г. Краснодар |
|
08 сентября 2015 г. |
Дело N А63-11619/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кучеря Ю.Ю., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи с Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом, от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676) - Подгурской А.В. (доверенность от 13.03.2015 N дов8-9), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "КМВАква-Лайф" (ИНН 2630045325, ОГРН 1102649001201), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КМВАква-Лайф" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2015 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А63-11619/2014, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по СКО; управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КМВАква-Лайф" (далее - общество) о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 11.03.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.06.2015, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 101 тысячи рублей. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Из незаконного оборота изъята для уничтожения алкогольная продукция.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку судами неправильно установлены фактические обстоятельства дела.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что управлением совместно с ФСБ России на КМВ проведены проверочные мероприятия в отношении общества на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По итогам проверочных мероприятий управлением 15.07.2014 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 Кодекса.
В процессе административного расследования управление произвело осмотр принадлежащих обществу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в ходе которого обнаружило алкогольную продукцию (пивные напитки в ассортименте), произведенную обществом. Результаты осмотра отражены управлением в протоколах осмотра от 15.07.2014 N 07-14/506-1 и от 24.07.2014 N 07-14/506-4. В рамках административного расследования управление отобрало пробы и образцы пивных напитков производства общества, о чем составило протокол от 15.07.2014 N 07-14/506-2.
Взятые образцы на основании определения о назначении физико-химической экспертизы N 07-14/506-5 от 21.07.2014 направлены в ГНУ ВНИИПБиВП Россельхозакадемии для проведения физико-химической экспертизы.
Согласно экспертному заключению от 25.08.2014, все представленные на исследование образцы (21 наименование) алкогольной продукции, произведенной обществом, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия".
Управлением применена обеспечительная мера в виде ареста на обнаруженную в производственных помещениях алкогольную продукцию производства общества в количестве 898 288 бутылок пивных напитков (103 090,9 дал), о чем составлен протокол от 28.07.2014 N 07-14/506-6.
Установив в действиях общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, управление составило протокол об административном правонарушении от 12.09.2014 N 07-14/506-10.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 23.1 Кодекса переданы управлением в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по указанной статье Кодекса.
Удовлетворяя заявленные управлением требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса.
В силу положений пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе, не соответствуют требованиям нормативных документов.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно статье 9 Федерального закона N 29-ФЗ обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона N 29-ФЗ для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырье, качество и безопасность которого соответствует требованиям нормативных документов.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно статье 32 Федерального закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Требования к пивным напиткам, изготавливаемым на основе пива, установлены в ГОСТе Р 55292-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. "Напитки пивные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 55292-2012), введенным в действие приказом Росстандарта России от 29.11.2012 N 1480-ст.
Согласно положениям ГОСТа Р 55292-2012 пивной напиток - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7% объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40% объема готовой продукции), и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40% массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
Генеральным директором общества также утверждены ТУ 9184-007-66273857-2012, согласно которым все сорта пивных напитков изготавливаются на пиве светлом фильтрованном, выпускаемом в соответствии с установленной технической документацией, с техническими характеристиками, соответствующими заявленным требованиям.
Судебные инстанции надлежащим образом исследовали фактические обстоятельства по данному делу, дали оценку представленным в материалы дела доказательствам и пришли к обоснованному выводу о том, что общество осуществляло производство алкогольной продукции с существенными нарушениями.
Факт совершения обществом правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 12.09.2014 N 07-14/506-10, протоколами осмотра от 15.07.2014 N 07-14/506-1 и от 24.07.2014 N 07-14/506-4, ареста от 28.07.2014 N 07-14/506-6, экспертным заключением от 25.08.2014.
Судебными инстанциями обоснованно учтено, что при проведении осмотра объектов и помещений общества на рабочих местах начальника купажного отделения, завещающей складом и главного технолога обнаружена документация, в том числе задания на приготовление купажа для приготовления пивных напитков, в которых указано, что при приготовлении используется этиловый спирт.
С учетом изложенного требования управления о привлечении общества к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, правомерно удовлетворены судами.
Довод общества о соответствии изготовляемой обществом продукции требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя обоснованно отклонен судами как несостоятельный и противоречащий материалам дела, поскольку некачественность продукции подтверждена заключением экспертизы.
Судами также разрешен вопрос относительно правовой судьбы изъятой из незаконного оборота и подлежащей уничтожению алкогольной продукции в количестве 898 288 бутылок, указанной в протоколе ареста товаров и иных вещей от 28.07.2014 N 07-14/506-6.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу N А63-11619/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.