г. Краснодар |
|
25 сентября 2015 г. |
Дело N А63-14206/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Пятигорское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН 2632018694, ОГРН 1022601632514) - Ненашевой А.Г. (доверенность от 09.02.2015), в отсутствие заявителя - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю (ИНН 2634063580, ОГРН 1042600337537), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и направившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.2014 (судья Борозинец А.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А63-14206/2014, установил следующее.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому (далее - служба) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Пятигорское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - предприятие) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 06.04.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.06.2015, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на отсутствие в действиях предприятия состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку услуги, не поименованные в лицензии, предприятие не оказывает, в условиях стационара медицинскую деятельность не осуществляет, а выполнение работ по изготовлению протезов не относится к лицензируемым видам деятельности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась служба с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что для осуществления медицинской деятельности в условиях стационара требуется лицензия. Предприятие оказывает медицинскую деятельность по протезированию верхних и нижних конечностей, при этом размещает инвалидов в стационаре с круглосуточным пребыванием, не имея при этом лицензии на осуществление медицинской деятельности в условиях стационара. Это является нарушением лицензионного законодательства, поскольку в лицензии, выданной предприятию, отсутствует перечень медицинских услуг по оказанию специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях стационара. Суд апелляционной инстанции указал, что предприятие оказывает услуги по размещению инвалидов на время изготовления (ремонта) протеза в стационарных условиях, однако ошибочно предположил, что в условиях стационара предприятие не осуществляет медицинскую деятельность, и не учел, что само по себе наличие стационара является видом оказания медицинской помощи. В структуре предприятия предусмотрен стационар с круглосуточным пребыванием, куда госпитализируются больные и инвалиды, нуждающиеся в протезировании в стационарных условиях, которые обеспечиваются диетическим питанием, проведением санитарно-гигиенических мероприятий. По медицинским показаниям в стационаре проводится предварительная подготовка больных и инвалидов к протезированию (ортезированию) с использованием лечебной физической культуры, средств физиотерапии, массажа, консервативных ортопедических методов лечения, что подтверждено Положением о стационаре предприятия от 12.03.2009 N 22-пр. В штатном расписании структурного подразделения предприятия - стационар выделены должности инструктора по лечебной физкультуре, медицинская сестра по физиотерапии, медсестра платная, старшая медицинская сестра.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя предприятия, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение приказа от 12.11.2014 N 622-о/д служба провела плановую документарно-выездную проверку предприятия по адресу осуществления деятельности: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Октябрьская, 43, в ходе которой установила, что в нарушение подпункта 46 пункта 1, пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) общество не имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности в условиях стационара.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 16.12.2014.
По результатам проверки служба составила протокол об административном правонарушении от 16.12.2014 N 225 по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии со статьями 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции, сославшись на то, что основным направлением деятельности предприятия является протезирование верхних и нижних конечностей, при этом услуги, не поименованные в лицензии, предприятие не оказывает, в условиях стационара медицинскую деятельность не осуществляет, а выполнение работ по изготовлению протезов не относится к лицензируемым видам деятельности, сделали вывод о том, что для осуществления деятельности стационара предприятия лицензия не требуется.
Между тем суды не учли следующее.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Суды установили, что предприятие имеет лицензию на право осуществления медицинской деятельности от 19.11.2009 N ФС-99-01-006599 серии ФС-1 0072013, которая в связи с переименованием предприятия 23.04.2013 переоформлена в лицензию серии ФС 0033528 с перечнем оказываемых услуг: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу, физиотерапии; при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по травматологии и ортопедии.
Таким образом, в лицензии, выданной предприятию, отсутствует перечень медицинских услуг по оказанию специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях стационара.
Согласно представленным в материалы дела акту проверки от 16.12.2014 и протоколу от 16.12.2014 N 225 в нарушение подпункта 46 пункта 1, пункта 1 статьи 12 Закона о лицензировании общество не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности в условиях стационара. При этом в структуре предприятия предусмотрен стационар с круглосуточным пребыванием, куда госпитализируются больные и инвалиды, нуждающиеся в протезировании в стационарных условиях, которые обеспечиваются диетическим питанием, проведением санитарно-гигиенических мероприятий. По медицинским показаниям в стационаре проводится предварительная подготовка больных и инвалидов к протезированию (ортезированию) с использованием лечебной физической культуры, средств физиотерапии, массажа, консервативных ортопедических методов лечения. В штатном расписании структурного подразделения - стационар выделены должности инструктора по лечебной физкультуре, медицинская сестра по физиотерапии, медсестра платная, старшая медицинская сестра.
Кроме того, согласно Положению о стационаре протезно-ортопедического предприятия, утвержденному приказом от 12.03.2009 N 22-пр, стационар имеет, в том числе, кабинет младшей медицинской сестры, кабинет лечебной физкультуры и массажа. кабинет физиотерапии, перевязочную (процедурный кабинет), комнату сестры-хозяйски, изолятор.
Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность включены, в том числе, работы (услуги) по лечебной физкультуре и спортивной медицине, лечебной физкультуре, медицинскому массажу, медицинской реабилитации, организации сестринского дела, сестринскому делу, травматологии и ортопедии, физиотерапии.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н (зарегистрированным в Минюсте России 06.05.2013 N 28321) утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Требования).
Пунктом 3 Требований установлен перечень работ (услуг), которые организуются и выполняются при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. В подпункте 2 пункта 3 Требований перечислены, в том числе работы (услуги) по лечебной физкультуре, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинской реабилитации, медицинскому массажу, организации сестринского дела, которые организуются и выполняются при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Согласно системному толкованию приведенных норм и правил деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях стационара определена в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего отдельного лицензирования, основания для ее квалификации как составной части другой деятельности отсутствуют.
Следовательно, для медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях стационара применительно к проведению лечебной физкультуры и спортивной медицины, лечебной физкультуры, медицинскому массажу, медицинской реабилитации организации сестринского дела, сестринскому делу, травматологии и ортопедии, физиотерапии требуется специальная лицензия вне зависимости от того, является ли этот вид деятельности основным для лица, фактически его осуществляющего, и несмотря на наличие у него иных лицензий, и подлежит лицензированию.
Как видно из представленного в материалы дела устава и согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 N 1300-р, предприятие находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и создано в том числе в целях решения социальных задач.
Согласно пункту 1.3 Положения о стационаре протезно-ортопедического предприятия, утвержденного приказом от 12.03.2009 N 22-пр, финансирование на содержание и обеспечение деятельности стационара субсидируется предприятию из федерального бюджета в установленном порядке и используется им строго по целевому назначению.
На основании Соглашения от 18.07.2014 между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральным государственным унитарным предприятием "Пятигорское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета на оплату дней пребывания инвалидов в стационаре сложного протезирования предприятие является получателем субсидии из федерального бюджета на оплату дней пребывания инвалидов в стационаре предприятия.
Таким образом, в условиях стационара предприятие осуществляет деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, не связанной с извлечением прибыли.
В этой связи деяние предприятия не может быть квалифицировано по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), а должно быть квалифицировано по части 2 статьи 19.20 Кодекса за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Вместе с тем, если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы службы сводятся к тому, что суду надлежало привлечь предприятие к ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации, и подлежат отклонению, поскольку служба не представила доказательства, обосновывающие правомерность привлечения предприятия к ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса.
Ввиду того, что суды не прекратили производство по делу, а отказали в привлечении предприятия к административной ответственности, что не привело к нарушению прав и законных интересов предприятия, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в данном случае допущенные судами нарушения не являются основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу N А63-14206/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.