г. Ессентуки |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А63-11619/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2015 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу обществу с ограниченной ответственностью "КМВАква-Лайф", на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2015 по делу N А63-11619/2014,
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки,
к обществу с ограниченной ответственностью "КМВАква-Лайф", г. Ставрополь, ОГРН 1102649001201, ИНН 2630045325,
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (судья Быкодорова Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - Жарикова А.М. по доверенности N дов8-8 от 13.03.2015.
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки (далее - управление, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КМВАква-Лайф", г. Ставрополь (далее - общество, заинтересованное лицо), о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14. 43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 11 марта 2015 года общество с ограниченной ответственностью "КМВАква-Лайф", привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказание в виде штрафа в размере 101 000 (ста одной) тысячи рублей.
Из незаконного оборота изъята для уничтожения алкогольная продукция в количестве 898 288 бутылок (103090, 9 дал.), указанная в протоколе ареста товаров и иных вещей от 28.07.2014 N 07-14/506-6.
Решение мотивированно наличием состава вменяемого обществу правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения общества к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "КМВАква-Лайф" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что проверка проведена без законных на то оснований. В соответствии с заключением эксперта, в продукции общества отсутствует этиловый спирт. Изготовляемая обществом продукция отвечает требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Общество с ограниченной ответственностью "КМВАква-Лайф" участвующее в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседание от общества с ограниченной ответственностью "КМВАква-Лайф" поступило ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок в связи тем. что необходимо время для предоставления пояснений в обоснование выводов апелляционной жалобы. Указанное ходатайство судом отклонено в связи с тем, что общество своевременно было извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель общества участвовал в суде первой инстанции; с материалами административного дела, а также судебного дела общество ознакомлено; письменные пояснения общества содержатся в материалах дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2015 по делу N А63-11619/2014 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения совместных мероприятий ФСБ на КМВ и управления 15.07.2014 проведено обследование территории и находящихся помещений общества, в ходе которого установлено, что на данной территории осуществляется производство безалкогольных и пивных напитков, с содержанием этилового спирта 6, 9 %.
Согласно технологической инструкции по производству пивных напитков ТИ 9184007-66273857-12, утвержденной генеральным директором общества 11.05.2012, все сорта пивных напитков приготавливаются на пиве светлом фильтрованном, выпускаемом в соответствии с технической документацией, установленной в установленном порядке, с технологическими характеристиками, соответствующими заявленным требованиям.
Вместе с тем при обследовании рабочих мест в производственном цеху N 3 начальника купажного отделения, заведующего склада и главного технолога, обнаружена документация, в том числе задания на приготовления купажа для приготовления пивных напитков N 561, 559, 558, 560, в которых указано, что при приготовлении используется этиловый спирт.
По вышеустановленным фактам 15.07.2014 управлением в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, за производство и оборот пивных напитков в нарушение технических регламентов, о чем вынесено соответствующее определение (том 1, л.д. 57-59).
В ходе административного расследования произведен осмотр, принадлежащих обществу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в ходе которого обнаружена алкогольная продукция (пивные напитки в ассортименте), производства ООО "КМВАква-Лайф". Общее количество составило 898 288 бутылок пивных напитков (103090,9 дал). Результаты осмотра отражены управлением в протоколах осмотра от 15.07.2014 N 07-14/506-1, от 14.07.2014 N 07-14/506-4 (том 1, л.д. 72-87, 125-129).
В рамках административного расследования управлением произведен отбор проб и образцов пивных напитков, производства ООО "КМВАква-Лайф", о чем составлен протокол отбора проб и образцов от 15.07.2014 N 07-14/506-2 (том 1, л.д. 97-100).
Взятые образцы на основании определения о назначении физико-химической экспертизы N 07-14/506-5 от 21.07.2014 направлены в ГНУ ВНИИПБиВП Россельхозакадемии для проведения физико-химической экспертизы на основании определения о назначении физико-химической экспертизы по делу об административном правонарушении от 21.07.2014 N 07-14/506-5 (том 2, л.д. 114-118).
Согласно экспертному заключению от 25.08.2014 все представленные на исследование образцы (21 наименование) алкогольной продукции производства ООО "КМВАква-Лайф" не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия" (том 2, л.д. 37-87).
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи. 25 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям, заявителем применена обеспечительная мера в виде ареста на обнаруженную в производственных помещениях алкогольную продукцию производства ООО "КМВАква-Лайф" в количестве 898 288 бутылок пивных напитков (103 090, 9 дал), о чем составлен протокол ареста товаров и иных вещей N 07-14/506-6 от 28.07.2014.
Обнаруженные задания на приготовление купажа N 558, 559, 560 и 561 от 24.06.2014 и протокол испытаний N1-22/1222 от 14.08.2014, согласно которому в "Пивном напитке "GT-ON" ("Джи-Ти-Он") (образец N 20) объемная доля этилового спирта составила 7,2 %, подтверждают использование этилового спирта, а не пива при производстве пивных напитков.
Таким образом, в нарушение абзаца 27, части 1, статьи 26 положений Закона N 171 -ФЗ, Федерального закона от 02 января 2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), требований ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия" и ТУ 9184-010-66273857-13 "Напитки пивные. Технические условия" общество по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, х. Садовый, ул. Ленина, 1, 1.2 км по направлению на северо-запад с 04.04.2014 (дата производства пивного напитка "Джи-Ти-Он"), осуществляло производство алкогольной продукции пивных напитков с нарушением технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции.
Установив в действиях общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, управлением составлен протокол об административном правонарушении от 12.09.2014 N 07-14/506-10 (том 1, л.д. 44-54), который с приложенными документами направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
В порядке, предусмотренном абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, заявитель направил в арбитражный суд первой инстанции материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 1 Закона N 29-ФЗ безопасность пищевых продуктов -состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений, под нормативными документами понимаются, в том числе, государственные стандарты, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
На основании пункта 1 статьи 9 Закона N 29-ФЗ требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Частью 2 статьи 17 Закона N 29-ФЗ определено, что для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырье, качество и безопасность которого соответствует требованиям нормативных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 29-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
В пункте 2 статьи 22 Закона N 29-ФЗ указано, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой осуществляется порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
На основании статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статьей 32 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, и направлен на недопущение производства продукции, не соответствующей государственным стандартам качества и безопасности.
Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции установлены Законом N 171 -ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд, оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
По смыслу абзаца 11 пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей государственным стандартам.
Абзацем 27 части 1 статьи 26 Закона N 171 -ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия" устанавливает требования к напиткам изготавливаемым на основе пива - пивным напиткам.
Генеральным директором общества утверждены ТУ 9184-010-66273857-13 "Напитки пивные. Технические условия".
Факт осуществления обществом деятельности с нарушением обязательных требований ГОСТ и ТУ доказан управлением и подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 12.09.2014 N 07-14/506-10, протоколами осмотра от 15.07.2014 N 07-14/506-1, от 14.07.2014 N 07-14/506-4, ареста от 28.07.2014 N 07-14/506-6 (том 1, л.д. 231-236), экспертным заключением (том 1, л.д. 37-87).
Таким образом, факт нарушения обществом требований ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия" и ТУ 9184-010-66273857-13 "Напитки пивные. Технические условия" при производстве алкогольной продукции подтверждается материалами дела, а, следовательно, материалами дела подтверждается факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14. 43 КоАП РФ.
Из протоколов испытаний видно, что испытания проведены дегустационной комиссией по оценке качества винодельческой продукции ГНУ ВНИИПБиВП Россельхозакадемии в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", протоколы испытаний подписаны заместителем руководителя испытательного центра (том 2, л.д. 88-113).
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению (п. 2 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).
Согласно пункту 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
Пунктом 15.1 указанного постановления предусмотрено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"). Однако следует учитывать, что в рамках рассмотрения данных дел не подлежат разрешению споры, связанные с определением законного владельца вещей и документов.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.
Общество производит алкогольную продукцию с нарушением требований государственных стандартов и технических условий, в связи с чем, данная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота и уничтожению.
Довод апелляционной жалобы о том, что проверка проведена без законных на то оснований - отклоняется по следующим основаниям:
В отношении общества органами ФСБ совместно с сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО проводились совместные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконного оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (том 1 л.д. 60). В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ ограничения, установленные данным законом при таких проверках не применяются.
Поскольку в проверке участвовал уполномоченный сотрудник Росалкогольрегулировани, непосредственно обнаруживший нарушения, то в отношении ООО "КМВАква-Лайф" правомерно, согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.07.2014 г. Нарушений при ведении административного производства не установлено.
Довод апелляционной жалоб о том, что изготовляемая обществом продукция отвечает требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя - противоречит материалам дела. Некачественность продукции подтверждена заключением эксперта.
Экспертиза назначена в установленном порядке. Возражений и замечаний по выбору экспертного учреждения и поставленным вопросам не поступала. Нарушений при отборе образцов и исследовании не меется.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины общества в совершении правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств и определения размера штрафа в пределах установленной санкции.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2015 по делу N А63-11619/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.03.2015 по делу N А63-11619/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11619/2014
Истец: Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования РФ по СКФО
Ответчик: ООО "КМВАКВА-ЛАЙФ"
Третье лицо: ООО "КМВАКВА-ЛАЙФ"
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5358/15
07.09.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1570/15
04.06.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1570/15
11.03.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-11619/14