Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев по требованию гражданина А.И. Куроптева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.И. Куроптев оспаривает конституционность статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, статьи 79 "Юридическая сила решения" Федерального конституционного закона от 24 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и статьи 195 "Законность и обоснованность решения суда" ГПК Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального конституционного закона от 24 июля 1994 года N 1-ФКЗ следует читать как "от 21 июля 1994 г."
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, А.И. Куроптеву было отказано в удовлетворении ряда исковых требований к акционерному обществу и федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения.
Заявитель, выражая несогласие с судебными постановлениями, а также требуя применить предусмотренные законом меры ответственности и возместить причиненный, по его мнению, ему вред, просит признать оспариваемые нормы не соответствующими Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что Конституционный Суд Российской Федерации не наделен полномочием проверять соответствие одних норм Конституции Российской Федерации другим ее нормам (определения от 25 июня 2019 года N 1511-О, от 27 февраля 2020 года N 296-О, от 29 сентября 2022 года N 2268-О и др.).
Оспариваемая заявителем статья 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" определяет свойства юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации. Данная норма направлена на конкретизацию статьи 125 Конституции Российской Федерации и не содержит положений, позволяющих судам не учитывать решения Конституционного Суда Российской Федерации. Напротив, данное законоположение устанавливает обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, а также предполагает непосредственное действие таких решений, не требующих подтверждения другими органами и должностными лицами (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июля 2020 года N 1676-О, от 21 июля 2022 года N 1719-О и др.). Следовательно, статья 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Положения статьи 195 ГПК Российской Федерации, в соответствии с которой решение суда должно быть законным и обоснованным (часть первая), суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (часть вторая), во взаимосвязи с другими предписаниями этого же Кодекса, в том числе закрепленными в его статье 2 и части четвертой статьи 198, в системе действующего правового регулирования направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения, являются процессуальной гарантией права на судебную защиту, не предполагают возможности их произвольного применения и, следовательно, также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Кроме того, вопреки требованиям пункта 3 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленные материалы не свидетельствуют об исчерпании А.И. Куроптевым внутригосударственных средств судебной защиты.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, оценка доказательств, послуживших основанием для применения в нем тех или иных норм права, как и разрешение иных поставленных заявителем вопросов, не связанных с проверкой конституционности нормативных правовых актов, не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Куроптева Александра Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленных заявителем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2023 г. N 794-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Куроптева Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-