г. Краснодар |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А32-36598/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от третьего лица - Федерального казенного санаторно-курортного учреждения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс"" (ИНН 2319023221, ОГРН 1022302835499) - Савиной О.И. (доверенность от 22.12.2014), в отсутствие истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), ответчиков: администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), муниципального бюджетного учреждения города Сочи "Дирекция по реализации программ" (ИНН 2320135635, ОГРН 1052311750028), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2015 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 (судьи Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г., Попов А.А.) по делу N А32-36598/2014, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к администрации города Сочи (далее - администрация), МБУ города Сочи "Дирекция по реализации программ" (далее - учреждение) со следующими требованиями:
- признать отсутствующим право собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина;
- признать отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на указанный земельный участок;
- признать права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина.
Иск обоснован ссылками на Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), Федеральный закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ) и мотивирован следующим. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв. м зарегистрировано за муниципальным образованием с нарушением норм земельного законодательства (в отсутствие правовых оснований). На данном земельном участке расположено федеральное имущество - аэрарий N 2, что влечет отнесение его в силу закона к собственности Российской Федерации.
Определением от 07.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное санаторно-курортного учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс"" (далее - санаторий).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2015 оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 требования удовлетворены.
Судебные инстанции установили, что решением исполнительного комитета Сочинского городского Совета депутатов трудящихся от 14.12.1964 N 20 санаторию "Прогресс" под пляж в Кудепсте был отведен участок пляжа (200 погонных метров) по смежеству с пляжем санатория "Кудепста", изготовлен паспорт земельного участка, в котором зафиксированы контуры участка, отведенного санаторию. Указом Президента Российской Федерации от 20.05.1996 N 739 в федеральную собственность принято имущество добровольно ликвидированного акционерного общества "Санаторий "Прогресс"" и закреплено на праве оперативного управления за Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации (далее - ФСНП России). Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом издано распоряжение от 20.06.1996 N 737-р о передаче ФГУ "Санаторий "Прогресс"" в ведомственную принадлежность ФСНП России. Перечень передаваемого имущества отражен в акте от 30.06.1996. В связи с упразднением ФСНП России и на основании Указа Президента Российской Федерации от 11.03.2003 N 306, распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 N 509-р, издано распоряжение от 09.12.2003 N 05-2454 об изъятии имущества из оперативного управления ФСНП России ГУ "Санаторий "Прогресс"" и закреплении его за ГП "Санаторий "Прогресс"" Госнаркоконтроля России. Передача имущества оформлена актом от 01.07.2013. В уставе санатория отражено, что он является правопреемником ГП "Санаторий "Прогресс"" Госнаркоконтроля России. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, поставлен на государственный кадастровый учет 18.07.2013. По сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) разрешенным использованием земельного участка является пляж. На земельный участок зарегистрировано право собственности муниципального образования и право постоянного (бессрочного) пользования учреждения. Материалы дела подтверждают, что объекты недвижимого имущества и коммуникации санатория занимают площадь земельного участка 7231 кв. м. В границах фактически используемой санаторием территории расположены участки с кадастровыми номерами 23:49:0402004:103 (площадью 668 кв. м) и 23:49:0402004:1035 (площадью 1111 кв. м). В границах используемой в своей деятельности санаторием территории расположен также участок с кадастровым номером 23:49:0402004:41 (площадью 988 кв. м). Согласно заключению специалистов ООО "Синтэкс" кадастровые работы по формированию земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 произведены без определения границ участка на местности и с многочисленными нарушениями требований земельного законодательства. Границы указанного участка сформированы в 2013 году с изменением границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:41, на котором расположены объекты недвижимого имущества санатория. При формировании земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402004:1035, 23:49:0402004:1033 и 23:49:0402004:41 допущена чересполосица, так как указанные участки не имеют общих границ по всему периметру. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2014 по делу N А32-23864/2014 подтвержден федеральный уровень собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:41, в границах которого располагаются объекты недвижимости и иные объекты, находящиеся в оперативном управлении санатория. В границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 расположен аэрарий N 2 (1967 года постройки). Из заключения специалистов ООО "Синтэкс" следует, что все объекты лечебного пляжа санатория, расположенные на ранее отведенном земельном участке (в состав которого входят участки с кадастровыми номерами 23:49:0402004:1035, 23:49:0402004:1033, 23:49:0402004:41), обладают признаками единого имущественного комплекса. Данные объекты объединены единым функциональным назначением, они неразрывно связаны между собой технологически (сетями водопровода, канализации, электролинией пляжа) и конструктивно. Использование объектов лечебного пляжа санатория невозможно без использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035, поскольку на указанном участке расположен искусственный пляж, который фактически является единственным по требованиям безопасности участком пляжной (береговой) полосы лечебного пляжа санатория, пригодным для лечения. Доступ пациентов санатория к акватории Черного моря и после принятия морских ванн к душевым рожкам, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:41, возможен только через спорный участок. Эксплуатация принадлежащего санаторию здания пляжного корпуса невозможна без использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 из-за недопустимо близкого расположения к указанному участку (на расстоянии 0,36 м от фундамента (свайного ростверка) пляжного корпуса). Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 не может использоваться самостоятельно (обособленно) по своему разрешенному использованию - пляж, так как водопользователем прилегающей к участку акватории Черного моря (зона купания) является санаторий на основании договора водопользования от 18.08.2014. При этом доступ на спорный участок возможен только с территории иных объектов лечебного пляжа санатория. Границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 пересекают границу принадлежащей санаторию подпорно-волноотбойной стенки с расположенным на ней теневым навесом (литера "Г") и дорожки санатория (площадь пересечения 44 кв. м), а также береговую линию уреза воды акватории Черного моря (площадь пересечения 108 кв. м). Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 необходим для эксплуатации объектов единого имущественного комплекса санатория, являющегося федеральной собственностью. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 предоставлен федеральному учреждению, он не может быть отнесен к муниципальной собственности на основании норм Закона N 244-ФЗ. Кроме того, спорный участок частично расположен в акватории Черного моря, что в силу части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) влечет отнесение его к собственности Российской Федерации. Администрация не представила доказательств нахождения на спорном участке объектов, относящихся к муниципальной собственности, не подтвердила законных оснований для государственной регистрации права собственности муниципального образования и права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на данный участок. Владение имуществом, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:1035, не прекращалось и продолжает осуществляться Российской Федерацией (в лице санатория). Руководствуясь нормами Законов N 137-ФЗ и N 244-ФЗ, а также разъяснениями, изложенными в пунктах 52, 58 и 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), судебные инстанции признали требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению (т. 1, л. д. 236; т. 4, л. д. 18).
Администрация обжаловала решение и постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Жалоба мотивирована следующим. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации N 337 от 12.04.1993, Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов города Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. В силу положений пункта 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, находящимся в границах курорта федерального значения, обладает администрация города Сочи. Право муниципальной собственности на данный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). С учетом приведенных норм земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 относится к собственности муниципального образования. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22, территориальным управлением (осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества на территории Краснодарского края) избран ненадлежащий способ защиты.
Санаторий в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению третьего лица, администрация незаконно (в отсутствие правовых оснований) разделила территорию лечебного пляжа на три земельных участка (с кадастровыми номерами 23:49:0402004:41, 23:49:0402004:1033, 23:49:0402004:1035) и зарегистрировала на них право муниципальной собственности. Объекты лечебного пляжа до осуществления выдела указанных участков являлись федеральной собственностью, находились в оперативном управлении санатория и обладают признаками единого имущественного комплекса, что подтверждено заключением специалистов ООО "Синтекс" от 27.05.2015 N 15.1939. Сооружения и иное имущество, расположенные на спорном земельном участке, закреплены за санаторием (находятся на его балансе). Поэтому на основании норм Законов N 137-ФЗ и N 244-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 относится к собственности Российской Федерации. Иск о признании права является самостоятельным способом защиты, альтернативным требованию о признании права отсутствующим и имеющим иные условия удовлетворения (пункт 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель санатория возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным в дело доказательствам.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя санатория, окружной суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, решением исполнительного комитета Сочинского городского Совета депутатов трудящихся от 14.12.1964 N 20 санаторию "Прогресс" под пляж в Кудепсте отведен участок пляжа 200 погонных метра по смежеству с пляжем санатория "Кудепста" (т. 1, л. д. 39 - 41). Во исполнение указанного решения изготовлен (в 1965 году) паспорт земельного участка, в котором зафиксированы контуры отведенного санаторию участка (т. 1, л. д. 132 - 154).
Указом Президента Российской Федерации от 20.05.1996 N 739 в федеральную собственность принято имущество добровольно ликвидированного акционерного общества открытого типа "Санаторий "Прогресс"" и закреплено на праве оперативного управления за ФСНП России (т. 1, л. д. 169). На основании данного Указа Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом издано распоряжение от 20.06.1996 N 737-р о передаче ФГУ "Санаторий "Прогресс"" в ведомственную принадлежность ФСНП России (т. 1, л. д. 170). Перечень имущества, передаваемого от ликвидируемого АООТ "Санаторий "Прогресс"", отражен в акте от 30.06.1996 (т. 1, л. д. 171 - 173).
Государственное учреждение "Санаторий "Прогресс"" ФСНП России зарегистрировано на основании постановления администрации Хостинского района г. Сочи от 12.07.1996 N 1200 (т. 1, л. д. 174).
Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по г. Сочи 09.12.2003 издано распоряжение N 05-2454 об изъятии из оперативного управления государственного учреждения "Санаторий "Прогресс"" ФСНП России имущества (по состоянию на 30.06.2003), которое закреплено за государственным предприятием "Санаторий "Прогресс"" Госнаркоконтроля России (т. 1, л. д. 183). Распоряжение принято в связи с упразднением ФСНП России и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.03.2003 N 306, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 N 509-р. Передача имущества оформлена актом от 01.07.2013 (т. 1, л. д. 185 - 194).
В уставе санатория отражено, что он является правопреемником государственного предприятия "Санаторий "Прогресс"" Госнаркоконтроля России (т. 1, л. д. 196 - 207).
Ранее предоставленный под размещение пляжа земельный участок в 2013 году разделен на три участка, которые поставлены на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами 23:49:0402004:1035, 23:49:0402004:1033 и 23:49:0402004:41.
Согласно выписке из ЕГРП от 29.08.2014 N 23-0-1-161/4020/2014-4239 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 зарегистрировано 08.11.2013 право собственности муниципального образования и право постоянного (бессрочного) пользования учреждения (т. 1, л. д. 30 - 31).
Ссылаясь на то, что государственная регистрация права на спорный земельный участок за муниципальным образованием не соответствует нормам Законов N 137-ФЗ и N 244-ФЗ, а также нарушает права Российской Федерации, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся, в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
На основании постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" Сочинский курортный регион признан курортом федерального значения.
Курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим в спорный период, относились к особо охраняемым природным территориям федерального значения, а земельные участки, находящиеся в пределах такой территории, признавались федеральной собственностью.
В силу пункта 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Федерального закона, относятся к федеральной собственности, если они заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности либо предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), судебные инстанции установили следующие существенные для дела обстоятельства. Объекты недвижимого имущества и коммуникации (водопроводные сети, канализационные сети, электросети) санатория занимают площадь 7231 кв. м. В границах данной территории расположены земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402004:103 (площадью 668 кв. м) и 23:49:0402004:1035 (площадью 1111 кв. м). Кадастровые работы по формированию границ участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 произведены по материалам спутниковых измерений без определения границ участка на местности и с многочисленными нарушениями требований земельного законодательства. Границы указанного участка сформированы в 2013 году с изменением границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:41, на котором расположены объекты недвижимого имущества санатория. При формировании участков с кадастровыми номерами 23:49:0402004:1035, 23:49:0402004:1033, 23:49:0402004:41 допущена чересполосица, так как указанные земельные участки не имеют общих границ по всему периметру. На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 расположен закрепленный за санаторием аэрарий N 2 (1967 года постройки). Объекты лечебного пляжа санатория, расположенные на отведенном в 1964 году земельном участке (в состав которого входят участки с кадастровыми номерами 23:49:0402004:1035, 23:49:0402004:1033 и 23:49:0402004:41), обладают признаками единого имущественного комплекса. Эти объекты объединены единым функциональным назначением (оказание пациентам медицинских услуг), здания и сооружения неразрывно связаны между собой технологически (инженерными сетями и коммуникациями), а также конструктивно (пляжный корпус и надводный аэрарий N 1, лодочная станция, навес для хранения инвентаря с подсобными помещениями, причал N 339). Эксплуатация объектов лечебного пляжа санатория невозможна без использования участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035, поскольку на нем расположен искусственный пляж, который фактически является единственным по требованиям безопасности участком пляжной (береговой) полосы лечебного пляжа санатория, пригодным для лечения. Доступ пациентов санатория к акватории Черного моря и после принятия морских ванн к душевым рожкам, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:41, возможен только через спорный участок. Эксплуатация принадлежащего санаторию здания пляжного корпуса невозможна без использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 из-за недопустимо близкого расположения к указанному участку (на расстоянии 0,36 м от фундамента (свайного ростверка) пляжного корпуса). Спорный участок не может использоваться самостоятельно (обособленно) по своему разрешенному использованию (пляж), учитывая, что водопользователем прилегающей к участку акватории Черного моря (зона купания) является санаторий на основании договора водопользования от 18.08.2014. При этом доступ на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 возможен только с объектов лечебного пляжа санатория. Эксперты указали, что спорный участок необходим для эксплуатации объектов единого имущественного комплекса санатория, являющегося собственностью Российской Федерации. Кроме того, границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 пересекают границу принадлежащей санаторию подпорно-волноотбойной стенки с расположенным на ней теневым навесом и дорожки санатория (площадь пересечения составляет 44 кв. м), а также береговую линию уреза воды акватории Черного моря (площадь пересечения 108 кв. м).
Владение единым имущественным комплексом, в состав которого входит спорный земельный участок не прекращалось (с 1964 года) и продолжает осуществляться Российской Федерацией (санаторием, владеющим данным имущественным комплексом на праве оперативного управления). В нарушение требований статьи 65 Кодекса ответчиками не представлены доказательства, подтверждающие основания государственной регистрации права муниципальной собственности и права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035.
С учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды пришли к выводам о том, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 (входящий в единый имущественный комплекс санатория и частично расположенный в акватории Черного моря) не могло быть зарегистрировано за муниципальным образованием. Спорный земельный участок относится к собственности Российской Федерации в силу закона (статья 17 Земельного кодекса, часть 1 статьи 8 Водного кодекса, статья 3.1 Закона N 137-ФЗ, статья 1 Закона N 244-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы администрации об отсутствии оснований для удовлетворения требований в связи с избранием истцом ненадлежащего способа защиты окружным судом отклоняется. Данный довод основан на неправильном понимании заявителем норм Гражданского кодекса о способах защиты нарушенного права, разъяснений, изложенных в пунктах 52, 58 и 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22, а также противоречит фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали обстоятельства, оценили представленные в дело доказательства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права. Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным администрацией в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 по делу N А32-36598/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды пришли к выводам о том, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 (входящий в единый имущественный комплекс санатория и частично расположенный в акватории Черного моря) не могло быть зарегистрировано за муниципальным образованием. Спорный земельный участок относится к собственности Российской Федерации в силу закона (статья 17 Земельного кодекса, часть 1 статьи 8 Водного кодекса, статья 3.1 Закона N 137-ФЗ, статья 1 Закона N 244-ФЗ).
...
Довод кассационной жалобы администрации об отсутствии оснований для удовлетворения требований в связи с избранием истцом ненадлежащего способа защиты окружным судом отклоняется. Данный довод основан на неправильном понимании заявителем норм Гражданского кодекса о способах защиты нарушенного права, разъяснений, изложенных в пунктах 52, 58 и 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22, а также противоречит фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 сентября 2015 г. N Ф08-6343/15 по делу N А32-36598/2014