город Ростов-на-Дону |
|
07 июля 2015 г. |
дело N А32-36598/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Ломидзе О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анистратенко А.В.,
при участии:
от третьего лица: представителя Савиной О.И. по доверенности от 22.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30 января 2015 года по делу N А32-36598/2014 (судья Савин Р.Ю.)
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к ответчикам: администрации города Сочи, муниципальному бюджетному учреждению города Сочи "Дирекция по реализации программ"
при участии третьего лица: федерального казенного санаторно-курортного учреждения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс" (ИНН 2319023221, ОГРН 1022302835499)
о признании отсутствующими права муниципальной собственности и права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок, о признании права федеральной собственности на данный участок,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ в КК) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Сочи (далее - администрация), муниципальному бюджетному учреждению города Сочи "Дирекция по реализации программ" (далее - дирекция, МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ"):
- о признании отсутствующим права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина;
- о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина;
- о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина.
Исковые требования основаны на положениях Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, пункте 8 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ и мотивированы тем, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 расположено федеральное имущество - аэрарий N 2, в связи с чем, данный участок в силу закона относится к федеральной собственности. У муниципального образования город-курорт Сочи отсутствовали правовые основания для регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок. Кроме того, данный участок находится в береговой полосе Черного моря - водного объекта федерального значения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное санаторно-курортное учреждение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс" (далее - третье лицо, ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс", санаторий).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30 января 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал отсутствующими право собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, а также право постоянного (бессрочного) пользования МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" на данный участок. На земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 признано право собственности Российской Федерации.
Учитывая расположение спорного земельного участка в береговой полосе, наличие на нем объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что данный земельный участок относится к федеральной собственности в силу закона. Суд указал, что администрация не представила доказательства нахождения аэрария N 2 в муниципальной собственности, не привела предусмотренные законом основания для регистрации как права собственности муниципального образования, так и права постоянного (бессрочного) пользования МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" на спорный земельный участок. В данном случае владение имуществом, расположенным на спорном земельном участке, не прекращалось и продолжает осуществляться Российской Федерацией (в лице ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс").
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы администрация указала, что требования ТУ ФАУГИ в КК необоснованны и противоречат законодательству Российской Федерации. В силу положений пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, находящимся в границах курорта федерального значения, обладает администрация города Сочи. Право муниципальной собственности на данный участок зарегистрировано в ЕГРП.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, указал, что в ходе проведения инженерно-геодезической съемки в рамках дела N А32-23864/2014 было установлено обстоятельство нахождения на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 части объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс", а именно: части аэрария N 2 и ограждения территории пляжа. Спорный земельный участок находится в береговой полосе Черного моря - объекта федеральной собственности. Более того, граница участка не только совпадает с береговой линией, но и заступает в акваторию Черного моря. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 относится к собственности Российской Федерации в силу закона. Сооружения и имущество, расположенные на спорном участке, состоят на балансе ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс". Работы по содержанию, ремонту, благоустройству пляжной территории, ежегодные мероприятия по открытию лечебного пляжа, водолазные обследования, очисткe дна акватории пляжа, лабораторные испытания морской воды на пляже производит ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс". Заявитель жалобы не представил суду первой инстанции доказательства фактического использования земельного участка, нахождения на нем объектов муниципальной собственности. Кроме того, Сочинский курортный регион является курортом федерального значения, являющимся особо охраняемой природной территорией федерального значения. Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, являются федеральной собственностью в силу Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс" просило решение суда оставить без изменения. Доводы третьего лица аналогичны доводам истца, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Во исполнение определений суда апелляционной инстанции от 11 марта 2015 года, 07 апреля 2015 года, 05 мая 2015 года от ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс" поступило дополнительное письменное обоснование правовой позиции по делу, в котором третье лицо указало, что по его заказу ООО "Синтекс" подготовлено заключение N 15.1939 от 27.05.2015. Согласно данному заключению объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:41 (в границах, которые существовали до осуществления выдела из данного участка трех вновь образованных участков, включая спорный), были построены в 1964-1980 годах, представляют собой единый имущественный комплекс, объединены единым функциональным назначением, неразрывно связаны между собой технологически (сетями водопровода, канализации, электролинией пляжа) и конструктивно (пляжный корпус и надводный аэрарий N 1, лодочная станция, навес для хранения инвентаря с подсобными помещениями, причал N 339). Указанный земельный участок (до раздела имеющий кадастровый номер 23:49:0402004:41) имеет единое ограждение территории с единой системой наружного видеонаблюдения от несанкционированного доступа посторонних лиц. На спорном земельном участке расположен искусственный (насыпной) пляж. Доступ пациентов ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс" для купании в акватории Черного моря и после принятия морских ванн к душевым рожкам либо на аэрарий N 2 возможен только через спорный участок. Границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 недопустимо близко (на расстоянии 0,36 м) расположены от фундамента (свайного ростверка) пляжного корпуса. Спорный земельный участок не может самостоятельно (обособленно) использоваться по своему разрешенному виду использования ("пляж").
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс" поддержал ранее изложенную позицию, просил решение суда оставить без изменения, представил доказательства направления в адрес участвующих в деле лиц копии заключения ООО "Синтекс" N 15.1939 от 27.05.2015.
Истец и ответчики представителей в судебное заседание не направили, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, поставлен на кадастровый учет 18.07.2013.
Согласно кадастровой выписке от 26.09.2014 N 2343/12/14-870698 разрешенным использованием земельного участка является пляж (л.д. 33-38 том 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.08.2014 N 23-0-1-161/4020/2014-4239 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 08.11.2013 зарегистрировано право собственности муниципального образования город Сочи и
02.04.2014 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" (л.д. 30-31 том 1).
ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае, полагая, что право собственности муниципального образования город Сочи и право постоянного (бессрочного) пользования МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" на спорный земельный участок зарегистрированы неправомерно, поскольку он в силу закона является федеральной собственностью, обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Сочинского городского Совета депутатов трудящихся N 20 от 14.12.1964 санаторию "Прогресс" под пляж в Кудепсте был отведен участок пляжа 200 п.м. по смежеству с пляжем санатория "Кудепста" (л.д. 39-41 том 1).
На основании решения N 20 от 14.12.1964 изготовлен паспорт земельного участка, в котором зафиксированы контуры отведенного земельного участка (л.д.132-154 том 1).
Указом Президента Российской Федерации N 739 от 20.05.1996 в федеральную собственность принято имущество добровольно ликвидированного акционерного общества "Санаторий "Прогресс" и закреплено на праве оперативного управления за Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации (л.д. 169 том 1).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 739 от 20.05.1996 Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом 20.06.1996 издано распоряжение N 737-р о передаче федерального государственного учреждения "Санаторий "Прогресс" в ведомственную принадлежность ФСНП России (л.д. 170 том 1). Перечень переданного имущества ликвидируемого АООТ "Санаторий "Прогресс" отражен в акте приема-передачи от 30.06.1996 (л.д. 171-173 том 1).
Государственное учреждение "Санаторий "Прогресс" ФСНП России зарегистрировано постановлением администрации Хостинского района г. Сочи N 1200 от 12.07.1996 (л.д. 174 том 1).
В связи с упразднением ФСНП России, во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 306 от 11.03.2003, распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 N 509-р, Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по г. Сочи 09.12.2003 издано распоряжение N 05-2454, которым из оперативного управления государственного учреждения "Санаторий "Прогресс" ФСНП России изъято имущество в соответствии с балансом учреждения по состоянию на 30.06.2003 и закреплено за государственным предприятием "Санаторий "Прогресс" Госнаркоконтроля России (л.д. 183-184 том 1). Передача имущества оформлена актом передачи от 01.07.2013 (л.д. 185-194 том 1).
Согласно уставу федерального казенного санаторно-курортного учреждения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Клинический санаторий "Прогресс" учреждение является правопреемником государственного предприятия "Санаторий "Прогресс" Госнаркоконтроля России (л.д. 196-207 том 1).
Суд первой инстанции установил, что земельный участок, предоставленный санаторию "Прогресс" решением исполнительного комитета Сочинского городского Совета депутатов трудящихся N 20 от 14.12.1964 под пляж в 2013 году, был разделен на три участка, которые поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 23:49:0402004:1035, 23:49:0402004:1033, 3:49:0402004:41.
Данный факт подтверждается заключением специалистов ООО "Земельный геодезический центр" (л.д. 8-15 том 1).
Согласно заключению специалистов ООО "Земельный геодезический центр" объекты недвижимого имущества и коммуникации (водопроводные сети, канализационные сети, электросети) ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс" с учетом существующих ограждений занимают площадь земельного участка 7231 кв.м. В границах фактически используемого санаторием земельного участка расположены земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:103 площадью 668 кв.м. и с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 площадью 1111 кв.м (л.д. 8-15, 125 том 1).
Согласно приложению N 1 (план) к заключению ООО "Земельный геодезический центр" в границах находящегося в фактическом пользовании ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс" земельного участка также расположен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:41 площадью 988 кв.м (л.д. 125 том 1).
Согласно заключению ООО "Синтэкс" N 15.1939 от 27.05.2015 кадастровые работы по формированию границ участка и определению координат узловых точек границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 произведены по материалам спутниковых измерений без определения границ участка на местности и с многочисленными нарушениями требований земельного законодательства. Границы указанного земельного участка сформированы в 2013 году с изменением границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:41, на котором расположены объекты недвижимого имущества ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс" 1967 года постройки.
Специалисты ООО "Синтекс" указали, что при формировании земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402004:1035, 23:49:0402004:1033, 23:49:0402004:41 допущена чересполосица, так как указанные земельные участки не имеют общих границ по всему периметру.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2014 по делу N А32-23864/2014 подтвержден федеральный уровень собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:41.
В рамках указанного дела установлен факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:41 объектов недвижимости и иных объектов, находящиеся в оперативном управлении ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс": лодочной станции РНФИ В12240015674; душевого павильона с туалетом РНФИ В12 240015677; канализации на пляже РНФИ В12240015715; насосной станции для фекальных вод РНФИ В12240015678, ограждения территории пляжа РНФИ В12240015699, пляжного корпуса РНФИ В12240015676, наружных электролиний РНФИ В12240015716, дороги и дорожки РНФИ В12240015698.
В рамках настоящего дела суд первой инстанции установил факт расположения на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 аэрария N 2 1967 года постройки.
Согласно представленному в суд апелляционной инстанции заключению ООО "Синтэкс" N 15.1939 от 27.05.2015 все объекты лечебного пляжа санатория "Прогресс", расположенные на отведенном в 1964 году земельном участке протяженностью 200 п.м. в Кудепсте (в состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402004:1035, 23:49:0402004:1033, 23:49:0402004:41), обладают признаками единого имущественного комплекса, так как объединены единым функциональным назначением - оказанием пациентам клинического санатория "Прогресс" медицинских услуг; здания и сооружения неразрывно связаны между собой технологически (сетями водопровода, канализации, электролинией пляжа) и конструктивно (пляжный корпус и надводный аэрарий N 1, лодочная станция, навес для хранения инвентаря с подсобными помещениями, причал N 339).
Использование и эксплуатация объектов лечебного пляжа санатория "Прогресс" невозможно без использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035, так как на указанном земельном участке расположен искусственный пляж, который фактически является единственным по требованиям безопасности участком пляжнобереговой полосы лечебного пляжа санатория "Прогресс", пригодным для климатолечения. Доступ пациентов санатория к акватории Черного моря и после принятия морских ванн к душевым рожкам, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402004:41, возможен только через спорный земельный участок.
Эксплуатация принадлежащего санаторию здания пляжного корпуса невозможна без использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 из-за недопустимо близкого расположения к указанному земельному участку (на расстоянии 0,36 м от фундамента (свайного ростверка) пляжного корпуса).
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 не может использоваться самостоятельно (обособленно) по своему разрешенному использованию - пляж, так как водопользователем прилегающей к участку акватории Черного моря (зона купания) является санаторий "Прогресс" на основании договора водопользования от 18.08.2014; доступ на земельный участок возможен только с объектов лечебного пляжа санатория.
Из указанных выводов специалистов следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 необходим для эксплуатации объектов единого имущественного комплекса санатория "Прогресс", являющегося собственностью Российской Федерации.
Специалистами ООО "Синтэкс" установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 пересекают границу принадлежащей санаторию подпорно-волноотбойной стенки с расположенным на ней теневым навесом (литер Г) и дорожки санатория "Прогресс" (площадь пересечения 44 кв.м), а также береговую линию уреза воды акватории Черного моря (площадь пересечения 108 кв.м).
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591 -р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Согласно постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 406-ФЗ (30.12.2013)), курорт определен как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Статьей 2 Закона N 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово "природная". При этом в силу части 3 статьи 10 данного Закона особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ.
Таким образом, курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми территориями федерального значения, а земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, являются федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, если они заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности либо предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям (пункт 8).
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 как предоставленный федеральному учреждению, не может быть отнесен в силу Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 к муниципальной собственности.
Как было изложено выше, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 частично расположен в акватории Черного моря.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенный в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
Учитывая расположение спорного земельного участка частично в акватории Черного моря, наличие на нем объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 относится к собственности Российской Федерации в силу закона.
Администрацией не представлены доказательства, подтверждающие основания регистрации права муниципальной собственности и права постоянного (бессрочного) пользования МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" на спорный земельный участок.
В отсутствие соответствующих доказательств регистрация права муниципальной собственности на земельный участок и права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным учреждением не могут быть признаны правомерными.
По смыслу пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Упомянутые в абзаце 2 пункта 52 приведенного совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 иски о виндикации и реституции направлены на возврат фактического владения, а иск о признании права подлежит удовлетворению только, если такое владение истцом сохранено (пункт 58 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ N10/22 от 29.04.2010).
Таким образом, по общему правилу такой способ защиты, как признание зарегистрированного права отсутствующим, подлежит применению в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на это же имущество. Обязательным условием для реализации данного способа защиты права является отсутствие необходимости защиты владения.
Суд правильно пришел к выводу, что в данном случае владение имуществом, расположенным на спорном земельном участке, не прекращалось и продолжает осуществляться Российской Федерацией (в лице ФКУ "Клинический санаторий "Прогресс").
Владеющий собственник вправе требовать признания права собственности другого лица отсутствующим.
Администрация не представила доказательства в опровержение вывода суда о сохранении Российской Федерацией владения земельным участком с кадастровым номером 23:49:0402004:1035 как на момент принятия Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, так и в настоящее время.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, при рассмотрении дела судом не допущены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 января 2015 года по делу N А32-36598/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36598/2014
Истец: Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарскому краю, ТУ Росимущества
Ответчик: Администрация г. Сочи, Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи, МУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ", муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция по реализации программ"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ "КЛИНИЧЕСКИЙ САНАТОРИЙ "ПРОГРЕСС", ФКУ Клинический санаторий Прогресс, Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края