В целях повышения энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов за счет снижения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, создания условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального округа на энергосберегающий путь развития администрация Янтиковского муниципального округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Янтиковском муниципальном округе Чувашской республики на 2023 - 2025 годы и на период до 2035 года" (далее - Муниципальная программа).
2. Утвердить ответственным исполнителем Муниципальной программы отдел строительства, дорожного хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики.
3. Признать утратившим силу постановление администрации Янтиковского района от 05.09.2022 N 314 "Об утверждении муниципальной программы Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Янтиковском муниципальном округе Чувашской Республики на 2022 - 2025 годы и на период до 2035 года".
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в издании "Вестник Янтиковского муниципального округа" и размещению на официальном сайте Янтиковского муниципального округа в сети "Интернет".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Янтиковского |
В.Б. Михайлов |
УТВЕРЖДЁНА
постановлением администрации
Янтиковского муниципального округа
от 14.04.2023 N 309
Муниципальная программа
энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Янтиковском муниципальном округе Чувашской Республики на 2023-2025 годы и на период до 2035 года
Паспорт
муниципальной программы Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Янтиковском муниципальном округе Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы и на период до 2035 года"
Ответственный исполнитель Муниципальной программы |
Отдел строительства, дорожного хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Янтиковского муниципального округа |
Соисполнители Муниципальной программы |
отдел сельского хозяйства и экологии Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики; отдел образования и молодежной политики Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики; |
Участники Муниципальной программы |
территориальные отделы Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики; ресурсоснабжающие организации; управляющая организация |
Подпрограммы Муниципальной программы |
- |
Цели Муниципальной программы |
повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду |
Задачи Муниципальной программы |
снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере в сопоставимых условиях с увеличением оснащенности приборами учета; снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в жилищном фонде в сопоставимых условиях с увеличением оснащенности приборами учета и увеличением доли энергоэффективного капитального ремонта; энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры в том числе в части уменьшения потерь энергетических ресурсов при передаче и проведении работ по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества; ведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики муниципального округа; определение потенциала энергосбережения в промышленном секторе с последующим снижением энергоемкости производимой продукции; увеличение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии; снижение затрат электрической энергии на уличное освещение путем внедрения энергоэффективных источников освещения; создание благоприятных условий для замещения части потребляемого моторного топлива (бензина и дизельного топлива), используемого транспортными средствами, альтернативными видами моторного топлива |
Целевые показатели (индикаторы) Муниципальной программы |
полный перечень целевых показателей (индикаторов) приведен в приложении N 1 к Муниципальной программе |
Срок и этапы реализации Муниципальной программы |
2023 - 2035 годы: 1 этап - 2023 - 2025 годы; 2 этап - 2026 - 2030 годы; 3 этап - 2031 - 2035 годы. |
Объемы финансирования Муниципальной программы с разбивкой по годам ее реализации |
прогнозируемые объемы финансирования мероприятий Муниципальной программы в 2023 - 2035 годах составляют 56807,6 тыс. рублей, в том числе: в 2023 году - 953,4 тыс. рублей; в 2024 году - 3542,6 тыс. рублей; в 2025 году - 3317,6 тыс. рублей; в 2026 - 2030 году - 16207 тыс. рублей; в 2031 - 2035 году - 32787 тыс. рублей; из них средства: федерального бюджета - 0 тыс. рублей (0 процента), в том числе: в 2023 году - 0 тыс. рублей; в 2024 году - 0 тыс. рублей; в 2025 году - 0 тыс. рублей; в 2026 - 2030 году - 0 тыс. рублей; в 2031 - 2035 году - 0 тыс. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики - 0 тыс. рублей (0 процента), в том числе: в 2023 году - 0 тыс. рублей; в 2024 году - 0 тыс. рублей; в 2025 году - 0 тыс. рублей; в 2026 - 2030 году - 0 тыс. рублей; в 2031 - 2035 году - 0 тыс. рублей; местных бюджетов - 2309 тыс. рублей (4,2 процента), в том числе: в 2023 году - 159 тыс. рублей; в 2024 году - 368 тыс. рублей; в 2025 году - 82 тыс. рублей; в 2026 - 2030 году - 598 тыс. рублей; в 2031 - 2035 году - 1102 тыс. рублей; внебюджетных источников - 54498,6 тыс. рублей (95,8 процента), в том числе: в 2023 году - 794,4 тыс. рублей; в 2024 году - 3174,6 тыс. рублей; в 2025 году - 3235,6 тыс. рублей; в 2026 - 2030 году - 15609 тыс. рублей; в 2031 - 2035 году - 31685 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Муниципальной программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджета Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики |
Ожидаемые результаты реализации Муниципальной программы |
формирование действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов, их учет, экономия, нормирование и лимитирование муниципальными бюджетными организациями всех уровней и сокращение затрат на оплату коммунальных ресурсов; снижение затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, населения и предприятий муниципального округа в результате реализации энергосберегающих мероприятий; создание условий для развития рынка товаров и услуг в сфере энергосбережения |
Раздел I. Приоритеты муниципальной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, цель, задачи, описание сроков и этапов ее реализации
1. Анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики
Повышение энергетической эффективности является одним из основных приоритетов внутренней политики Российской Федерации. Мировой кризис обозначил необходимость заниматься данным направлением, и энергосбережение как фактор реальной экономии бюджетных расходов приобретает все большую актуальность.
В вопросах энергосбережения сегодня многократно повышается роль и ответственность муниципального уровня власти, поскольку в городских и сельских поселениях организация энергосбережения наиболее сложна из-за высокой концентрации участников, интересов и взаимовлияющих технологий.
Именно на муниципальном уровне предстоит реализовать конкретные энергосберегающие мероприятия, создать повсеместный энергетический учет и планирование как основной инструмент муниципального управления энергосбережением. Сложившуюся практику планирования и отчетности в количественных характеристиках следует дополнить конкретными численно измеряемыми показателями энергоэффективности - удельным потреблением топлива и энергии, уровнем тепловых и электрических потерь и так далее.
Экономика, бюджетная сфера, жилищно-коммунальный комплекс Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики характеризуются повышенным потреблением топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).
Энергосбережение в Янтиковском муниципальном округе Чувашской Республики является актуальным и необходимым условием для нормального функционирования муниципального округа, так как повышение эффективности использования ТЭР, при постоянном непрекращающимся росте цен на топливо и, соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии потребляемых ТЭР, снизить загрузку электросетевого оборудования и уменьшить финансовые затраты.
Анализ функционирования хозяйства муниципального округа показывает, что основные потери ТЭР наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии и воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении муниципального хозяйства.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию муниципального округа становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы муниципального округа предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального округа, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального округа и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов на территории муниципального округа и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
Муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Янтиковском муниципальном округе Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы и на период до 2035 года разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2018 г. N 522 "О государственной программе Чувашской Республики "Развитие промышленности и инновационная экономика" (с изменениями на 27 мая 2022 года)".
При разработке Программы также учитывались положения следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ N 1289 от 7 октября 2019 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды";
Постановление Правительства РФ N 2255 от 24 декабря 2020 г. "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения";
Приказ Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. N 425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды";
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.07.2021 г. N 419 "Об утверждении Порядка определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях";
Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. N 399 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях";
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1221 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, услуг, работ, размещения заказов для муниципальных нужд" (с изменениями на 21 апреля 2018 года);
Приказ Минэкономразвития России от 28 апреля 2021 г. N 231 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
Приказ Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации";
Приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. N 707 "Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов";
Приказ Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 29 марта 2019 г. N 01/06-242 "Об установлении Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (с изменениями на 14 июля 2021 года)".
2. Цель, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики
Основной целью Муниципальной программы является повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
Достижению поставленной в Муниципальной программе цели способствует решение следующих задач:
снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере в сопоставимых условиях с увеличением оснащенности приборами учета;
снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в жилищном фонде в сопоставимых условиях с увеличением оснащенности приборами учета и увеличением доли энергоэффективного капитального ремонта;
энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры в том числе в части уменьшения потерь энергетических ресурсов при передаче и проведении работ по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества;
ведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики муниципального округа;
определение потенциала энергосбережения в промышленном секторе с последующим снижением энергоемкости производимой продукции;
увеличение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
снижение затрат электрической энергии на уличное освещение путем внедрения энергоэффективных источников освещения;
создание благоприятных условий для замещения части потребляемого моторного топлива (бензина и дизельного топлива), используемого транспортными средствами, альтернативными видами моторного топлива.
Приоритеты Муниципальной политики в области действия настоящей Муниципальной программы являются:
создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих разработке и реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных учреждениях, ресурсоснабжающих организациях, жилищном фонде;
стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования в реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
повышение информированности общества о состоянии и деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
организация полного учета потребляемых топливно-энергетических ресурсов и воды на выработку, учет потребления у конечных потребителей и учет отпускаемых топливно-энергетических ресурсов и воды в распределительную сеть.
3. Основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики
Основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в разрезе кластеров потребления представлены ниже.
3.1. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе
В Янтиковском муниципальном округе Чувашской Республики насчитывается суммарно 36 бюджетных учреждений осуществляющих свою деятельность в 54 здания (строениях, сооружениях). При реализации политики энергосбережения относительно бюджетного сектора Муниципальной программой предусмотрено разбиение всех муниципальных учреждений по следующим укрупненным функционально-типологическим группам:
- учебно-воспитательные учреждения в количестве 19 ед. осуществляют свою деятельность на площадях 22 объектов;
- учреждения культурно-просветительного, развлекательного назначения в количестве 8 ед. осуществляют свою деятельность на площадях 22 объектов;
- учреждения физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения в количестве 1 ед. осуществляют свою деятельность на площадях 2 объектов;
- учреждения органов местного самоуправления в количестве 8 ед. осуществляют свою деятельность на площадях 8 объектов.
Без наличия соответствующего приборного обеспечения учета потребляемых энергоресурсов невозможно реализация комплексной программы по энергосбережению, соответственно первоочередным направлением в данном секторе является полное оснащение приборами учета тех топливно-энергетических ресурсов, за потребление которых производится оплата.
Следующее направление развития - реализация мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных учреждений разработанных в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. N 425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды" как в части организационных (беззатратных), так и в части конкретных мероприятий направленных на достижение снижения потребления топливно-энергетических ресурсов в сопоставимых условиях. В случае отсутствия финансирования на основании Постановления Правительства РФ N 1289 от 7 октября 2019 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды" п. 9 предусмотрены мероприятия в части осуществления действий, направленных на заключение энергосервисного договора (контракта).
Заключительное направление развитие в секторе определяется унификацией работы по направлению энергосбережения в части корректности представляемых данных в формах обязательной отчетности в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 28 апреля 2021 г. N 231 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", приказом Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации", а также контроль над сроками и корректности вносимых данных в энергетические декларации в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. N 707 "Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов". В данное направление также входят мероприятия по обучению ответственных по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
3.2. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности жилищном фонде
Жилой фонд в Янтиковском муниципальном округе Чувашской Республики представлен 42 многоквартирным жилым домом и 7 232 индивидуальным жилым домостроением, причем многоквартирные жилые дома преимущественно расположены в административном центре муниципального округа.
Первое направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде определено задачей по упорядочиванию расчетов за электрическую, тепловую энергию и водоснабжение, потребляемые жилыми домами, находящимися на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, а также в целях стимулирования потребителей к сбережению тепловой, электрической энергии и воды устанавливаются общедомовые и индивидуальные приборы учета топливно-энергетических ресурсов.
Следующее направление Муниципальной программы по данному сектору определяется необходимостью в повышении количества энергоэффективных капитальных ремонтов, увеличением контроля органами местного самоуправления над застройщиками и организациями проводящими капитальный ремонт с целью увеличения количества многоквартирных домов имеющих класс энергетической эффективности "В" и выше. По данному направлению помимо контроля, присвоения класса энергетической эффективности входит информационная поддержка населения, пропаганда в области энергосбережения, организационно-просветительская деятельность в части реализации наиболее энергоэффективных мероприятий.
Заключительное направление определено необходимостью выработки системной политики в области энергосбережения в жилищном фонде, что подразумевают под собой реализацию конкретных беззатратных мероприятий и разработку ряда нормативных документов. Например по данному направлению предполагается проведение энергетического мониторинга использования тепловой, электрической энергии, природного газа и воды в жилищном фонде, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов), ранжирование многоквартирных домов по уровню энергоэффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности и так далее (конкретный перечень мероприятий приведен в соответствующем приложении).
3.3. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре
Соответствующая ситуация в коммунальной сфере определяет первое направление по энергосбережению в данном секторе решающую задачу по снижению потерь топливно-энергетических ресурсов и воды на собственные нужды и при транспортировке. Реализация данного направления производится за счет существующих программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также инвестиционных и производственных программ. В Муниципальную программу включены обязательные для энергоснабжающих организаций мероприятия, определенные приказом Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 29 марта 2019 г. N 01/06-242 "Об установлении Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (с изменениями на 14 июля 2021 года)".
Вторым направлением в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" определена постоянная работа по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов и организацией управления данными объектами.
Следующее направление определяет повышение энергетической эффективности источников теплоснабжения, водоснабжения, а также снижение удельных затрат электрической энергии на подготовку, транспортировку воды, водоотведение.
Заключительное направление определяется общим направлением политики Российской Федерации на увеличение количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии в том числе увеличением количества подключений "микрогенерации", определяемой Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на основании изменений внесенных Федеральным законом N 471 от 27 декабря 2019 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития микрогенерации". Также в данном направлении отражено внедрение когенерации (совместная выработка тепловой и электрической энергии), что позволит максимально энергоэффективно использовать топливно-энергетические ресурсы направленные на получение тепловой энергии.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 27 декабря 2019 года следует читать как "N 471-ФЗ"
3.4. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности
Промышленное производство представлено предприятиями, из которых большинство относится к перерабатывающей промышленности продукции сельского хозяйства. Кроме того, имеются предприятия малого и среднего бизнеса, работающие в различных сферах экономики, а также имеется целый ряд подсобных (вспомогательных) предприятий муниципального округа.
Основными потребителями в данном секторе выступают следующие предприятия.
ООО "АККОНДМОЛОКО" с выпуском основной продукции - молочная продукция и ориентировочном потреблении топливно-энергетических ресурсов свыше 300 т у.т.
АО "ФИРМА АККОНД-АГРО" с выпуском основной продукции - производство мясной продукции и ориентировочном потреблении топливно-энергетических ресурсов свыше 90 т у.т.
СССПК "МОЛОЧНАЯ УСАДЬБА" с выпуском основной продукции - молочная продукция и ориентировочном потреблении топливно-энергетических ресурсов свыше 100 т у.т.
Основное направление по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в данном секторе направлено на оценку потенциала в области энергосбережения на основании энергетического обследованию специализированными организациями, после которого будет сформирован конкретный перечень мероприятий, реализация которых позволит снизить энергоемкость производимой продукции. В силу специфики каждого отдельно взятого производства, без проведения специализированного обследования, разработка конкретных мероприятий и включение ее в Муниципальную программу невозможно.
3.5. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе
Основным направлением по развитию энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе определяется переход на использование альтернативных видов моторного топлива - природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия вместо бензина и дизельного топлива.
На территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики в настоящее время функционирует 1 газозаправочная станция, обеспечивающая возможность реализации мероприятий отраженных в Муниципальной программе.
Второе направление в данном секторе включает в себя строительство автомобильных станций для зарядки автотранспортных средств с автономным источником электрического питания.
3.6. Направление развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в уличном освещении
Данное направление нацелено на целевую замену всех источников уличного освещения на энергоэффективное в соответствии с определениями Постановления Правительства РФ N 2255 от 24 декабря 2020 г. "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения".
Раздел II. Перечень и сведения о целевых показателях (индикаторах) Муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации
Целевые показатели (индикаторы) в разрезе основных мероприятий следующие:
1) целевые показатели в области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях";
2) целевые показатели в области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном фонде";
3) целевые показатели в области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в коммунальной инфраструктуре";
4) целевые показатели в области "Информационное и правовое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности";
5) целевые показатели в области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в промышленном секторе";
6) целевые показатели в области "Внедрение технологий, использующих возобновляемые источники энергии и вторичные энергетические ресурсы";
7) целевые показатели в области "Увеличение использования энергоэффективных источников наружного освещения";
8) целевые показатели в области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в транспортном комплексе".
К целевым показателям в области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях" относятся:
а) доля потребления муниципальными учреждениями тепловой энергии приобретаемой по приборам учета, в общем объеме потребления тепловой энергии муниципальными учреждениями на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
б) доля потребления муниципальными учреждениями электрической энергии приобретаемой по приборам учета, в общем объеме потребления электрической энергии муниципальными учреждениями на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
в) доля потребления муниципальными учреждениями холодной воды приобретаемой по приборам учета, в общем объеме потребления холодной воды муниципальными учреждениями на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
г) доля потребления муниципальными учреждениями природного газа приобретаемого по приборам учета, в общем объеме потребления природного газа муниципальными учреждениями на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
д) удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения муниципальных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, Гкал/ ;
е) удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения муниципальных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, кВтч/;
ж) удельный расход холодной воды зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения муниципальных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, /чел.;
з) удельный расход природного газа зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения муниципальных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, /чел.;
и) удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями культурно-просветительного, развлекательного назначения муниципальных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, кВтч/;
й) удельный расход холодной воды зданиями и помещениями культурно-просветительного, развлекательного назначения муниципальных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, /чел.;
к) удельный расход природного газа зданиями и помещениями культурно-просветительного, развлекательного назначения муниципальных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, /чел.;
л) удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения муниципальных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, кВтч/;
м) удельный расход холодной воды зданиями и помещениями физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения муниципальных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, /чел.;
н) удельный расход природного газа зданиями и помещениями физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения муниципальных организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, /чел.;
о) удельный расход тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, Гкал/;
п) удельный расход электрической энергии на снабжение органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, кВтч/;
р) удельный расход холодной воды на снабжение органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, /чел.;
с) удельный расход природного газа на снабжение органов местного самоуправления Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, /чел.;
т) удельный расход тепловой энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, Гкал/;
у) удельный расход электрической энергии на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, кВтч/;
ф) удельный расход холодной воды на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, /чел.;
х) удельный расход природного газа на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, /чел.
К целевым показателям в области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном фонде" относятся:
а) доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии в общем числе многоквартирных домов, расположенных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
б) доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии в общем числе многоквартирных домов, расположенных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
в) доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды в общем числе многоквартирных домов, расположенных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
г) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета тепловой энергии в общем числе жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), расположенных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
д) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета электрической энергии в общем числе жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), расположенных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
е) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета холодной воды в общем числе жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), расположенных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
ж) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета природного газа используемого на цели отопления в общем числе жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), расположенных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
з) доля многоквартирных домов, расположенных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, имеющих класс энергетической эффективности "В" и выше, процентов;
и) доля энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов в общем объеме проведенных капитальных ремонтов многоквартирных домов на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
й) удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, Гкал/;
к) удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах, расположенных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, кВтч/;
л) удельный расход холодной воды в многоквартирных домах, расположенных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, /чел.
К целевым показателям в области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в коммунальной инфраструктуре" относятся:
а) доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
б) удельный расход топлива на отпуск электрической энергии тепловыми электростанциями на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, т у.т./млн. кВтч;
в) удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов тепловых электростанций на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, т у.т./тыс. Гкал;
г) удельный расход топлива на отпущенную с коллекторов котельных в тепловую сеть тепловую энергию на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, т у.т./тыс. Гкал;
д) доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
е) доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
ж) доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
з) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, кВтч/;
и) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, кВтч/;
й) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, кВтч/;
к) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, кВтч/.
К целевым показателям в области "Информационное и правовое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности" относятся:
а) доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
б) доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
в) доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме холодной воды, потребляемой (используемой) на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
г) доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
д) количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных муниципальными образованиями Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, ед.;
е) доля муниципальных заказчиков в общем объеме муниципальных заказчиков Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики с которыми заключены энергосервисные договора (контракты), процентов.
К целевым показателям в области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в промышленном секторе" относятся:
а) энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики в сфере промышленного производства (молочная продукция), кг у.т./ед. продукции;
б) энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики в сфере промышленного производства (производство мясной продукции), кг у.т./ед. продукции;
в) энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики в сфере промышленного производства (молочная продукция), кг у.т./ед. продукции.
К целевым показателям в области "Внедрение технологий, использующих возобновляемые источники энергии и вторичные энергетические ресурсы" относятся:
а) доля объема энергетических ресурсов (электрической энергии), производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов;
б) ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт), МВт.
К целевым показателям в области "Увеличение использования энергоэффективных источников наружного освещения" относятся:
а) доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, процентов.
К целевым показателям в области "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в транспортном комплексе" относятся:
а) количество транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется в Янтиковском муниципальном округе Чувашской Республики, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, используемыми в качестве моторного топлива, и электрической энергией, ед.;
б) количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется в Янтиковском муниципальном округе Чувашской Республики, ед.;
в) количество транспортных средств, используемых органами муниципальной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, газовыми смесями и сжиженным углеводородным газом, используемыми в качестве моторного топлива, ед.;
г) количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, используемых органами муниципальной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, ед.;
д) количество электромобилей легковых с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики, ед.
Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации Муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам реализации приведены в приложении N 1 к Муниципальной программе.
Раздел III. Характеристики основных мероприятий Муниципальной программы с указанием сроков и этапов их реализации
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации Муниципальной программы, сроки проведения таких мероприятий представлены в данном разделе.
Программные мероприятия представляют собой систему мероприятий, которые сгруппированы по направлениям реализации, скоординированы по срокам и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов.
Комплекс мероприятий направленных на решение поставленных задач и достижения цели Муниципальной программы сгруппирован относительно основных мероприятий:
Основное мероприятие 1 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере в сопоставимых условиях с увеличением оснащенности приборами учета.
Для решения поставленной задачи в основное мероприятии включена замена устаревших приборов учета на приборы повышенного класса точности с дооснащением безучетных вводов топливно-энергетических ресурсов и воды, внедрение автоматического регулирования в системы отопления и горячего водоснабжения, модернизация систем освещения с установкой энергоэффективных светильников и автоматизированных систем управления освещением, замена водоразборной арматуры, обучение ответственных за энергосбережение и ряд иных мероприятий.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 1.1 "Обучение специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности".
Итогом реализации данного мероприятия является выделение штатной единицы в структуре учреждения с последующим обязательным прохождением обучения в сфере энергосбережения. В круг обязанностей данного специалиста должен входить контроль за использованием энергоносителей, какие средства расходуются на топливно-энергетические ресурсы и воду (далее ТЭР), заполнение энергетических деклараций, формирование ежеквартальных и годовых отчетностей по направлению энергосбережения, контроль и организация реализации мероприятий по программе энергосбережения соответствующего учреждения. Принятие соответствующих приказов и распоряжений по учреждению повысит ответственность за расходование ТЭР. В конечном итоге все это приведет к упорядочиванию процесса контроля и отчетности в учреждении при использовании энергоносителей.
К основным затратам на данное мероприятие относятся затраты на обучение ответственного за энергосбережение на курсах повышения квалификации по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Реализация мероприятия сама по себе не даст прямой экономии, однако, позволит поставить осуществление энергосберегающих мероприятий на грамотный и системный уровень.
Мероприятие 1.2 "Оснащение приборами учета бюджетных учреждений".
Результатом данного мероприятия должно стать полное оснащение потребляемых ТЭР и воды расчеты за которые осуществляются из бюджета. Мероприятием предусмотрена установка средств технического/индивидуального учета в случае одного прибора учета на несколько объектов для отражения реальной энергоэффективности каждого конкретного объекта для целей применения положений приказа Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. N 425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды". Дополнительно предусматривается замена или установка интеллектуальных приборов учета.
Мероприятие 1.3 "Замена устаревших систем освещения на светодиодные".
В мероприятии отражена постепенная замена систем освещения на энергоэффективную, что позволит существенно уменьшить потребление электрической энергии, повысить световую эффективность освещения, увеличить устойчивость к колебанию сетевого напряжения. Замена систем освещения на энергоэффективную предусматривается на основании положений Постановления Правительства РФ N 2255 от 24 декабря 2020 г. "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения".
Мероприятие 1.4 "Установка оборудования для автоматического освещения".
Реализация данного мероприятия предусматривает автоматическое отключение осветительной нагрузки на периоды, когда она не используется и как следствие происходит экономия электрической энергии. Мероприятие достигается путем подключения осветительных точек через датчики, реле, автоматические выключатели, которые либо объединяются вместо оперативного управления освещением по заданным параметрам, либо действуют локально от датчиков освещенности.
Мероприятие 1.5 "Автоматизация системы теплоснабжения и горячего водоснабжения с регулированием подачи теплоты".
Внедрение автоматизированных систем в теплоснабжении и регулировании горячего водоснабжения (далее ГВС) позволит повысить безопасность режимов, эксплуатационную надежность системы с уменьшением эксплуатационных затрат и непосредственной экономией тепловой энергии в случае автоматизации теплоснабжения с регулированием от температуры внешней среды.
Мероприятие 1.6 "Проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков".
Мероприятие предназначено создать надежный и экономичный режим распределения теплоносителя по потребителям в соответствии с их тепловыми нагрузками для исключения перетопов у одних потребителей и непрогревов у других и соответственно приведет к экономии потребления тепловой энергии и более рациональному ее использованию, уменьшит неравномерное распределение тепла в теплосети учреждения.
Мероприятие 1.7 "Снижение тепловых потерь через оконные проемы путем их модернизации".
Мероприятие предусматривает установку современных стеклопакетов взамен старых, что приведет к снижению потерь тепловой энергии в помещении. Также предусматривается установка дополнительного остекленения в дополнение к имеющемуся. Замена устаревших стеклопакетов или ремонт старых оконных рам позволит не только снизить тепловые потери, но и увеличить шумоизоляцию.
Мероприятие 1.8 "Улучшение тепловой изоляции стен, полов и чердаков".
В рамках данного мероприятия предусматривается проведение работ по утеплению ограждающих конструкций в том числе чердачных и подвальных перекрытий. Мероприятие крупнозатратное и долгоокупаемое, поэтому его реализация отражена в том числе с учетом необходимости капитального ремонта учреждений.
Мероприятие 1.9 "Применение экономичной водоразборной арматуры".
Реализация мероприятия предполагает внедрение комплекса технических решений, позволяющих в результате значительно сэкономить потребление воды, водоразбор которой производится через водоразборную арматуру.
Мероприятие 1.10 "Разработка и корректировка программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1289 от 7 октября 2019 "О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды" государственным (муниципальным) учреждениям необходимо актуализировать/разрабатывать программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности каждые 3 года в том числе для достижения целевого уровня снижения потребления топливно-энергетических ресурсов и воды установленным на основании расчетов по приказу Минэкономразвития России от 15 июля 2020 г. N 425 "Об утверждении методических рекомендаций по определению целевого уровня снижения потребления государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды" и последующей ежегодной отчетностью в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.07.2021 г. N 419 "Об утверждении Порядка определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях".
Данное мероприятие направлено на своевременное обновление программ энергосбережения муниципальными учреждениями в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и контроль за их исполнением.
Основное мероприятие 2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном фонде".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в жилищном фонде в сопоставимых условиях с увеличением оснащенности приборами учета и увеличением доли энергоэффективного капитального ремонта.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 2.1 "Оснащение коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов в том числе интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации".
Мероприятие 2.2 "Оснащение индивидуальными приборами учета жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) в том числе интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации".
Мероприятие 2.3 "Проведение энергетических обследований жилищного фонда".
Мероприятие 2.4 "Автоматизация потребления тепловой энергии многоквартирными домами (автоматизация тепловых пунктов, пофасадное регулирование)".
Мероприятие 2.5 "Размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности".
Мероприятие 2.6 "Повышение энергетической эффективности системы освещения".
Мероприятие 2.7 "Внедрение циркуляционных систем горячего водоснабжения, проведение гидравлической регулировки распределительных систем отопления и стояков".
Мероприятие 2.8 "Проведение энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Мероприятие 2.9 "Установка оборудования для автоматического освещения в жилищном фонде".
Основное мероприятие 3 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в коммунальной инфраструктуре".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры в том числе в части уменьшения потерь энергетических ресурсов при передаче и проведении работ по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 3.1 "Выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества".
Мероприятие 3.2 "Организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию указанных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Мероприятие 3.3 "Реализация мероприятий отраженных в инвестиционных и производственных программах производителей электрической и тепловой энергии, электросетевых организаций, теплосетевых организаций, организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
Мероприятие 3.4 "Реализация мероприятий, направленных на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды".
Мероприятие 3.5 "Внедрение установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлом-утилизатором, газотурбинных установок, газопоршневых установок, турбодетандерных установок".
Мероприятие 3.6 "Установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения".
Мероприятие 3.7 "Установка тепловых насосов и обустройство теплонасосных станций для отопления и горячего водоснабжения жилых домов и производственных объектов тепловой энергией, накапливаемой приповерхностным грунтом и атмосферным воздухом или вторично используемым".
Мероприятие 3.8 "Мероприятия по модернизации оборудования, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и энергосберегающих технологий, в том числе энергоэффективной нанотехнологичной продукции".
Мероприятие 3.9 "Мероприятия по сокращению потерь электрической, тепловой энергии, холодной и горячей воды при осуществлении регулируемых видов деятельности".
Мероприятие 3.10 "Герметизация зданий (окна, двери, швы, подвалы, выходы вентиляции, инженерных коммуникаций)".
Мероприятие 3.11 "Внедрение реле-регуляторов светильников".
Мероприятие 3.12 "Мероприятия по установке осветительных устройств с использованием светодиодов".
Мероприятие 3.13 "Разработка и корректировка программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность".
Основное мероприятие 4 "Информационное и правовое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: ведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики муниципального округа.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 4.1 "Разработка и корректировка муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Мероприятие 4.2 "Содействие заключению энергосервисных договоров (контрактов) ".
Мероприятие 4.3 "Организационное и нормативно-правовое обеспечение осуществление деятельности подведомственных организаций для возможности организации учета потребляемых топливно-энергетических ресурсов и реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
Мероприятие 4.4 "Проведение энергетического мониторинга использования тепловой, электрической энергии, природного газа и воды в муниципальных учреждениях и жилищном фонде".
Мероприятие 4.5 "Стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;".
Мероприятие 4.6 "Введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням".
Мероприятие 4.7 "Мероприятия по обучению в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Мероприятие 4.8 "Разработка и проведение мероприятий по пропаганде энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Мероприятие 4.9 "Установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов и воды в жилищном фонде, в том числе мероприятия, направленные на сбор и анализ информации об энергопотреблении жилых домов".
Мероприятие 4.10 "Определение целевого уровня снижения потребления муниципальными учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды".
Мероприятие 4.11 "Ранжирование многоквартирных домов по уровню энергоэффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности".
Мероприятие 4.12 "Распространение информации об установленных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, информирование жителей о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности и энергосбережения, пропаганду реализации мер, направленных на снижение пикового потребления электрической энергии населением".
Мероприятие 4.13 "Разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий в целях привлечения внебюджетного финансирования".
Мероприятие 4.14 "Анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов и муниципальных учреждениях на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности".
Основное мероприятие 5 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в промышленном секторе".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: определение потенциала энергосбережения в промышленном секторе с последующим снижением энергоемкости производимой продукции.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 5.1 "Проведение энергетических обследований".
Мероприятие 5.2 "Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности разработанные на основании проведенных энергетических обследований".
Основное мероприятие 6 "Внедрение технологий, использующих возобновляемые источники энергии и вторичные энергетические ресурсы".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: увеличение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 6.1 "Внедрение/реконсервация возобновляемых источников энергии".
Мероприятие 6.2 "Использования биомассы, отходов лесопромышленного и агропромышленного комплексов, бытовых отходов, шахтного метана, биогаза для производства электрической и тепловой энергии".
Основное мероприятие 7 "Увеличение использования энергоэффективных источников наружного освещения".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: снижение затрат электрической энергии на уличное освещение путем внедрения энергоэффективных источников освещения.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 7.1 "Внедрение энергоэффективных источников освещения в системах уличного освещения".
Основное мероприятие 8 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в транспортном комплексе".
Реализация основного мероприятия направлена на решение следующей задачи: создание благоприятных условий для замещения части потребляемого моторного топлива (бензина и дизельного топлива), используемого транспортными средствами, альтернативными видами моторного топлива.
В рамках основного мероприятия предусмотрены следующие мероприятия:
Мероприятие 8.1 "Мероприятия по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива - природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования".
Мероприятие 8.2 "Строительство автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций".
Мероприятие 8.3 "Строительство автомобильных станций для зарядки автотранспортных средств с автономным источником электрического питания".
Муниципальная программа будет реализовываться в 2023 - 2035 годах в три этапа:
1 этап - 2023 - 2025 годы;
2 этап - 2026 - 2030 годы;
3 этап - 2031 - 2035 годы.
Каждый из этапов отличается условиями и факторами, а также приоритетами муниципальной политики с учетом особенностей Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики.
На I этапе проводятся организационные мероприятия и реализуются малозатратные мероприятия и высокоэффективные проекты с малым сроком окупаемости, разрабатывается программа обучения и проводится обучение специалистов, актуализируются муниципальные программы энергосбережения, организуются учет топливно-энергетических ресурсов, разрабатывается проектно-сметная документация проектов в области энергосбережения.
На II этапе осуществляются высокозатратные мероприятия, прежде всего у потребителей энергоресурсов, со сроком окупаемости свыше 4 лет, реализуются проекты, в том числе разработанные на I этапе, предусматривающие внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий, энергоэффективного оборудования, завершается монтаж систем учета и регулирования энергоресурсов и воды.
На III этапе реализуются проекты по кардинальной замене систем тепло- и электроснабжения на основе энерготехнологических комплексов глубокого использования топливно-энергетических ресурсов (генерация) и современных систем транспорта, осуществляется диверсификация энергетической инфраструктуры и создаются предпосылки для перехода к альтернативной энергетике.
Раздел IV. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Муниципальной программы (с расшифровкой по источникам финансирования, этапам и годам реализации Муниципальной программы)
Информация об источниках финансирования основных мероприятий с указанием отдельно бюджетных и внебюджетных источников финансирования таких мероприятий приведена в Таблице 1.
Прогнозируемые объемы финансирования мероприятий Муниципальной программы в 2023 - 2035 годах составляют 56807,6 тыс. рублей, в том числе:
в 2023 году - 953,4 тыс. рублей;
в 2024 году - 3542,6 тыс. рублей;
в 2025 году - 3317,6 тыс. рублей;
в 2026 - 2030 году - 16207 тыс. рублей;
в 2031 - 2035 году - 32787 тыс. рублей;
из них средства:
федерального бюджета - 0 тыс. рублей (0 процента), в том числе:
в 2023 году - 0 тыс. рублей;
в 2024 году - 0 тыс. рублей;
в 2025 году - 0 тыс. рублей;
в 2026 - 2030 году - 0 тыс. рублей;
в 2031 - 2035 году - 0 тыс. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 0 тыс. рублей (0 процента), в том числе:
в 2023 году - 0 тыс. рублей;
в 2024 году - 0 тыс. рублей;
в 2025 году - 0 тыс. рублей;
в 2026 - 2030 году - 0 тыс. рублей;
в 2031 - 2035 году - 0 тыс. рублей;
местных бюджетов - 2309 тыс. рублей (4,2 процента), в том числе:
в 2023 году - 159 тыс. рублей;
в 2024 году - 368 тыс. рублей;
в 2025 году - 82 тыс. рублей;
в 2026 - 2030 году - 598 тыс. рублей;
в 2031 - 2035 году - 1102 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 54498,6 тыс. рублей (95,8 процента), в том числе:
в 2023 году - 794,4 тыс. рублей;
в 2024 году - 3174,6 тыс. рублей;
в 2025 году - 3235,6 тыс. рублей;
в 2026 - 2030 году - 15609 тыс. рублей;
в 2031 - 2035 году - 31685 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Муниципальной программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджета Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики.
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики от 14 апреля 2023 г. N 309 "Об утверждении муниципальной программы Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Янтиковском муниципальном округе Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы и на период до 2035 года"
Вступает в силу с 14 апреля 2023 г.
Опубликование:
Вестник Янтиковского муниципального округа от 14 апреля 2023 г. N 23