г. Краснодар |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А32-19286/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Трифоновой Л. А. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Транснефть-Терминал" - Добрицкой А.С. (доверенность от 31.12.2014), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску - Княгиной Е.М. (доверенность от 06.04.2015) и Шарова А.С. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-Терминал" (ранее - закрытое акционерное общество "Морской портовый сервис", г. Новороссийск) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2015 (судья А.А. Чесноков) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 (судьи Шимбарева Н.В., Емельянов Д.В., Николаев Д.В.) по делу N А32-19286/2014, установил следующее.
Акционерное общество "Транснефть-Терминал" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 23.12.2013 N 1816 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению и решения от 23.12.2013 N 63319 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 21.04.2015 оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2015, суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы отсутствием у общества правовых оснований для применения ставки 0 % по НДС на основании подпунктов 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку общество не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации; не ведет деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; не относится к организациям трубопроводного транспорта. Не приняв довод общества о применении налогоплательщиком ставки 0% по НДС в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, суды исходили из того, что указанная норма предусматривает возможность применения ставки 0% по НДС в отношении вида деятельности, отличного от вида деятельности, указанного обществом в декларации.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований. Податель кассационной жалобы полагает, что принятые судами первой и апелляционной инстанции судебные акты подлежат отмене, поскольку изложенные в них выводы не соответствуют обстоятельствам дела и нарушают единообразие в толковании норм права. По мнению налогоплательщика, суды нарушили нормы материального права и не применили нормы, подлежащие применению; суды неверно истолковали нормы налогового законодательства, подлежащие применению и не дали надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам. По мнению общества, суды не учли, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают право общества на применение ставки 0% по НДС на основании абзаца 3 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса и абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по НДС за 2 квартал 2013 года, по результатам которой приняла решения от 23.12.2013 N 1816 "Об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению", отказав обществу в возмещении 77 082 252 рублей НДС, и N 63319 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", предложив обществу уплатить 26 835 026 рублей НДС и начислив ему 917 534 рублей 25 копеек пеней и 10 734 010 рублей 40 копеек штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Кодекса.
Апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения решением управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 19.02.2014 N 21-12-125.
Общество, полагая, что решения инспекции не соответствуют нормам налогового законодательства Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением в соответствии с положениями статей 137, 138 Кодекса.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили нормы материального права и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Материалы дела свидетельствуют, что налогоплательщик оказывает услуги по перевалке нефти и нефтепродуктов на нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис" в рамках реализации заключенных договоров с контрагентами: компанией "Crudex Energy International LTD"; ООО "НефтеГазИндустрия"; ООО "НефтегГазИндустрия-Инвест"; компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт"; ОАО "ТНК-ВР Холдинг". Согласно заключенным договорам общество сливает из ж/д цистерн нефтепродукты и принимает их на хранение. Затем данные нефтепродукты сливаются на нефтеналивные суда с причалов ОАО "Новороссийский Морской Торговый Порт": N 3, 6, 7 и 8.
Общество для осуществления деятельности по перевалке, транспортировке, хранению нефти и нефтепродуктов по договору от 25.02.2011 N 2 арендует у ОАО "Черномортранснефть" имущество перевалочных нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис".
Согласно заключенному ОАО "Черномортранснефть" и ЗАО "Морской портовый сервис" договору от 18.03.2011 N 2011/ОТП, ОАО "Черномортранснефть" оказывает ЗАО "Морской портовый сервис" услуги по сопровождению технологического процесса, учету и составлению отчетности при приемке, хранении, перевалке и отпуску нефти и нефтепродуктов на производственном комплексе. В рамках данного договора ОАО "Черномортранснефть" в интересах общества взаимодействует с нефтерайоном ОАО "Новороссийский Морской Торговый Порт" (далее - ОАО "НМТП") по вопросам очередности постановки танкеров к причалам для поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт и для материально-технического снабжения судов, а также по вопросу эксплуатации оборудования автоматизированной системы управления и учета нефтепродуктов ПНБ "Шесхарис", находящегося в аренде у ОАО "НМТП".
Согласно подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса ставка 0% по НДС применяется при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке нефти, нефтепродуктов; по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита; перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру.
К организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в целях толкования данной нормы, законом отнесены российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Приказ Росстата России от 27.08.2008 N 206 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения" для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи к магистральным нефтепроводам относит трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефти из районов ее добычи на предприятия по переработке нефти, нефтебазы, в железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также ответвления (отводы) от нефтепроводов, предназначенные для подачи нефти на сдельные предприятия.
Поскольку Кодекс не содержит понятия деятельности в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, суды обоснованно исходили из того, что в силу статьи 11 Кодекса в рассматриваемом случае следует руководствоваться положениями других отраслей законодательства Российской Федерации, в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) транспортировка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относится к сфере деятельности субъективных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 980 установлено, что "транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам" - процесс перемещения нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий в себя всю совокупность услуг субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов, предусмотренных утвержденным названным постановлением Перечнем услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством: услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам; услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Следовательно, к организациям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов относятся субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающую операции по перекачке нефти по магистральному трубопроводу, выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти, а также операции по перевалке, сливу (наливу) и приему (сдаче) нефти.
Из определения понятия "транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам" следует, что услуги в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам осуществляют только субъекты естественных монополий.
Приказом от 26.08.2010 N 407-э (редакция от 30.03.2012) "Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, на 2010 - 2012 годы" ФСТ России утвержден перечень субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти по магистральным нефтепроводам. Приказом от 26.08.2010 N 408-э (редакция от 30.03.2011) "Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на 2010 - 2012 годы" ФСТ России установлен перечень субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральных трубопроводам. Согласно указанным перечням общество к субъектам естественных монополий не относится.
В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализаций) товаров в условиях естественной монополии. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования экономики в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. В соответствии со статьёй 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам определены основы формирования тарифов и государственного контроля в области регулирования тарифов.
Суды установили, что в проверяемом периоде общество заявило реализацию по ставке 0% НДС оказанных услуг в период с октября по декабрь 2012 года. В период с октября - декабря 2012 года общество не относилось к субъектам естественной монополии и тарифы, утвержденные приказом ФСТ России для услуг по перевалке нефти по системе магистральных нефтепроводов на нефтебазы "Грушовая" и "Шесхарис", в указанном периоде не применяло.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 90 утверждены Правила подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти (далее - Правила). Пунктом 2 Правил дано определение "организации трубопроводного транспорта" - это собственник магистрального нефтепровода или уполномоченная им организация. Вывод судов о том, что общество не является ни собственником магистрального нефтепровода, ни уполномоченным представителем собственника, а пользуется объектами магистрального нефтепровода на основании договора от 25.02.2011 N 2 аренды производственного комплекса (нефтебазы "Грушовая" и "Шесхарис"), заключенного с ОАО "Черномортранснефть", основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств, в том числе письмо ОАО "Черномортранснефть" от 10.01.2013 N 38-02-25а/22.
Таким образом, суды обоснованно отклонили довод налогоплательщика о том, что перевалка нефти и нефтепродуктов на нефтебазах является одним из элементов их транспортировки по магистральным трубопроводам. Общество осуществляет перевалку нефти, поступающей на нефтебазу "Грушовая" по линейной части магистрального нефтепровода; нефтебазы и оборудование, на которых и с помощью которых заявитель осуществляет свою деятельность, являются неотъемлемыми технологическими частями магистрального трубопровода, поскольку право применять ставку НДС 0% на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса в первую очередь зависит от наличия либо отсутствия у налогоплательщика статуса субъекта естественной монополии и нахождения его деятельности под особым контролем государства. То обстоятельство, что заявитель выполняет часть работ (оказывает услуги), поименованных в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, само по себе не свидетельствует о возможности применения к указанным услугам ставки 0% по НДС. При этом суды учли, что государственное регулирование деятельности в отношении общества не осуществлялось, поскольку налогоплательщик в 2011 - 2013 годах выполнял работы (оказывал услуги) по тарифам, не утвержденным ФСТ России.
При рассмотрении вопроса о неправомерности применения обществом ставки 0% к сумме реализации в связи с тем, что услуги, оказанные обществом, не относятся к услугам, предусмотренным подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, поскольку общество не оказывает услуги по перевалке нефтепродуктов на территории порта Новороссийск, суды обоснованно исходили из следующего.
Предметом договоров, заключенных налогоплательщиком в спорном периоде с контрагентами: компанией "Crudex Energy International LTD", ООО "НефтеГазИндустрия", компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт", ОАО "ТНК-ВР Холдинг", является оказание обществом (исполнителем) услуг по перевалке нефти на нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис". Договоры предусматривают обязательство общества, как исполнителя, по сливу из ж\д цистерн нефтепродуктов и принятию его на хранение по массе нетто. Факт приема, согласно условиям договоров, должен оформляется актом приема-передачи нефтепродукта, составляемым на нефтебазе на основании актов слива нефтепродукта из ж/д цистерн. Договорами предусмотрено обязательство общества по обеспечению подачи нефтеналивного судна в согласованные в графике сроки к причалам порта Новороссийск. Налив нефтепродуктов в нефтеналивные суда, согласно представленным документам, производился с принадлежащих ОАО "НМТП" причалов N 3, 6, 7 и 8.
Согласно договору от 18.03.2011 N 2011/ОТП, заключенному обществом и ОАО "Черномортранснефть" (исполнитель), исполнитель принимает на себя обязательства взаимодействовать с ОАО "НМТП" по вопросам очередности постановки танкеров к причалам для поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт и для материально-технического снабжения судов. В рамках данного договора ОАО "Черномортранснефть" в интересах общества взаимодействует с ОАО "НМТП" по вопросам очередности постановки танкеров к причалам для поставки нефти и нефтепродуктов на производственном комплексе, а также эксплуатации оборудования автоматизированной системы управления и учета нефтепродуктов нефтебазы "Шесхарис", находящегося в собственности ОАО "НМТП".
Суды установили, что согласно Технологическому регламенту, технологический процесс перевалки нефти и нефтепродуктов ОАО "НМТП" и ОАО "Черномортранснефть" осуществляют совместно и во взаимодействии нефтебазы "Шесхарис" с нефтерайоном ОАО "НМТП" на основании "Порядка взаимодействия ОАО "Черномортранснефть" (ПНБ "Шесхарис") и ОАО "Новороссийский Морской Торговый Порт" при совместной безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов нефтеналивного терминала "Шесхарис". Регламентом определены характеристики причалов, порядок обработки наливных судов в порту, учет стояночного времени, обязанности сторон, порядок исчисления сталийного времени. По регламенту ОАО "НМТП" отвечает за технологические операции в зоне своей ответственности, связанные с наливом танкера нефтью и/или нефтепродуктами, бункеровкой, приемом нефтесодержащих вод; ОАО "Черномортранснефть" отвечает за технологические операции в своей зоне ответственности, связанные с наливом в танкеры нефти и/или нефтепродуктов, бункеровкой, приемом нефтесодержащих вод, определением количества и качества груза. Согласно положениям Технологического регламента перевалка нефти и нефтепродуктов в зоне порта осуществляется ОАО "НМТП". Этот факт подтверждается представленными ОАО "НМТП" документами: договором от 28.12.2009 N 602-7257Ш, заключенным с ЗАО "Транснефть - Сервис" на организацию перевалки мазута, экспортируемого с территории Российской Федерации (ОАО "НМТП" обязуется оказывать услуги по обеспечению перевалки грузов через причалы нефтяного терминала ОАО "НМТП"), коносаментами, поручениями на погрузку, счетами-фактурами, выставленными за оказанные услуги по погрузке груза на судно, актами приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) по погрузке груза на судно и платежным поручениями, подтверждающими поступление оплаты от ЗАО "Транснефть-Сервис". Договоры с ОАО "НМТП" на перевалку нефти и нефтепродуктов на нефтеналивные суда в материалы дела не представлены.
Суды оценили довод общества о том, что перевалка является сложным технологическим процессом и для ее выполнения необходимо провести не только работы по наливу продуктов в танкеры, но и работы по приему нефти и нефтепродуктов с другого транспорта, а также накопление продуктов перед погрузкой, а поскольку общество указанные работы осуществляет на расположенных вблизи порта нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис", оно имеет право на применение ставки НДС 0% по услугам, оказанным им в спорном периоде, и обоснованно признали данный довод несостоятельным.
В силу подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса для применения ставки 0% по НДС недостаточно, чтобы выполняемые работы (оказываемые услуги) выполнялись российскими организациями (не являющимися организациями трубопроводного транспорта) и представляли собой перевалку и хранение товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.04.2010 N 588-О-О указал, что законодатель, отказавшись от определения понятий "морской порт" в налоговом законе, исходил из необходимости применения этих понятий для целей освобождения соответствующих операций от налогообложения в том значении, которое им придано отраслевым законодательством. Такой подход позволяет избежать ограничительного толкования указанных понятий в рамках налогового закона для целей освобождения операций от обложения НДС, а, следовательно, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права общества. В частности, под морским портом в статье 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 4 Закона N 261-ФЗ владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.
Под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки, а акваторией морского порта - водное пространство в границах морского порта (пункты 13 и 15 статьи 4 Закона N 261-ФЗ).
В силу распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 13.11.2009 N АД-226-р "О внесении сведений о морском порте Новороссийск в реестр морских портов Российской Федерации" нефтеперевалочные базы "Грушовая" и "Шесхарис" в спорном периоде не являлись морскими терминалами и к территории порта Новороссийск не относились, поскольку находятся на значительном расстоянии от порта.
Статьей 20 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании соответствующего договора.
Судебные инстанции установили, что ЗАО "Морской портовый сервис" не являлся оператором морского терминала.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды сделали правильный вывод о том, что общество не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации; не ведет деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; не относится к организациям трубопроводного транспорта, осуществляющим реализацию работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, что исключает его право на применение ставки 0% по НДС.
Суд апелляционной инстанции, обоснованно отклонил довод общества о наличии оснований для применения ставки 0% по НДС в соответствии с абзацем 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, исходя из следующего.
Статьей 146 Кодекса установлено, что объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг). Пунктом 1 статьи 164 Кодекса установлена ставка 0% при реализации конкретно поименованных в этом пункте видов товаров (работ, услуг).
Как видно из декларации по НДС за II квартал 2013 года, заявив о применении ставки 0% по НДС, общество самостоятельно указало вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов".
В целях применения ставки 0% данный вид работ (услуг) закреплен в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Именно на правильность применения ставки 0%, основанной обществом на подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налоговая инспекция проверила представленную обществом налоговую декларацию по НДС за II квартал 2013 года.
Произвольное применение налоговым органом нормы права, самостоятельно обосновывающей право налогоплательщика на применение пониженной ставки по НДС, не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации.
По смыслу статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Указав в декларации вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов", общество совершенно определенно заявило ставку 0% по НДС, основания применения которой предусмотрены подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
При проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС за II квартал 2013 года инспекция установила отсутствие оснований для применения ставки 0% по НДС по подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса и приняла оспариваемые решения, которые общество обжаловало в вышестоящий налоговый орган, указав на неправильное толкование налоговой инспекцией подпунктов 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при толковании пункта 5 статьи 101.2 Кодекса судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу данной нормы прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган. При этом данные решения считаются обжалованными в вышестоящий налоговый орган в полном объеме, если только из поданной жалобы прямо не следует, что решение обжалуется в части.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, учитывая, что на основании обжалуемого решения инспекция отказала обществу в применения ставки 0% по НДС на основании подпунктов 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии оснований для рассмотрения в рамках данного дела довода общества о наличии у него права на применение ставки 0% по НДС на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А32-19286/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.