г. Краснодар |
|
28 августа 2015 г. |
Дело N А32-46522/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - закрытого акционерного общества "Мебельная фирма "Краснодар"" (ИНН 2308017970, ОГРН 1022301172090), заинтересованного лица - департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, третьего лица - администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Мебельная фирма "Краснодар"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2015 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (судьи Соловьева М.В., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-46522/2014, установил следующее.
ЗАО "Мебельная фирма "Краснодар"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент), выраженного в снятии с рассмотрения обращения об утверждении схемы расположения земельного участка (письмо от 08.10.2014 N 29/5509-1), возложении на заинтересованное лицо обязанности утвердить схему расположения земельного участка для эксплуатации торгово-офисных зданий по адресу: г. Краснодар, ул. Гимназическая/Красная, 65/58.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация).
Решением от 03.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.05.2015, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным выраженного в письме от 08.10.2014 N 29/5509-1 отказа департамента в рассмотрении заявления общества по существу от 17.09.2014 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На заинтересованное лицо возложена обязанность по рассмотрению в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда по существу заявления общества об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В удовлетворении остальных требований отказано. Судебные акты мотивированы уклонением департамента от исполнения возложенной на него обязанности по оказанию муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка, что противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и утвержденного постановлением администрации от 06.07.2012 N 5634 "Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории"".
В кассационной жалобе общество просит решение и апелляционное постановление изменить, признать отказ департамента в предоставлении муниципальной услуги (утверждение схемы расположения земельного участка), выразившийся в снятии с рассмотрения обращения общества об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, оформленный письмом от 08.10.2014 N 29/5509-1, незаконным и обязать заинтересованное лицо выдать обществу постановление администрации об утверждении схемы расположения земельного участка. Податель жалобы указывает, что суды вышли за пределы заявленных требований, поскольку общество оспаривало отказ департамента в предоставлении муниципальной услуги - утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, а не отказ в рассмотрении заявления. Заинтересованное лицо должно издать постановление об утверждении схемы расположения земельного участка либо отказать в предоставлении муниципальной услуги. Совершение таких действий, как "снятие с рассмотрения обращения" не предусмотрено. Восстановление нарушенных прав общества может быть достигнуто путем возложения на департамент обязанности выдать заявителю результат предоставления муниципальной услуги - постановление администрации об утверждении схемы расположения земельного участка.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили. Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено согласно статье 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником нежилых помещений (часть нежилого здания: подвал N 4 - 6, 6/1 - 6/3, первый этаж N 25, 30, 33, 35, 37 - 40, 42 - 44, 43/1, 46, 47, 73), расположенных по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Гимназическая/Красная, 65/58, что подтверждается договором купли-продажи от 01.07.2011 N 29 и свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2013 серии 23-АМ N 242712 (т. 1, л. д. 42 - 45, 50).
17 сентября 2014 года в целях приобретения права аренды земельного участка общество подало через многофункциональный центр документы на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (т. 1, л. д. 159).
8 октября 2014 года в письме N 29/5509-1 департамент сообщил обществу о том, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории снято с рассмотрения; за формированием земельного участка должны обращаться все собственники объекта недвижимости; земельный участок для эксплуатации торгово-офисных зданий формируется (уточняется площадь) из земельного участка с кадастровым номером 23:43:005001:35, который находится в государственной собственности, в связи с чем обществу необходимо обратиться к кадастровому инженеру за выполнением межевого плана (т. 1, л. д. 160 - 161).
Полагая, что указанные действия департамента незаконны, заявитель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 Кодекса для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) нормам законодательства и нарушение ими прав и интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса закреплено, что перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, а также представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением администрации от 06.07.2012 N 5634 в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", в целях повышения качества и доступности оказания муниципальных услуг (функций) департамент и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации утвердили "Административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории"" (далее - административный регламент).
Предметом регулирования административного регламента является определение стандарта предоставления указанной услуги и порядка выполнения административных процедур при подготовке и издании постановлений об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории муниципального образования город Краснодар (пункт 1).
Пунктом 10 административного регламента установлено, что органами администрации муниципального образования город Краснодар, предоставляющими муниципальную услугу "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории", в случае утверждения схем земельных участков различного целевого назначения является департамент.
Запрещено требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденный решением городской Думы Краснодара (пункт 11 административного регламента).
В силу пункта 12 административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является постановление администрации об утверждении схемы расположения земельного участка или отказ в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 27 административного регламента муниципальная услуга предоставляется путем выполнения административных процедур, в состав которых входят: прием заявления и прилагаемых к нему документов, передача документов из МКУ "МФЦ" в орган, предоставляющий муниципальную услугу; рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов органом, предоставляющим муниципальную услугу, принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении муниципальной услуги, передача документов в МКУ "МФЦ"; выдача результата муниципальной услуги заявителю в МКУ "МФЦ".
Основанием для начала административной процедуры является получение органом, предоставляющим муниципальную услугу, заявления и пакета документов из МКУ "МФЦ" (пункт 27.2 административного регламента).
В материалах дела имеется расписка в получении документа 17.09.2014 (регистрационный номер 17092014-3995454-23-01), согласно которой общество представило в МКУ "МФЦ" пакет документов для получения муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка", в соответствии с требованиями административного регламента (т. 1, л. д. 165).
В свою очередь, департамент не исполнил обязанность, не утвердил схему расположения земельного участка и не принял решения об отказе в его согласовании.
В нарушение определенной административным регламентом процедуры, департамент в письме от 08.10.2014 N 29/5509-1 сообщил обществу о снятии обращения об утверждении схемы расположения земельного участка (т. 1, л. д. 96).
Представленные в материалы дела доказательства позволили судам прийти к выводу о том, что департамент фактически уклонился от рассмотрения по существу поданного обществом заявления (не принял мотивированного решения об удовлетворении или об отказе), что противоречит требованиям Земельного кодекса и административного регламента. На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно возложил на заинтересованное лицо обязанность по рассмотрению по существу заявления общества.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда по доводам кассационной жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают правильности выводов судебных инстанций и сводятся к несогласию с ними. Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют материалам дела. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу N А32-46522/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.