г. Краснодар |
|
07 октября 2015 г. |
Дело N А15-2954/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - сельскохозяйственного производственного кооператива "Марус" (ИНН 0560033680, ОГРН 1070560000500), ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, правительства Республики Дагестан, министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, администрации городского округа город Махачкала, филиала по Республике Дагестан федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", общества с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Золотая цифра"", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу правительства Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.01.2015 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 (судьи Казакова Г.В., Егорченко И.Н., Марченко О.В.) по делу N А15-2954/2014, установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Марус" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение) об определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 1836,69 кв. м с кадастровым номером 05:40:000035:0152 и земельного участка площадью 41 067, 84 кв. м с кадастровым номером 05:40:000035:1419, расположенных по адресу: г. Махачкала, пос. Ленинкент, (далее - земельные участки) в размере их рыночной стоимости по состоянию на 31.01.2013, указанной в экспертном заключении общества с ограниченной ответственностью "Республиканский центр судебной экспертизы" от 28.11.2014 N 531 (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, правительство Республики Дагестан, министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, администрация городского округа город Махачкала (далее - управление Росреестра, правительство, министерство, администрация), общество с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Золотая цифра"" и филиал учреждения по Республике Дагестан.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.01.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015, кадастровая стоимость земельных участков установлена равной их рыночной стоимости по состоянию на 31.01.2013 в размерах 1555 тыс. рублей и 27 095 тыс. рублей соответственно. Судебные акты мотивированы наличием у кооператива как собственника земельных участков интереса в инициировании процедуры оспаривания результатов определения их кадастровой стоимости в связи с установлением в отношении названных объектов недвижимости рыночной стоимости. Представленный обществом отчет об оценке и заключение судебной экспертизы приняты судами в качестве надлежащих доказательств. Доводы правительства о различии дат, по состоянию на которые установлена кадастровая стоимость земельных участков, составлены отчет независимого оценщика и заключение судебной экспертизы, отклонены судом апелляционной инстанции как не влияющие на исход судебного разбирательства.
Правительство обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, настаивая на необходимости установления рыночной стоимости земельных участков по состоянию на дату, на которую установлена их кадастровая стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу кооператив просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая различие в датах, по состоянию на которые производились независимая оценка (01.12.2012) и судебное экспертное исследование (31.01.2013), незначительным и не способным существенно повлиять на установленные величины рыночной стоимости земельных участков, а дату государственной кадастровой оценки земель - точно не определенной законодательством об оценочной деятельности.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что кооператив является собственником земельных участков, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 15.05.2007 серии 05-АА N 080871, от 02.11.2011 серии 05-АА N 457949.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 N 13 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам городов Республики Дагестан, на основании которых учреждением рассчитана кадастровая стоимость земельных участков в размере 3 499 335 рублей 26 копеек и 82 919 254 рубля 39 копеек, что нашло отражение в кадастровых паспортах земельных участков N 005-201/15-10841, 005-201/15-10842.
По заказу кооператива обществом с ограниченной ответственностью "Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования" подготовлен отчет от 19.05.2014 N 14/05-170/3 об оценке рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 19.05.2014 в размерах 1079 тыс. рублей и 24 118 тыс. рублей.
Аналогичные величины рыночной стоимости земельных участков указаны в отчете от 23.09.2014 N 14/09-170-1, составленном той же оценочной организацией, но по состоянию на 01.01.2013.
Для определения рыночной стоимости земельных участков судом первой инстанции по ходатайству кооператива назначалась судебно-оценочная экспертиза (определение от 30.09.2014). Согласно заключению судебного эксперта общества с ограниченной ответственностью "Республиканский центр судебной экспертизы" от 28.11.2014 N 531 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 31.01.2013 составила 1555 тыс. рублей и 27 095 тыс. рублей соответственно.
Преследуя цель установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, кооператив обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у кооператива подлежащего судебной защите интереса в оспаривании кадастровой стоимости земельных участков соответствует содержащемуся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснению о лицах, обладающих правом на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, к каковым причислены юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Аналогичный правовой подход о круге лиц, обладающих правом на иск о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, ранее был сформулирован Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.02.2014 N 13839/13.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель, а в случае определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Установленным статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ (в действовавшей в рассматриваемый момент редакции) порядком рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости допускалось оспаривание таких результатов в арбитражном суде юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивали права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в статье 24.18 Закона N 135-ФЗ названо установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в этом случае должен быть приложен отчет об оценке и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является составивший такой отчет оценщик.
Согласно статьям 24.12, 24.13, 24.15, 24.16, 24.17, 24.18 Закона N 135-ФЗ процедура государственной кадастровой оценки земель включает в себя принятие органом, являющимся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости, решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и учтенных в государственном кадастре недвижимости, определение оценщиками в соответствии с требованиями закона кадастровой стоимости и составление отчета о ее определении, проведение экспертизы отчета саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, утверждение результатов определения кадастровой стоимости заказчиком соответствующих работ, направление одного экземпляра отчета об определении кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, в том числе о кадастровой стоимости объектов недвижимости и дате проведения последней государственной кадастровой оценки.
В постановлениях от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости, и внесение ее в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночная стоимость должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость. Истолковав в совокупности положения главы III.1 Закона N 135-ФЗ и подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учтя необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей, а также использования при определении рыночной стоимости показателей и ценообразующих факторов, существовавших на момент определения кадастровой стоимости, высшая судебная инстанция заключила о необходимости доказывания величины рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, и указанную во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика допущена возможность ее установления исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Содержание постановления Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 N 13 не позволяет определить дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков, дата издания названного акта таковой не является, пункт 6 постановления, распространяющий его действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, постановлением Конституционного суда Республики Дагестан от 10.02.2015 признан не соответствующим статье 50 Конституции Республики Дагестан в той мере, в какой содержащаяся в нем норма по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, допускает при решении вопросов налогообложения распространение действия данного постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2013. Установленная Законом N 135-ФЗ процедура государственной кадастровой оценки земель исключает возможность утверждения результатов кадастровой оценки земель в тот день, по состоянию на который такая оценка производилась. Рыночная стоимость земельных участков, определенная по состоянию на 31.01.2013, не могла быть принята в качестве их кадастровой стоимости, поскольку государственная кадастровая оценка земель по состоянию на названную дату не проводилась. Обратные выводы судебных инстанций противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, исследовать и оценить отсутствующие в деле, но упоминаемые правительством государственный контракт от 10.12.2012 N 34 на проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан, заключенный министерством имущественных и земельных отношений Республики Дагестан с обществом с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Золотая цифра", подготовленный во исполнение условий контракта отчет от 30.01.2013 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан и положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет"" от 30.01.2013 N ЭК-100113, проверить доводы правительства о том, что кадастровая стоимость земельных участков на территории Республики Дагестан определена независимым оценщиком по состоянию на 01.12.2012, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.01.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А15-2954/2014 отменить.
Дело N А15-2954/2014 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержание постановления Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 N 13 не позволяет определить дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков, дата издания названного акта таковой не является, пункт 6 постановления, распространяющий его действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, постановлением Конституционного суда Республики Дагестан от 10.02.2015 признан не соответствующим статье 50 Конституции Республики Дагестан в той мере, в какой содержащаяся в нем норма по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, допускает при решении вопросов налогообложения распространение действия данного постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2013. Установленная Законом N 135-ФЗ процедура государственной кадастровой оценки земель исключает возможность утверждения результатов кадастровой оценки земель в тот день, по состоянию на который такая оценка производилась. Рыночная стоимость земельных участков, определенная по состоянию на 31.01.2013, не могла быть принята в качестве их кадастровой стоимости, поскольку государственная кадастровая оценка земель по состоянию на названную дату не проводилась. Обратные выводы судебных инстанций противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 октября 2015 г. N Ф08-4379/15 по делу N А15-2954/2014
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4379/15
07.07.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4379/15
20.04.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-767/15
20.01.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2954/14