г. Краснодар |
|
25 сентября 2015 г. |
Дело N А53-1973/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ДонИнфоКомС" (ИНН 6165183999, ОГРН 1136165008858) - Смирнова С.С. (генеральный директор), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (ИНН 6164224201, ОГРН 1046164019440), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2015 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 (судьи Филимонова С.С., Соловьёва М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-1973/2015, установил следующее.
ООО "ДонИнфоКомС" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным предписания от 21.10.2014 N П-114391, 114392-61-04/0162.
Решением от 19.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2015, суд удовлетворил требование общества.
Судебные акты мотивированы тем, что установленный в предписании срок устранения выявленных нарушений (не позднее дня, следующего за днем получения предписания) не соответствует требованию исполнимости предписания. Выдав обществу оспариваемое предписание без каких-либо указаний на конкретные действия, которые обществу предписывается совершить, управление фактически создало себе условия для толкования содержания возложенных на общество обязанностей по усмотрению его отдельных должностных лиц, которым будет поручена проверка исполнения обществом предписания.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что при оценке исполнимости оспариваемого предписания такие обстоятельства, как неуказание конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений, не может служить доказательством его незаконности, поскольку свидетельствуют лишь о том, что обществу не ясен конкретный способ исполнения обязанности, возложенной на него предписанием. Суды не учли, что согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.08.2013 N 07ИО-25170 срок устранения выявленного нарушения (возникновение угрозы безопасности государству) - не позднее дня, следующего за днем получения предписания; указанием более длительного срока управление фактически разрешит осуществлять деятельность с нарушением закона.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление провело внеплановую выездную проверку деятельности общества на предмет соблюдения требований и условий лицензий от 25.09.2013 N 114391, 114392, в ходе которой установило, что общество не обеспечивает реализацию требований к сетям и средствам связи общества для проведения оперативно-розыскных мероприятий при оказании оператором телематических услуг связи; осуществляет эксплуатацию сооружения связи, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 87/65, офис 912, не введенного в эксплуатацию в установленном порядке (коммутатор SNR-S2960-48G, коммутатор Cisco Catalyst 3750ME-24-1, сервер HP DL145 с ACP BG Billing, маршрутизатор Cisco 7260VXR, ИБП LiBert UPS Station GXT в количестве 1 штуки каждый); не обеспечивает осуществления ограничения доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Проверкой установлено, что общество нарушило пункт 5 статьи 46, статью 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), часть 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункты 5, 9, 10 раздела XIV, пункт 5 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, пункты 5, 7 и 9 лицензии Роскомнадзора N 114392, пункты 5 и 9 лицензии Роскомнадзора N 114391, пункты 7 и 10 Правил взаимодействия операторов связи уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила), пункты 3.1 и 3.10 приказа Минсвязи России от 09.09.2002 N 113 "Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи", пункт 26 Правил оказания телематических услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, пункт 13 Правил создания, формирования ведения ЕАИС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101, пункт 31 Правил оказания услуг сети передачи данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32.
По результатам проверки управление выдало обществу предписание от 21.10.2014 N П-114391, 114392-61-04/0162 об устранении выявленных нарушений в срок не позднее дня, следующего за днем получения предписания.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало в арбитражный суд предписание управления от 21.10.2014 N П-114391, 114392-61-04/0162.
Учитывая положения указанных норм права, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о несоответствии оспариваемого предписания законодательно установленному требованию об исполнимости ненормативного акта и, в связи с этим, о нарушении прав и законных интересов общества.
Суды установили, что в оспариваемом предписании отсутствует перечень действий, которые необходимо совершить обществу для устранения выявленных нарушений. В предписании, как и в акте проверки, указаны нормы действующего законодательства, нарушенные оператором связи, а также в общем виде раскрыто содержание вмененных обществу нарушений: необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи общества для проведения оперативно-розыскных мероприятий при оказании оператором телематических услуг связи; осуществление эксплуатации сооружения связи, не введенного в эксплуатацию в установленном порядке;
необеспечение осуществления ограничения доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Судебные инстанции обоснованно указали, что исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, которому оно выдано. Выдав обществу предписание без каких-либо указаний на конкретные действия, которые обществу предписывается совершить, управление фактически создало себе условия для толкования содержания возложенных на общество обязанностей по усмотрению его отдельных должностных лиц, которым будет поручена проверка исполнения обществом предписания.
На основании установленных по делу обстоятельств, суды сделали правильный вывод о том, что выданное обществу предписание является неисполнимым.
Установленный в предписании срок для устранения выявленных нарушений (не позднее дня, следующего за днем получения предписания) не соответствует требованию его исполнимости, поскольку в силу положений пункта 7 Правил, статьи 64 Закона о связи действия, которые следует совершить обществу для устранения выявленных нарушений, регламентированы как сроком, который составляет до 3 месяцев, так и действиями иных лиц, а именно уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на что обоснованно указали судебные инстанции. Довод управления о том, что указанный в предписании срок для устранения выявленных нарушений соответствует письму Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.08.2013 N 07ИО-25170, исследован судом апелляционной инстанции, который дал ему надлежащую оценку и подлежит отклонению.
Доводы управления выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А53-1973/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.