город Ростов-на-Дону |
|
28 апреля 2015 г. |
дело N А32-27202/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Костенко М.А.
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края: представитель Козлов А.Ю. по доверенности от 12.01.2015,
от АО "Транснефть-Терминал": представитель Завадская И.С. по доверенности от 31.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Транснефть-Терминал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2014 по делу N А32-27202/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "Морской портовый сервис"
ИНН 2315143060/ОГРН 1082315002802 к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края о признании недействительным решения, принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Морской портовый сервис" (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску (далее также - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 04.07.2012 г. N 1741 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению", признании недействительным решения от 04.07.2012 г. N 75668 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 07.11.2014 ходатайство заявителя об изменении фирменного наименования общества на "Акционерное общество "Транснефть-Терминал" (далее также - АО "Транснефть-Терминал") удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований отказано. Суд возвратил Акционерному обществу "Транснефть-Терминал" (г. Новороссийск, ОГРН/ИНН 1082315002802/2315143060) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Акционерное общество "Транснефть-Терминал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании ходатайств не поступало.
Представитель АО "Транснефть-Терминал" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное налогоплательщиком ходатайство об изменении фирменного наименования общества на "Акционерное общество "Транснефть-Терминал".
Как следует из материалов дела, 20.02.2012 налогоплательщиком в ИФНС России по г. Новороссийску представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 201 1 года с документами в обоснование применения налоговой ставки 0%.
В результате проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2011 года инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 04.06.2012 N 43432.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки налоговым органом вынесены решения: от 04.07.2012 г. N 1741 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению", признании недействительным решения от 04.07.2012 г. N 75668 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Не согласившись с отказом в возмещении НДС, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на решения налоговой инспекции.
Управление решением от 22.08.2012 N 20-12-878 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения и утвердило решения налоговой инспекции.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, ЗАО "Морской портовый сервис" оказывает услуги по перевалке нефти и нефтепродуктов на нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис" в рамках реализации заключенных договоров между обществом и контрагентами: ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (договор от 14.06.2011 N 2011/01/ЭН ТВХ-0433/11); ОАО "НК "Роснефть-Дагнефть" (договор от 14.06.2011 N 2011/02/ЭН); Филиал акционерного общества "Палмпоинт Интернешнл Инк." (договор от 15.06.2011 N 2011/01/ЭД); ООО "Нефтегазиндустрия-Инвест" (договор от 15.06.2011 N 2011/03/ЭД); ООО "Нефтегазиндустрия" (договор от 15.06.2011 N 2011/02/ЭД); Компания "Crudex Energy International LTD" (договор от 15.06.2011 N 2011/01/ЭМ); ООО "Южная Бункерная компания" (договор от 15.06.2011 N 2011/02/ЭМ).
Согласно заключенным договорам ЗАО "Морской торговый сервис" сливает из железнодорожных цистерн нефтепродукты и принимает их на хранение.
В последующем, нефтепродукты сливаются на нефтеналивные суда с причалов ОАО "Новороссийский морской торговый порт": N 3, 6, 7, 8.
Между заявителем (арендатор) и ОАО "Черномортранснефть" (арендодатель) заключен договор аренды от 25.02.2011 N 2, по условиям которого ЗАО "Морской портовый сервис" является арендатором имущества перевалочных нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис": операторной сливных эстакад; эстакады; подъездных ж/д путей; насосной нижнего слива дизельного топлива, насосов, тепловых сетей площадки резервуара, молниеотводов, задвижек, нежилого строения/Площадки КИПиА, оборудования площадки КИП, нефтепровода от насосной до резервуарного парка, напорных трубопроводов, нефтепровода от резервуарного парка к Северному порталу, самотечных трубопроводов, трубопроводов в тоннеле, эстакад, сливных эстакад, подъездных железнодорожных путей, резервуаров, напорных трубопроводов, пункта налива темных нефтепродуктов, нежилых строений, нефтепроводов-перемычек и другого оборудования.
Согласно договору аренды от 25.02.2011 N 2 ОАО "Черномортранснефть" обязуется предоставить ЗАО "Морской портовый сервис" за плату во временное владение и пользование имущество ПНБ "Грушовая" и ПНБ "Шесхарис" (недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности по приему/передаче от железнодорожного перевозчика, выгрузке/погрузке из/в железнодорожных вагонов-цистерн, хранению нефти и продуктов ее переработки и последующей их отгрузке на внутренний или внешний рынок).
Арендуемое заявителем оборудование используется заявителем с целью обеспечения осуществления основной деятельности предприятия и заключается в выполнении работ и оказании услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов, сверхнормативному хранению груза, сохранению и улучшению качества нефти, наливу нефти на НПЗ.
Из материалов дела следует, что обществом выполняются работы (оказываются услуги) по:
-разработке графика перевалки на месяц ОАО "АК "Транснефть", согласование его с заинтересованными сторонами;
-подтверждению приема нефти и нефтепродуктов по ЖД, планированию подвода составов, взаимодействию со станцией "Грушевая", расстановке вагонов на путях эстакад;
- оформлению прибывших на ж/д станцию "Грушевая" вагонов-цистерн ("раскредитование");
-постановке вагонов-цистерн на ж/д эстакады ЗАО "МПС";
-осуществлению подготовительных работ по сливу;
- отбору проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов из вагонов-цистерн/автоцистерн;
-измерению уровней продукта в вагонах-цистернах/автоцистернах;
-сливу нефти/нефтепродукта из вагонов-цистерн/автоцистерн, перекачке насосами по трубопроводам в резервуары: подключению вагонов цистерн к сливным устройствам, открытию вагонов-цистерн на слив, заполнению сливного коллектора, контролю за состоянием оборудования, запуску насосов, оперированию запорной арматурой;
- сливу нефти/нефтепродукта из цистерн, транспортировке по трубопроводам в резервуары: диспетчеризации (управлению по системе телемеханики) процесса транспортировки;
- оформлению первичной документации по сливу нефти/нефтепродукта;
-контролю нефти/нефтепродукта в резервуарах (проведению замеров, сливу подтоварной воды);
-наливу танкера по трубопроводам из резервуаров: контролю за состоянием оборудования;
-наливу танкера по трубопроводам из резервуаров: диспетчеризации (управлению по системе телемеханики) процесса налива;
-осуществлению хранения груза клиента в резервуарах более согласованного срока: определению возможностей, выделения резервуаров, извещению РЖД (по необходимости), корректировке графиков подвода составов (при необходимости);
-планированию и выделению резервуаров для осуществления приема, хранения и отгрузки на танкер нефти клиента без изменения ее качества;
-смешению нефти клиента в потоке нефти на танкер с нефтью других клиентов в определенной пропорции для взаимного улучшения одного или нескольких показателей нефти;
- определению соотношения смеси;
- приему нефти, поступившей по системе магистральных нефтепроводов, из резервуаров ОАО "Черномортранснефть" в резервуары ЗАО "Морской портовый сервис";
-диспетчеризации процесса приема;
-отбору проб нефти/нефтепродукта из резервуаров для налива;
-транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: открытию вагонов-цистерн, подключению устройств налива, контролю за осуществлением налива, учету налитого количества;
-транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: диспетчеризации процесса;
-измерению уровней продукта в вагонах-цистернах;
-оформлению документации на налитые вагоны-цистерны;
-отправке вагонов-цистерн на НПЗ.
В соответствии с уставом организации основным видом деятельности ЗАО "Морской портовый сервис" является транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов.
Для данных целей обществом используется оборудование и имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций", а именно:
-пункт приема-сдачи и налива нефти, включая оборудование учета транспортируемой продукции (код ОКОФ 11 4526522);
-перевалочные нефтебазы, включая резервуарные парки и резервуары для приема, перевалки, хранения и смешения нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 11 4526526);
-отопительные производственные котельные (код ОКОФ 11 4527391);
-технологические трубопроводы (код ОКОФ 12 0001110);
-резервуары вертикальные, стальные и железобетонные (код ОКОФ 12 0001130 и 12 2812131);
-сливоналивные эстакады, сливные насосные станции для нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 12 2811250);
- а также другое вспомогательное оборудование (запорная и регулирующая арматура, объекты электроснабжения, здания и т.д.).
Кроме того, вышеперечисленное оборудование и сооружения относятся к объектам магистрального нефтепровода согласно приложения Д Правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов РД-153-39.4-056.00, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации от 14.08.2000.
Указанное имущество является технологическими неотъемлемыми объектами магистрального нефтепровода, обеспечивающими приемку, транспортировку или перевалку нефти на другой вид транспорта.
В связи с осуществлением ЗАО "Морской портовый сервис" деятельности по сливу нефти из вагонов, наливу нефти в вагоны-цистерны для поставки на нефтеперерабатывающие заводы, перевалке, транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов между заявителем (заказчик) и ОАО "Черномортранснефть" заключен договор от 18.03.2011 N 2011/ОТП, в соответствии с которым ОАО "Черномортранснефть" оказывает ЗАО "Морской портовый сервис" услуги по сопровождению технологического процесса, учету и составлению отчетности при приеме, хранении, перевалке и отпуске нефти и нефтепродуктов на производственном комплексе.
В рамках данного договора ОАО "Черномортранснефть" в интересах ЗАО "МПС" взаимодействует с Нефтерайоном ОАО "Новороссийский морской торговый порт" по вопросам диспетчеризации и очередности постановки танкеров к причалам для поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт и для материально-технического снабжения судов.
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде обществом осуществлялась уставная деятельность на основании договоров, заключенных со следующими организациями:
- компанией "Crudex Energy International LTD" (от 15.06.2011 N 2011/01/ЭМ) на оказание услуг по перевалке мазута топочного;
-ООО "НефтеГазИндустрия" (от 15.06.2011 N 2011/02/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива;
-ООО "Нефтегазиндустрия-Инвест" (от 15.06.2011 N 2011/03/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива;
-ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (от 14.06.2011 N 2011/01/ЭН ТВХ-0433/11) та оказание услуг по перевалке нефти;
-ОАО "НК "Роснефть-Дагнефть" (от 14.06.2011 N 2011/02/ЭН) та оказание услуг по перевалке нефти;
-Филиалом акционерного общества "Палмпоинт Интернешнл Инк." (от 15.06.2011 N 2011/01/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива;
По условиям вышеуказанных договоров налив нефтепродуктов в нефтеналивные суда производится с причалов N 3, N 6, N 7, принадлежащих ОАО "НМТП".
В обоснование заявленных требований ЗАО "Морской портовый сервис" указывает, что общество входит в одну группу компаний с ОАО "АК "Транснефть". Основным видом его деятельности является перевалка экспортируемых нефти и нефтепродуктов с использованием объектов, арендуемых у ОАО "Черномортранснефть" на перевалочных нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис", а также налив нефти в вагоны-цистерны для последующей отправки на российские нефтеперерабатывающие заводы, что, согласно доводам заявителя, свидетельствует о наличии у ЗАО "Морской портовый сервис" права на применение налоговой ставки 0% НДС на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, как у организации трубопроводного транспорта.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по:
- транспортировке нефти, нефтепродуктов вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру из пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до границы Российской Федерации для последующего вывоза трубопроводным транспортом за пределы территории Российской Федерации, либо до морских портов Российской Федерации для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации морским транспортом, либо до пункта перевалки (перегрузки, слива, налива) на иные виды транспорта, в том числе на трубопроводный, расположенный на территории Российской Федерации, для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации иными видами транспорта, в том числе трубопроводным;
- перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру.
Под перевалкой в целях настоящей статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Для целей настоящей главы к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Настоящий подпункт распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договора (контракта) с:
-иностранным или российским лицом, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка;
-агентом (комиссионером) иностранного или российского лица, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка.
Положения настоящего подпункта распространяются также и на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза, с учетом особенностей, изложенных в настоящем подпункте.
Настоящий подпункт не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договоров, сторонами которых являются только организации трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия "транспортировка нефтепродуктов трубопроводным транспортом", поэтому на основании статьи 11 Кодекса оно определяется исходя из правил специального законодательства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Транспортировка нефтепродуктов понимается как процесс перемещения нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий следующие виды операций: выполнение заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов; прием и слив нефтепродуктов в трубопроводную систему из других видов транспорта от грузоотправителей в начале маршрута; перекачка нефтепродуктов по магистральному трубопроводу; сдача, налив и перевалка нефтепродуктов в конце маршрута.
Понятие транспортировки как единого процесса, включающего в себя совокупность технологических операций, содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов", которым утверждены Правила государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам, а также Перечень услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством. Правила расценивают транспортировку как процесс, включающий в себя совокупность всех указанных в Перечне услуг (пункт 2).
В Перечне услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 980, перечислены следующие услуги:
- услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам: перекачка нефти по магистральным трубопроводам;
- выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефти; перевалка нефти;
- прием, слив нефти в систему магистральных трубопроводов; налив, сдача нефти из системы магистральных трубопроводов.
- услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам: перекачка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включая отводы,
- ответвления и подключения;
- выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефтепродуктов; перевалка нефтепродуктов;
- сдача нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов; налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов.
В соответствии с пунктом 1 Правил государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 980, Правила определяют порядок формирования и государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам по маршрутам, включающим в себя транспортировку нефти по магистральным трубопроводам, входящим в трубопроводную систему "Восточная Сибирь -Тихий океан", с учетом использования железнодорожного транспорта и услуг в транспортных терминалах и специального морского нефтяного порта Козьмино для поставки нефти на внешние рынки (далее - комплексная транспортировка нефти), а также государственного контроля за правильностью применения субъектами естественных монополий регулируемых тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов.
Пунктом 3 Правил установлено, что государственное регулирование тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также по комплексной транспортировке нефти осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере регулирования цен (тарифов) путем установления тарифов или их предельных уровней, а также проведения мероприятий по государственному контролю в отношении установления (изменения, отмены) и применения тарифов (далее - государственный контроль).
В случае установления регулирующим органом предельных уровней тарифов субъект естественной монополии самостоятельно определяет тарифы в рамках их предельных уровней.
При этом пунктом 21 Правил установлено, что регулирующим органом в целях определения достоверности экономической обоснованности расходов субъектов естественных монополий, учтенных при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также правильности применения регулируемых тарифов, осуществляется государственный контроль в форме проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов.
Вышеперечисленные положения законодательства Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что транспортировка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и находится под особым контролем государства.
В связи с чем организации, осуществляющие транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, и, как следствие, имеющие право применять ставку НДС 0% на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, должны быть включены в реестр субъектов естественных монополий.
В обоснование своей правовой позиции заявитель указывает, что Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.12.2012 N 901-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" введено государственное регулирование деятельности в отношении закрытого акционерного общества "Морской портовый сервис" в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов на территории ПНБ "Грушовая".
Пунктом 2 указанного выше Приказа закрытое акционерное общество "Морской портовый сервис", осуществляющее деятельность в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам", под регистрационным N 23.3.4.
Кроме того, Приказом Федеральной службы по тарифам от 20.03.2013 N 293-э в пункт 1 указанного выше Приказа внесены изменения, пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Ввести государственное регулирование деятельности в отношении Закрытого акционерного общества "Морской портовый сервис", г. Новороссийск, в сфере оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на территории ПНБ "Грушовая", г. Новороссийск, Краснодарский край.".
При этом, с момента начала своей деятельности (I-III квартал 2011 года) и до момента включения в реестр субъектов естественных монополий (21.12.2012) деятельность заявителя не изменялась, что не оспаривается инспекцией.
Из изложенного следует, что имеющиеся у общества с начала его деятельности условия хозяйствования, связанные с перевалкой экспортируемой нефти и нефтепродуктов на перевалочных базах "Грушовая" и "Шесхарис" на другие виды транспорта, явились основанием для включения заявителя в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам".
Факт включения (невключения) общества в Реестр субъектов естественных монополий не влияет на экономическую суть совершаемых им операций по перевалке нефти и нефтепродуктов.
Суд первой инстанции, учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что общество осуществляет перевалку нефти и нефтепродуктов.
В обоснование своей правовой позиции общество также ссылается на возможность применения к оказываемым услугам (выполняемым работам) ставки НДС 0% на основании подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налоговое законодательство Российской Федерации не содержит указания на то, что услуги по перевалке в морском порту - это только те услуги, которые оказаны исключительно с использованием технологического оборудования, расположенного в границах территории порта.
Согласно доводам заявителя перевалка является сложным технологическим процессом и для ее выполнения необходимо провести не только работы по наливу продуктов в танкеры, но и работы по приему нефти и нефтепродуктов с другого транспорта (железнодорожного, трубопроводного и т.п.), а также накопление продуктов перед погрузкой. Указанные работы осуществляет заявитель на расположенных вблизи порта НПБ "Грушовая" и "Шесхарис".
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя со ссылкой на то, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии у общества права на применение ставки НДС 0% по услугам, оказанным обществом в проверяемом периоде, как основанные на неверном толковании норм действующего налогового законодательства.
В силу подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации для применения "нулевой" ставки налога недостаточно, чтобы выполняемые работы (оказываемые услуги) выполнялись российскими организациями (не являющимися организациями трубопроводного транспорта) и представляли собой перевалку и хранение товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Согласно буквальному содержанию подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) в морских, речных портах. В противном случае законодатель ограничился бы упоминанием перевалки в значении, приведенном в абзаце 4 подпункта 2.2 данного пункта, которое не связывает такие работы как "приведение грузов в транспортабельное состояние" с необходимостью их выполнения в границах порта. Напротив, в подпункте 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, используя приемы законодательной техники, законодатель подчеркнул необходимость выполнения (оказания) всех видов работ (услуг), включаемых в перевалку, на территории морского, речного порта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.04.2010 N 588-О-О, законодатель, отказавшись от определения понятий "морской порт" в налоговом законе, исходил из необходимости применения этих понятий для целей освобождения соответствующих операций от налогообложения в том значении, которое им придано отраслевым законодательством. Такой подход позволяет избежать ограничительного толкования указанных понятий в рамках налогового закона для целей освобождения операций от обложения налогом на добавленную стоимость, а, следовательно, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя.
В частности, под морским портом в статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
При этом согласно пункту 3 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах).
Объекты инфраструктуры морского порта - расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения (пункт 1 статьи 4 Закона о морских портах).
В силу пункта 6 статьи 4 Закона владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.
При этом под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки, а акваторией морского порта - водное пространство в границах морского порта (пункты 13 и 15 статьи 4 Закона о морских портах).
В силу Распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 13.11.2009 N АД-226-р нефтеперевалочные базы "Грушовая" и "Шесхарис" не являются морскими терминалами и к территории порта Новороссийск не относятся, поскольку находятся на значительном расстоянии от порта.
Указанный вывод, применительно к нефтеперевалочной базе "Грушовая", содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.13.2013 по делу N А32-6190/2012.
Вывод об оказании обществом услуг по перевалке за пределами морского порта сделан также в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2014 по делу А32-27203/2012.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у заявителя правовых оснований для применения подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг на нефтеперевалочных базах "Грушовая" и "Шесхарис".
Кроме того, судом правомерно принято во внимание, что в Распоряжении Министерства транспорта Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта от 13.11.2009 N АД-226-р "О внесении сведений о морском порте Новороссийск в реестр морских портов российской федерации" отсутствуют сведения о наличии на территории порта емкостей и резервуаров для хранения нефти, нефтепродуктов, пищевых грузов, химических грузов, зерновых. Следовательно, хранение и накопление нефтепродуктов на территории порта не происходит.
В вышеуказанном распоряжении содержится перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов: ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р"; ОАО "Новороссийское Узловое Транспортно-Экспедиционное Предприятие"; ОАО "Новороссийский судоремонтный завод"; Федеральное государственное унитарное предприятие "Новороссийское управление аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ"; ОАО "Новорослесэкспорт"; ОАО "Новороссийский морской торговый порт"; ОАО Комбинат "Стройкомплект"; ООО "База технического обслуживания флота"; Новороссийский филиал ФГУП "Росморпорт".
Из вышеперечисленных организаций только два оператора осуществляют погрузку нефти - это ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р" (с помощью выносных причальных устройств КТК-1 и КТК-2, не имеют причального фронта, расположены соответственно в 4,6 км и 5,2 км от береговых сооружений и представляют собой устройства, предназначенные для стоянки судов и погрузки нефти) и ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (комплекс по перегрузке нефти и нефтепродуктов (пристань N 5 Западного грузового района), Нефтетерминал "Шесхарис" - 9 причалов).
Статьей 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании соответствующего договора.
Вместе с тем ЗАО "Морской портовый сервис" оператором морского терминала не является.
Кроме того, в пункте 7.2.1 Порядка взаимодействия ОАО "Черномортранснефть", ЗАО "Морской портовый сервис" и ОАО "Новороссийский морской торговый порт" при совместной безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов нефтеналивного терминала "Шесхарис" от 29.09.2011 указано, что безопасную погрузку нефти и нефтепродуктов на танкера и плавбункеровщики, бункеровку танкеров осуществляет ОАО "Новороссийский морской торговый порт".
Суд первой инстанции, оценив доказательства в совокупности, пришел к правильному и не подлежащему переоценке выводу об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки НДС 0% на основании подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к услугам, оказанным на территории НПБ "Грушовая" и "Шесхарис".
Судебной коллегией не принимаются ссылки заявителя жалобы на то, что суд рассмотрел применение ставки НДС 0% только на основании пп.2.2 и пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ. При этом довод общества о возможности применения пп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении оказанных услуг судом не рассмотрен.
Пунктом 67 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что при толковании пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу данной нормы прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке.
В силу изложенного решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган.
Вместе с тем из текста апелляционной жалобы на решение ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 04.07.2012 N 1741 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость заявленную к возмещению и N 75668 об отказе в привлечении к ответственности следует, что довод о правомерности применения ставки НДС 0% на основании подпункта 2.1. пункта 1 статьи 164 НК РФ обществом в апелляционной жалобе не заявлялся.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно не принят во внимание довод общества, который не был предметом рассмотрения ни при рассмотрении возражений налогоплательщика, ни при досудебной урегулировании спора.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на то, что фактически общество оказывало транспортно-экспедиционные услуги, которые облагаются НДС по ставке 0% на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, отклоняются судебной коллегией, поскольку общество не вправе в произвольном порядке трактовать налоговое законодательство, заявлять ту или иную ставку налога на добавленную стоимость в зависимости от вынесенных судебных решений, не относящихся к предмету данного спорна по существу и к деятельности общества.
Произвольно применять специальную ставку 0% или общую ставку 18% налогоплательщики и налоговые органы не вправе с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ (Определение КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П).
Обществом при предоставлении уточненной декларации за 3 квартал 2011 года был представлен пакет документов в соответствии с пунктом 3 статьи 165 НК РФ, в частности были представлены договора на перевалку нефтепродуктов, а не на оказание транспортно-экспедиционного обслуживания.
Из материалов дела следует, что все услуги оказаны обществом в рамках договоров на перевалку нефтепродуктов, что исключает возможность применения в данном случае подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так по договорам с компанией "Crudex Energy International LTD" от 15.06.2011 N 2011/01/ЭМ, ООО "НефтеГазИндустрия" от 15.06.2011 N 2011/02/ЭД, ООО "НефтеГазИндустрия-Инвест" от 15.06.2011 N 2011/03/ЭД, Филиал акционерного общества "Палмпоинт Интернешнл Инк." N 2011/01/ЭД от 15.06.2011 г. компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт" (Кипр) от 26.12.2011 N 82/ЭД, заявитель оказывает контрагентам услуги по перевалке мазута топочного на принадлежащем ему на праве аренды технологическом перевалочном комплексе. При этом в самих договорах указано, что перевалка представляет собой комплекс услуг исполнителя на технологическом перевалочном комплексе по приему от железной дороги, сливу из ж/д цистерн, хранению и сдаче на нефтеналивные суда нефтепродукта для поставки на экспорт.
В свою очередь, в договорах дано определение технологическому перевалочному комплексу - комплекс нефтебаз" Грунтовая" и "Шесхарис", находящийся в аренде исполнителя, мощности которого используются для слива из ж/д цистерн, хранения и сдачи нефтепродукта на нефтеналивные суда.
По договору с ОАО "ТНК-BP Холдинг" от 14.06.2011 N 2011/01/ЭН ТВХ-0433/11, ОАО "НК "Роснефть-Дагнефть" договор N 2011/02/ЭН от 14.06.2011 общество оказывает компании услуги по перевалке нефти и нефтепродуктов на нефтебазе исполнителя.
При этом в договорах определено, что нефтебазами являются нефтебаза "Грушовая", мощности которой используются для слива из ж/д цистерн и хранения нефти (нефтепродуктов) и нефтебаза "Шесхарис", мощности которой используются для хранения и сдаче нефти (нефтепродуктов) на нефтеналивные суда.
Кроме того, в договорах дано понятие перевалке, которая определена как комплекс услуг на нефтебазе по приему от железной дороги, сливу из ж/д цистерн, хранению и сдаче на нефтеналивные суда нефти (нефтепродуктов) для поставки на экспорт.
Следовательно, заявитель оказывал услуги по вышеперечисленным договорам на нефтебазах "Грушовая" и Шесхарис".
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в предыдущем абзаце, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
Пленум ВАС РФ в пункте 11 Постановления от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" указал на обязательность учета действительной воли сторон при разрешении споров, возникающих из договоров исходя из целей договора, в том числе с учетом формулировки соответствующих условий договора, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон.
Спорные договора и по своему наименованию и по содержанию является договорами на оказание услуг по перевалке нефтепродуктов. Исполнение ЗАО "МПС" иных услуг, в том числе транспортно-экспедиционных условиями выше названных договорах не предусмотрено.
В апелляционной жалобе обществом заявлен довод о том, что в налоговой декларации указан ОКВЭД 63.40 "Организация перевозок грузов", данный код согласно классификатору включает и транспортно - экспедиционную деятельность.
При этом, по мнению подателя жалобы, ссылка суда на наличие в декларации ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов" является ошибочной.
Вместе с тем, из материалов настоящего дела следует, что во второй уточненной деклараций по НДС за 3 квартал 2011 года, представленной обществом 08.06.2012 (данная декларация является последней корректировкой), указан именно ОКВЭД 60.30.1, при том, что ни характер оказанных услуг, ни пакет документов, представленный к декларации остался неизменными.
Таким образом, указав в декларации вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов", общество совершенно определенно заявило ставку 0% по НДС, основания применения которой предусмотрены подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
При проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2011 года налоговая инспекция установила отсутствие оснований для применения ставки 0% по НДС по подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и приняла обжалуемые решения.
В апелляционной жалобе общество указывает, что в налоговой декларации по НДС отражены - операции в разделе 4 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена" по строке с кодом 1010405. Данная строка предназначена для отражения операций по реализации транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых по ставке НДС 0%.
Вместе с тем в строке 1010405 отражаются операции по реализации услуг оказанных в соответствии с п.п.2.1 - 2.9 п. 1 ст. 164 НК РФ, т.е. отдельно строки для отражения операций по реализации транспортно-экспедиционных услуг нет.
Также следует отметить, организация ЗАО "Транснефть-Сервис" в 2011 году являлась экспортером нефтепродуктов. Для осуществления реализации товара на экспорт ЗАО "Транснефть-Сервис" был заключен договор комиссии с ООО "Южная бункерная компания", по условиям договора ЗАО "Транснефть-Сервис" обязуется возмещать затраты понесенные при реализации нефтепродуктов ООО "Южная бункерная компания". Для осуществления перевалки нефти и нефтепродуктов на экспорт ООО "Южная бункерная компания" было привлечено ЗАО "Морской портовый сервис". Стоимость услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов ЗАО "Морской портовый сервис" облагало по ставке 0 %. В связи с вынесенным постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского от 27.01.2014 г. по делу N А32-27203/2012 по заявлению ЗАО Морской портовый сервис период 4 квартал 2011 г. (Определение ВАС N 3833/14 от 11.04.2014 г. об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации) ЗАО "Морской портовый сервис" были внесены исправления в счетах-Фактурах ставки НДС с 0% на ставку 18 %. В связи с этим ЗАО "Транснефть-Сервис" представлены уточненные декларации за периоды 3 и 4 кварталы 2011 года, в которых увеличен размер налоговых вычетов по НДС, по прямым расходам, связанным с реализацией нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта (код 1010401) раздела 4 налоговой декларации.
Учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи свидетельствуют об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки 0% по НДС по реализации операций по виду деятельности, заявленному обществом по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов".
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности решения налогового органа в оспариваемой части и отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя.
В целом отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает, что аналогичные правоотношения явились предметом судебного разбирательства и выводы суда по настоящему делу согласуются с позицией арбитражного суда кассационной инстанции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2014 по делу N А32-37699/2013, в пересмотре которого в порядке надзора отказано Верховным судом РФ на основании определения N308-КГ14-6686 от 17.04.2015.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной инстанцией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанные на нормах налогового законодательства.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2014 по делу N А32-27202/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27202/2012
Истец: ЗАО "Морской портовый сервис"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. НОВОРОССИЙСКУ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТРАНСНЕФТЬ-ТЕРМИНАЛ", ИФНС России по г. Новороссийску