосов, оперирование запорной арматурой; сливу нефти/нефтепродукта из цистерн, транспортировке по трубопроводам в резервуары: диспетчеризация (управление по системе телемеханики) процесса транспортировки; оформлению первичной документации по сливу нефти/нефтепродукта; контролю нефти/нефтепродукта в резервуарах (проведение замеров, слив подтоварной воды); наливу танкера по трубопроводам из резервуаров (контроль за состоянием оборудования); наливу танкера по трубопроводам из резервуаров (диспетчеризация, управление по системе телемеханики) процесса налива; хранению груза клиента в резервуарах более согласованного срока; определению возможностей, выделения резервуаров, извещению РЖД (по необходимости), корректировке графиков подвода составов (при необходимости); планированию и выделению резервуаров для осуществления приема, хранения и отгрузки на танкер нефти клиента без изменения ее качества; смешению нефти клиента в потоке нефти на танкер с нефтью других клиентов в определенной пропорции для взаимного улучшения одного или нескольких показателей нефти; определению соотношения смеси; приему нефти, поступившей по системе магистральных нефтепроводов, из резервуаров ОАО "ЧТН" в резервуары общества; диспетчеризации процесса приема; отбору проб нефти/нефтепродукта из резервуаров для налива; транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: открытию вагонов-цистерн, подключению устройств налива, контролю за осуществлением налива, учету налитого количества; транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: диспетчеризация процесса; измерению уровней продукта в вагонах-цистернах; оформлению документации на налитые вагоны-цистерны; отправке вагонов-цистерн на НПЗ.
Суды указали, что в проверяемом периоде общество осуществляло деятельность на основании договоров, заключенных с компанией "Crudex Energy International LTD" (Британские Виргинские острова) (от 15.06.2011 N 2011/01/ЭМ) на оказание услуг по перевалке мазута топочного; ООО "НефтеГазИндустрия" (от 15.06.2011 N 2011/02/ЭД и от 15.06.2011 N 2011/03/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива; филиалом акционерного общества "Palmpoint International Inc." (от 15.06.2011 N 2011/01/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива; ОАО "НК "Роснефть-Дагнефть"" (от 14.06.2011 N 2011/02/ЭН) на оказание услуг по перевалке нефти; ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (от 14.06.2011 N 2011/01/ЭН ТВХ-0433/11) на оказание услуг по перевалке нефти. По условиям данных договоров налив нефтепродуктов в нефтеналивные суда производится с причалов N 3, 6, 7, принадлежащих ОАО "НМТП".
Суды установили, что общество имеет лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; лицензия на осуществление операций по эксплуатации магистральных трубопроводов у общества отсутствует.
Суды правильно исходили из того, что налогообложение НДС по ставке 0% в случае оказания услуг по перевалке грузов (абзац 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации) производится в том случае, когда перевалка осуществляется в границах морского, речного порта.
Согласно пунктам 13 и 15 статьи 4 Федерального законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки, а акваторией морского порта - водное пространство в границах морского порта.
В силу распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 13.11.2009 N АД-226-р нефтеперевалочные базы "Грушовая" и "Шесхарис" не являются морскими терминалами и к территории порта Новороссийск не относятся, поскольку находятся на значительном расстоянии от порта.
По результатам совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды сделали вывод о том, что общество не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации; не ведет деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; не относится к организациям трубопроводного транспорта, осуществляющим реализацию работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, что исключает его право на применение ставки 0% по НДС на основании данных норм права.
Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для применения ставки 0% по НДС в соответствии с абзацем 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, отметив, что в уточненной декларации по НДС за III квартал 2011 года общество указало вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов".
Довод общества о том, что суд апелляционной инстанции не учел, что в налоговой декларации за III квартал 2011 года указан код ОКВЭД 63.40 "Организация перевозок грузов", противоречит установленному и не оспоренному обществом факту: во второй уточненной налоговой декларации за III квартал 2011 года (которая является последней корректировкой налоговых обязательств), представленной обществом 08.06.2012, указан код ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов". При этом пакет документов, подтверждающий право на применение ставки 0% по НДС, сформирован в соответствии с позицией общества о том, что данное право общество намерено реализовать исключительно в соответствии с положениями подпунктов 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, т. е. как организация трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также как налогоплательщик, выполняющий работы в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации.
Кроме того, как видно из материалов дела, именно с указанием на несоответствие решений налоговой инспекции от 04.07.2012 N 1741 и 75668 подпунктам 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало ненормативные акты налоговой инспекции в арбитражный суд в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд проверяет оспариваемые акты, их соответствие закону или иному нормативному правовому акту и устанавливает, нарушают ли ненормативные акты права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения возлагается на орган, принявший этот акт.
Обязанность доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо, участвующее в деле, возложена на это лицо статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций оценивают доказательства и доводы, приведенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений; определяют, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены; какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу и т. д. (статьи 168 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды проверили обжалуемые обществом ненормативные акты налоговой инспекции на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации и применительно к установленным по делу обстоятельствам, с учетом доводов участвующих в деле лиц, совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств сделали вывод о соблюдении налоговой инспекцией налогового законодательства при принятии решений от 04.07.2012 N 1741 и 75668, а также о том, что налоговая инспекция доказала отсутствие у общества права на применение ставки 0% по НДС по реализации операций по виду деятельности, заявленному обществом по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов" в уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2011 года.
Статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг). Пунктом 1 статьи 164 Кодекса установлена ставка 0% при реализации конкретно поименованных в этом пункте видов товаров (работ, услуг).
Как видно из уточненной декларации по НДС за III квартал 2011 года, заявив о применении ставки 0%, общество самостоятельно указало вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов".
В целях применения ставки 0% данный вид работ (услуг) закреплен в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно на правильность применения ставки 0%, основанной обществом на подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налоговая инспекция проверила представленную обществом уточненную декларацию по НДС за III квартал 2011 года.
Произвольное применение налоговым органом нормы права, самостоятельно обосновывающей право налогоплательщика на применение пониженной ставки по НДС, не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации.
По смыслу статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Указав в уточненной налоговой декларации вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов", общество совершенно определенно заявило ставку 0% по НДС, основания применения которой предусмотрены подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
При проведении камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2011 года налоговая инспекция установила отсутствие оснований для применения ставки 0% по НДС по подпунктам 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и приняла решения от 04.07.2012 N 1741 и 75668. Данные решения общество обжаловало в вышестоящий налоговый орган, указав на неправильное толкование налоговой инспекцией подпунктов 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Как указано в пункте 67 постановления N 57, при толковании пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу данной нормы прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган. При этом данные решения считаются обжалованными в вышестоящий налоговый орган в полном объеме, если только из поданной жалобы прямо не следует, что решение обжалуется в части.
В апелляционной жалобе на решения налоговой инспекции от 04.07.2012 N 1741 и 75668 общество не заявляло довод о возможности применения ставки 0% на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Этот довод впервые заявлен при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции и суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил данный довод.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судебными инстанциями доказательств и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу N А32-27202/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.