С целью усовершенствования работы Домов ребенка, осуществления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, определения порядка устройства и содержания детей в Доме ребенка, руководствуясь подпунктами 7.1, 7.7, 7.12 пункта 7, пунктами 11, 13 Положения о Министерстве здравоохранения Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10 января 2015 года N 1-33, приказываю:
1. Утвердить Порядок устройства и содержания детей в Доме ребенка, прилагается.
2. Сектору правового обеспечения отдела правового и кадрового обеспечения Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики обеспечить представление настоящего Приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для его государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. министра |
А.А. Оприщенко |
Зарегистрировано в Минюсте ДНР 8 ноября 2017 г.
Регистрационный N 2322
Порядок устройства и содержания детей в Доме ребенка
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру устройства и содержания детей-сирот, детей, лишённых родительского попечения, детей с дефектами физического и психического развития, а также детей, временно устроенных в Дом ребенка по заявлению родителей (лиц, их заменяющих), и предоставление им медико-социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов.
1.2. Основными типами Домов ребёнка являются:
1.2.1. Дом ребёнка общего типа - для здоровых (I-II групп здоровья), детей-сирот, детей, лишённых родительского попечения, в возрасте от рождения до четырёх лет включительно.
1.2.2. Специализированный Дом ребёнка - для детей-сирот, детей, лишённых родительского попечения, с дефектами физического и психического развития (III-V групп здоровья), детей-инвалидов в возрасте от рождения до четырех лет включительно, а также:
1) с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики;
2) с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе с детским церебральным параличом, без нарушения психики;
3) с нарушением функции опорно-двигательного аппарата и другими дефектами физического развития без нарушения психики;
4) с нарушениями слуха и речи;
5) с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие);
6) тубинфицированные, больные и дети из групп риска по вирусным гепатитам, ВИЧ-инфицированные и дети, рожденные ВИЧ-позитивными матерями.
1.3. В структуру специализированного Дома ребёнка может входить отделение (центр, группа) медико-социальной реабилитации дневного или круглосуточного типа для детей, воспитывающихся в семьях, имеющих отклонения в состоянии здоровья и нуждающихся в проведении медико-социальной реабилитации.
В специализированных Домах ребёнка могут организовываться группы для здоровых детей.
1.4. В специализированном Доме ребенка могут временно содержаться дети, которые по состоянию здоровья нуждаются в постоянном медицинском уходе (сроком до 6 месяцев). Срок содержания детей данной категории может продлеваться каждые 6 месяцев при предоставлении справки врачебно-консультационной комиссии учреждения здравоохранения о необходимости постоянного медицинского ухода за ребенком.
В Доме ребенка общего типа и специализированном Доме ребенка могут временно (сроком до 6 месяцев) содержаться дети из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, в возрасте от рождения до четырех лет включительно. Срок содержания детей данной категории может продлеваться на срок не более 6 месяцев по ходатайству отделов по делам семьи и детей администраций городов, районов в городах, районов Донецкой Народной Республики (далее - отдел по делам семьи и детей).
II. Порядок устройства в Дом Ребенка
2.1. В Дом ребёнка принимаются на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление на время содержания бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатной жилой площади, бесплатного медицинского обеспечения и образования:
1) дети-сироты;
2) дети, лишенные родительского попечения;
3) дети из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах;
4) дети, которые по состоянию здоровья нуждаются в постоянном медицинском уходе.
2.2. Устройство детей в Дом ребенка осуществляется при наличии путевки Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики в Дом ребенка (далее - Путевка) согласно Приложению 1 к настоящему Порядку.
2.3. Документы для получения Путевки детьми из семей, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах, оформляются родителями (лицами, их заменяющими) по месту их постоянного проживания совместно с отделами по делам семьи и детей; для детей, которые по состоянию здоровья нуждаются в постоянном медицинском уходе - родителями или учреждениями, в которых дети находятся на содержании и лечении.
Документы для получения Путевки детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения, оформляются отделом по делам семьи и детей. Путевка выдается в таком случае уполномоченному представителю органа опеки и попечительства.
Перечни предоставляемых документов с целью получения Путевки для содержания детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, для временного устройства детей в Дом ребенка указаны в Приложении 2, Приложении 3 к настоящему Порядку.
2.4. С целью устройства ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительского попечения, в Дом ребенка необходимо предоставить документы согласно Приложению 4.
С целью устройства для временного содержания в Доме ребенка детей из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, детей, которые по состоянию здоровья нуждаются в постоянном медицинском уходе, родители (лица, их заменяющие), предоставляют документы согласно Приложению 5 к настоящему Порядку и составляют Главному врачу Дома ребенка Заявление о временном содержании ребенка в Доме ребенка с указанием срока содержания ребенка в соответствии с Приложением 6 к настоящему Порядку.
2.5. Прием детей, указанных в пункте 2.1. Порядка, в Дом ребенка осуществляется при отсутствии у них острых заболеваний и неотложных состояний, требующих стационарного обследования и лечения.
2.6. При поступлении ребенка в приемное отделение Дома ребенка обеспечивается проведение следующих мероприятий:
1) осмотр на наличие кожных заразных заболеваний и педикулеза;
2) оценка состояния здоровья и изучение его медицинской документации;
3) определение необходимого объема и вида обследований и медицинской помощи;
4) санитарная обработка детей (по показаниям), смена одежды;
5) оформление медицинской карты ребенка.
2.7. Приём детей осуществляется в карантинную группу или изолятор, где проводятся необходимые лечебно-профилактические и воспитательные мероприятия в соответствии с состоянием здоровья и возрастом ребенка. Из карантинной группы (изолятора) ребенок поступает в группу Дома ребенка.
Каждое последующее перемещение ребенка необходимо фиксировать на титульной странице истории развития ребенка.
2.8. Дети, поступившие из семей, помещаются в карантинную группу или в изолятор Дома ребенка, где содержатся в течение двадцати одного дня со дня своего поступления, где им обеспечивается выполнение необходимых лечебно-профилактических мероприятий.
2.9. Перевод детей из карантинной группы (изолятора) в общие группы Дома ребенка осуществляется на основании:
1) истечения срока содержания детей в карантинных группах (изоляторах);
2) при отсутствии симптомов острого инфекционного и других заболеваний, требующих стационарного лечения;
3) по результатам обследований, определенных врачом.
Перевод детей из карантинной группы до истечения двадцати одного дня не допускается.
2.10. На каждого ребёнка, принятого в Дом ребёнка, оформляется учётная карта, заводится история развития ребёнка, формируется личное дело ребёнка. Все данные о ребёнке заносятся в форму первичной учетной документации N 121/у "Журнал учёта приёма ребёнка в Дом ребёнка", утвержденную приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 06 июня 2016 года N 555 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 22 августа 2016 года, регистрационный N 1486).
2.11. В случае временного пребывания ребенка, содержащегося в Доме ребёнка, на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения, он не считается выбывшим из Дома ребёнка.
2.12. Согласно ч. 1 ст. 66 Гражданского кодекса Украины, применяемого на основании ч. 2 ст. 86 Конституции Донецкой Народной Республики, Дом ребёнка выполняет функции опекуна детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, опекуны (усыновители) которым не назначены.
2.13. Согласно ч. 1 ст. 66 Гражданского кодекса Украины, применяемого на основании ч. 2 ст. 86 Конституции Донецкой Народной Республики, Дом ребёнка оформляет и предоставляет документы для получения пенсий и других видов пособий детьми, содержащимися в Доме ребёнка в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
2.14. В случае составления в отношении ребенка, устроенного в Дом ребенка временно по заявлению родителей (лиц, их заменяющих), акта о ребенке, брошенном в учреждении здравоохранения, предусмотренном Приложением 1 к Инструкции по заполнению формы Акта о ребенке, брошенном в учреждении здравоохранения, утверждённой Приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 19.09.2017 N 1676 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 11.10.2017, регистрационный N 2263), срок его содержания в Доме ребенка продлевается до принятия соответствующих актов органов опеки и попечительства о предоставлении ребенку статуса ребенка, лишенного родительского попечения, и об определении формы устройства.
III. Организация воспитательных, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий в Домах ребенка
3.1. В период содержания детей в Доме ребенка за ними осуществляется уход, комплекс воспитательных, познавательно-речевых, лечебно-профилактических мероприятий, социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое развитие, защита прав и законных интересов детей.
3.2. В случаях, предусмотренных действующим законодательством Донецкой Народной Республики, детям, которые содержатся в Домах ребенка, оказывается медицинская, педагогическая и социальная помощь, в том числе комплексная медико-психологическая и педагогическая реабилитационная помощь с использованием современных технологий.
3.3. Медицинская помощь в Домах ребенка осуществляется врачом-педиатром и врачами-специалистами педиатрического профиля, в том числе врачом-неврологом детским, врачом-психиатром детским, врачом-отоларингологом детским, врачом-ортопедом-травматологом детским, врачом по лечебной физкультуре и спортивной медицине, а также персоналом со средним медицинским образованием.
3.4. Проведение комплексной реабилитации осуществляется при наличии индивидуальной программы.
3.5. В случае возникновения у детей острых заболеваний, обострения хронических заболеваний, неотложных медицинских состояний, медицинская помощь детям осуществляется в рамках первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи.
3.6. Распорядок дня, лечебно-оздоровительная и воспитательная работа в Домах ребенка имеют профилактическую направленность и осуществляются с целью обеспечения оптимального физического и психического развития, коррекции отклонений в состоянии здоровья детей, в том числе имеющих дефекты психического и физического развития, социальной адаптации.
3.7. Организация воспитательного и образовательного процесса в отношении детей, которые содержатся в Домах ребенка, осуществляется педагогическими работниками (воспитателями, учителями-дефектологами, логопедами, педагогами-психологами, музыкальными руководителями в соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики образовательными программами).
3.8. Дом ребенка обеспечивает:
1) содержание, воспитание, лечение и социальную защиту детей-сирот, детей, лишённых родительского попечения, детей- инвалидов на основе полного государственного обеспечения;
2) создание для детей благоприятных условий, приближённых к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
3) создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, медико-социальную помощь, комплексную медико-педагогическую и психолого-педагогическую реабилитации, социальную адаптацию детей;
4) поддержку родственных отношений детей с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками;
5) проведение комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, содержащихся в Доме ребёнка, их социальную и медицинскую реабилитацию, комплексная оценка состояния здоровья детей, осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней, инвалидизации, динамическое медицинское наблюдение за состоянием их здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;
6) организацию и осуществление диспансерного наблюдения за детьми с дефектами физического и психического развития, детьми с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики или без таковой, с хроническими заболеваниями; проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации (абилитации) детей, их социальной адаптации;
7) медико-социальное обслуживание детей-сирот, детей, лишённых родительского попечения, детей с дефектами физического и психического развития, временно находящихся в Доме ребенка по заявлению родителей (лиц, их заменяющих), детей, получающих восстановительное лечение в отделении медико-социальной реабилитации;
8) ежедневное медицинское наблюдение врача-педиатра (и в случае необходимости других специалистов) за детьми, содержащимися в Доме ребёнка;
9) проведение дважды в год (весной и осенью) углубленных медицинских осмотров детей, содержащихся в Доме ребёнка, с привлечением специалистов учреждений здравоохранения, в т.ч. республиканского подчинения;
10) организацию и проведение плановых профилактических и оздоровительных мероприятий для детей, содержащихся в Доме ребёнка;
11) лечение детей, которым, по заключению врача, не требуется круглосуточное стационарное наблюдение, а также лечение, коррекция и реабилитация детей с дефектами физического и психического развития;
12) направление детей с отклонениями в состоянии здоровья на врачебно-консультативную комиссию с целью установления инвалидности, реализацию индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
13) проведение иммунопрофилактики детям;
14) проведение учебно-воспитательных мероприятий: физическое воспитание, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и эмоциональное развитие детей; разработка и проведение мероприятий по повышению качества воспитательного процесса;
15) внедрение новых программ медико-социальной помощи, педагогически-воспитательных мероприятий;
16) взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения;
17) своевременное информирование отделов по делам семьи и детей о детях, родители (лица, их заменяющие) которых не забрали их по окончании установленного срока, по месту проживания семьи;
18) предоставление жилого помещения для проживания детям, содержащимся в Доме ребёнка, в пределах установленной санитарной нормы, твердого инвентаря, столовой посуды, одежды, обуви, мягкого инвентаря;
19) рациональное питание детей, содержащихся в Доме ребёнка;
20) перевод детей при достижении граничного возраста в организации, осуществляющие образовательную деятельность, или учреждения социальной защиты населения.
IV. Порядок выписки детей из Дома ребенка
4.1. Выписка детей из Дома ребенка производится:
1) при возвращении их в семью по заявлению родителей (лиц, их заменяющих), в случаях:
1.1) если ребенок был временно устроен в Дом ребенка в связи со сложными жизненными обстоятельствами семьи - по ходатайству отдела по делам семьи и детей, выданного на основании решения совещательного органа администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту проживания семьи в адрес Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики о целесообразности возвращения ребенка в семью;
1.2) если ребенок был устроен в Дом ребенка в связи с необходимостью в постоянном медицинском уходе;
2) при переводе детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность, или учреждения социальной защиты населения при наличии соответствующих путёвок при достижении граничного возраста;
3) при передаче на усыновление на основании решения суда;
4) при устройстве под опеку - на основании акта органа опеки и попечительства или решения суда об установлении опеки;
5) при передаче в приемные семьи, детские дома семейного типа - на основании акта органа опеки и попечительства.
Начальник отдела оказания медицинской |
Н.Е. Скворцова |
Приложение 1
к Порядку устройства и
содержания детей в Доме
ребенка (пункт 2.2)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ |
ПУТЕВКА
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ДОМ РЕБЕНКА N ________
Главному врачу _________________________________________________________
(название Дома ребенка)
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. руководителя учреждения здравоохранения)
Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики направляет в
Ваше учреждение сроком на _______________________________________________
ребёнка _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сведения о родителях (лицах, их заменяющих):
Мать: ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Отец: ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ребёнок до поступления в Дом ребёнка находился
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
____________________________________ _____________ ____________________
(должность лица, выдавшего путёвку) подпись ФИО
__________________
дата
МП
Приложение 2
к Порядку устройства и
содержания детей в Доме
ребенка (пункт 2.3)
Перечень предоставляемых документов с целью получения путевки Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики в Дом ребенка для содержания детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения
1. Копия свидетельства о рождении ребёнка.
2. Копия акта органа опеки и попечительства о предоставлении ребёнку статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения.
3. Копия акта органа опеки и попечительства об устройстве ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения, в государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
4. Выписка из истории развития ребёнка или медицинской карты стационарного больного.
Приложение 3
к Порядку устройства и
содержания детей в Доме
ребенка (пункт 2.3)
Перечень предоставляемых документов с целью получения путевки Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики в Дом ребенка для временного содержания
1. Копия свидетельства о рождении ребенка.
2. Для детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, - ходатайство отдела по делам семьи и детей в адрес Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики, выданное на основании решения Совещательного органа администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту проживания семьи об устройстве ребенка из семьи, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, в Дом ребенка на срок до 6 месяцев.
3. Для детей, которые по состоянию здоровья нуждаются в постоянном медицинском уходе, - справка врачебно-консультационной комиссии учреждения здравоохранения о необходимости постоянного медицинского ухода за ребенком.
4. Заявление родителей (лиц, их заменяющих) о выдаче путевки Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики на имя Министра здравоохранения Донецкой Народной Республики.
5. Копия паспорта одного из родителей (лиц, их заменяющих) ребёнка.
6. Выписка из истории развития ребенка, медицинской карты стационарного больного.
Приложение 4
к Порядку устройства и
содержания детей в Доме
ребенка (пункт 2.4)
Перечень предоставляемых документов для устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения в Дом ребенка
1. Путевка Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики в Дом ребёнка.
2. Свидетельство о рождении ребёнка.
3. Справка о присвоении идентификационного номера или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика.
4. Справка о составе семьи либо лицах, зарегистрированных в жилом помещении, доме, предусмотренная Приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 24.08.2015 N 60/2 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 02.09.2015, регистрационный N 446).
5. Документы, подтверждающие отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими детей, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.
6. Документы, содержащие сведения о родственниках ребенка.
7. Акт органа опеки и попечительства о предоставлении ребенку статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения.
8. Акт органа опеки и попечительства об устройстве ребенка в государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
9. Документы, подтверждающие право собственности ребенка на недвижимость (при наличии).
10. Опись имущества ребенка (при наличии).
11. Заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, составленное по форме, установленной законодательством Донецкой Народной Республики.
12. Справка о назначении и выплате пенсии, государственной социальной помощи, алиментов и т.п.
13. Сберегательная книжка ребенка или договор об открытии счета в учреждении банка (при наличии).
14. Дубликат учетно-статистической карточки.
15. Копия индивидуального плана социальной защиты ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительского попечения.
16. Выписка из истории развития ребенка или медицинской карты стационарного больного.
17. Данные лабораторных анализов на предмет ВИЧ, СПИД, вирусных гепатитов, венерических заболеваний, общий анализ крови, мочи, кала, данные бактериологических исследований.
18. Справка об эпидемиологическом окружении и отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными.
Приложение 5
к Порядку устройства и
содержания детей в Доме
ребенка (пункт 2.4)
Перечень предоставляемых документов для устройства детей в Дом ребёнка для временного содержания по Заявлению родителей (лиц, их заменяющих)
1. Путевка Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики в Дом ребёнка.
2. Копия свидетельства о рождении ребенка.
3. Ходатайство отдела по делам семьи и детей администрации города, района в городе, района Донецкой Народной Республики по месту проживания семьи в адрес Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики об устройстве ребенка из семьи, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, в Дом ребенка временно, на срок до 6 месяцев
4. Заявление о временном содержании ребёнка в Доме ребёнка от родителей (лиц, их заменяющих) с указанием срока содержания.
5. Копия паспорта одного из родителей (лиц, их заменяющих) ребёнка.
6. Выписка из истории развития ребенка, медицинской карты стационарного больного.
7. Данные лабораторных анализов на предмет наличия ВИЧ/СПИД, вирусных гепатитов, венерических заболеваний, общий анализ крови, мочи, кала, данные бактериологических исследований.
8. Справка об эпидемиологическом окружении и отсутствии контакта ребёнка с инфекционными больными.
Приложение 6
к Порядку устройства и
содержания детей в Доме
ребенка (пункт 2.4)
Главному врачу _______________________________
______________________________________________
(название Дома ребёнка, Ф.И.О. главного врача)
______________________________________________
______________________________________________
(Ф.И.О., паспортные данные, телефон заявителя)
Заявление
о временном содержании ребёнка в Доме ребёнка
Я, ______________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя (лица, его заменяющего))
_________________________________________________________________________
(адрес проживания, контактный телефон)
Паспорт _______ N _____________ выдан ___________________________________
Отношение к ребёнку: ____________________________________________________
(родитель или лицо, его заменяющее)
Прошу принять моего ребёнка _____________________________________________
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О., дата рождения ребёнка)
В Дом ребёнка сроком на 6 месяцев
Причина: ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Даю согласие на диагностику, лечение, проведение реабилитационных мероприятий, госпитализацию в случае острого заболевания ребёнка, оказание скорой медицинской помощи в случае необходимости, на сбор и обработку моих персональных данных.
Подпись родителя (лица, его заменяющего) ___________________________ (_____________) "_____" _______________ 20____ г.
Я предупрежден(а), что в случае необоснованного отказа забрать ребенка в назначенный срок, а также отказа от участия в его воспитании без уважительных причин, администрация Дома ребенка имеет право обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
Дата завершения срока содержания ребенка в Доме ребенка _________________
Подпись родителя (лица, его заменяющего) ________________________________
Подпись представителя Дома ребёнка ______________________________________
"_____" ____________________ 20____ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 20 октября 2017 г. N 1874 "Об утверждении Порядка устройства и содержания детей в Доме ребенка"
Вступает в силу с 17 ноября 2017 г.
Зарегистрировано в Минюсте ДНР 8 ноября 2017 г.
Регистрационный N 2322
Опубликование:
официальный сайт Министерства здравоохранения ДНР (mzdnr.ru) 17 ноября 2017 г.