г. Краснодар |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А15-2713/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Андреевой Е.В. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании конкурсного управляющего должника общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСЭНЕРГОБАНК" (ИНН 0533010683, ОГРН 1020500003226) - Агентства по страхованию вкладов, общества с ограниченной ответственностью "Дагэнергобанк", иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСЭНЕРГОБАНК" Агентства по страхованию вкладов на определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.11.2014 (судья Исаев М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 (судьи Джамбулатов С.И., Бейтуганов З.А., Жуков Е.С.) по делу N А15-2713/2012, установил следующее.
Конкурсный управляющий - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - конкурсный управляющий, агентство) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительными действий ООО "ТРАНСЭНЕРГОБАНК" (далее - должник) по перечислению 23.10.2012 15 млн рублей в качестве возврата ООО "Дагэнергобанк" межбанковского кредита и 169 672 рублей 13 копеек в качестве погашения процентов по кредитному договору от 21.09.2012 N 1807-09243/26V; применении последствий недействительности указанных сделок путем восстановления задолженности должника перед ООО "Дагэнергобанк"; о взыскании с ООО "Дагэнергобанк" в пользу должника денежных средств в сумме 15 169 672 рублей 13 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены ОАО "Чиркейгэсстрой" в лице УМР ОАО "Чиркейгэсстрой", ООО "Акватол", ООО "Югэлектро-2", ООО "Генубстройсервис", ГУП "Дирекция ФЦП "Юг России" по РД", ООО "Акула-1", ООО "Даг-Цемент", ООО "Асад", ООО "Группа "Дагавиа"", ОАО "САЛАМАТ", ООО "Южэнергострой", ООО "СТРОИТЕЛЬ-3", ООО "Бумеранг".
Определением суда от 11.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что спорная сделка, являясь межбанковской операцией, относилась к обычной хозяйственной деятельности должника. Действия банка по погашению кредита не могут быть признаны недействительными на основании статьи 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что оспариваемая сделка совершена в месячный срок до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, не относится к сделкам, совершаемым в обычной хозяйственной деятельности (пункт 2 статьи 61.4 Закона о банкротстве). Оспариваемая сделка влечет оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований.
В отзыве на кассационную жалобу агентство просит определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Дагэнергобанк" (кредитор) и ООО "ТРАНСЭНЕРГОБАНК" (заемщик) заключили договор от 21.09.2012, в соответствии с условиями которого кредитор предоставляет заемщику кредит в размере 15 млн рублей на срок по 31.10.2012 (включительно) по ставке 18% годовых на пополнение оборотных средств, а заемщик обязуется возвратить кредитору полученный кредит и уплатить проценты за пользование им и другие платежи в размере, сроки и на условиях настоящего договора (т. 3, л. д. 137 - 142).
Кредитор исполнил обязательства по предоставлению кредита заемщику, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Согласно пункту 4.3.1 кредитного договора заемщик вправе производить полное или частичное погашение кредита ранее установленной в пункте 2.7 договора даты погашения кредита.
Платежными поручениями от 23.10.2012 N 8902 заемщик возвратил кредитору 15 млн рублей кредита и уплатил проценты в размере 169 672 рублей 13 копеек путем перечисления со своего корреспондентского счета N 30110810300000000002, открытого в ООО "Дагэнергобанк", на счет кредитора, что подтверждается выпиской из лицевого счета за период с 01.10 по 30.11.2012 (т. 1, л. д. 15, 16).
Приказами от 02.11.2012 ОД-727 и ОД-728 Центральный банк Российской Федерации отозвал у ООО "ТРАНСЭНЕРГОБАНК" лицензию на осуществление банковских операций и назначил с 02.11.2012 временную администрацию по управлению кредитной организацией ООО "ТРАНСЭНЕРГОБАНК" (т. 1, л. д. 17, 18).
Решением суда от 23.01.2013 ООО "ТРАНСЭНЕРГОБАНК" признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство. Полномочия конкурсного управляющего банком возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
Управляющий, ссылаясь на то, что ООО "Дагэнергобанк" получил предпочтительное удовлетворение требования к должнику в результате сделки по погашению межбанковского кредита, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании этой сделки недействительной.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон о банкротстве банков) сделка, совершенная кредитной организацией до даты назначения ее временной администрации, может быть признана недействительной по заявлению руководителя временной администрации в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Законом о банкротстве и другими федеральными законами.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и в целях квалифицированного единообразия дает разъяснения по вопросам судебной практики. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам своего ведения принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
В пункте 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы Ш.1 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление N 63) разъяснено, что в силу абзаца первого пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве банков сделка, совершенная кредитной организацией до даты назначения ее временной администрации, может быть признана недействительной по заявлению руководителя временной администрации в порядке и по основаниям, которые предусмотрены главой III.1 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве кредитных организаций.
В соответствии со статьей 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в названном Законе. Правила главы III.1 Закона о банкротстве могут применяться к оспариванию действий, направленных на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и другими отраслями законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 61.3 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований. Сделка, указанная в пункте 1 названной статьи, может быть признана арбитражным судом недействительной, если она совершена после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве банков периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными, или возникли обязательства должника, указанные в статьях 61.2, 61.3 и пункте 4 статьи 61.6 Закона о банкротстве, исчисляются начиная с даты назначения Центральным банком Российской Федерации временной администрации (абзац третий пункта 35 постановления N 63), то есть с 02.11.2012.
В соответствии с пунктами 10, 11 постановления N 63, применяя перечень условий, когда имеет место оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами, приведенный в абзацах втором - пятом пункта 1 указанной статьи, судам следует иметь в виду, что для признания наличия такого предпочтения достаточно хотя бы одного из этих условий. Если сделка с предпочтением была совершена после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, то в силу пункта 2 статьи 61.3 Закона о банкротстве для признания ее недействительной достаточно обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 61.3, в связи с чем, наличия иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 данной статьи (в частности, недобросовестности контрагента), не требуется.
Пунктом 35.3 постановления N 63 разъяснено, что поскольку указанные в пунктах 35.1 и 35.2 данного постановления сделки в принципе относятся к обычной хозяйственной деятельности кредитной организации, в силу пункта 2 статьи 61.4 Закона о банкротстве при их оспаривании на основании статьи 61.3 конкурсный управляющий кредитной организации обязан доказать, что соответствующие сделки выходят за пределы такой деятельности.
В качестве таких доказательств могут, в частности, с учетом всех обстоятельств дела рассматриваться сведения о том, что на момент совершения оспариваемой сделки у кредитной организации имелась картотека неоплаченных платежных документов клиентов из-за отсутствия средств на корреспондентском счете ("б"); оспариваемый платеж был осуществлен кредитной организацией в обход других ожидающих исполнения распоряжений клиентов, которые в это время не могли получить доступ к своим средствам, в том числе перевести их в другие кредитные организации ("в").
Кроме того, при оспаривании в деле о банкротстве кредитной организации такой сделки, как списание кредитной организацией денежных средств со счета клиента в этой кредитной организации в счет погашения задолженности клиента перед кредитной организацией (как на основании распоряжения клиента, так и без него) следует учитывать, насколько обычными они были для клиента.
Обращаясь с требованием о признании соответствующей банковской операции недействительной на основании статьи 61.3 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий должен привести мотивы, по которым он считает оспариваемое им исполнение распоряжения клиента выходящим за пределы обычной деятельности банка, а также представить обосновывающие данный довод доказательства.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что оспоренные управляющим действия от 23.10.2012 по погашению должником межбанковского кредита являлись исполнением 15-той по счету сделки, совершенной должником и ООО "Дагэнергобанк". Все эти сделки имели стандартные условия, сходные с условиями аналогичных межбанковских кредитов, привлекавшихся должником у иных банков. Сделка, являясь межбанковской операцией, не только относилась к обычной хозяйственной деятельности должника в силу закона, но и по своим существенным условиям (сумма, срок, ставка) была обычной для названного банка и банковской системы в целом.
Судебные инстанции установили, что запрет Банка России не касался операций по межбанковскому кредитованию, совершенных до вынесения предписания от 30.10.2012 N 5-8-23/8501ДСП (т. 1, л. д. 34), которым введено ограничение с 31.10.2012 сроком на шесть месяцев на:
- привлечение новых межбанковских кредитов;
- на привлечение денежных средств юридических лиц, не являющихся акционерами должника, путем продажи им собственных ценных бумаг всех видов или в результате других сделок;
- на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам через корреспондентские счета в кредитных организациях-корреспондентах, за исключением корреспондентского счета, открытого в Банке России.
Подобные запреты, ограничивающие отдельные операции банка, не равнозначны отзыву банковской лицензии и не свидетельствуют о том, что должник перестает осуществлять обычную для банков хозяйственную деятельность за пределами установленных предписанием ограничений. Кроме того, меры воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 31.03.1997 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия" введены 31.10.2012, т. е. после совершения оспариваемых действий.
Судебные инстанции проверили довод управляющего о том, что у должника имелась скрытая картотека принятых к исполнению, но не исполненных платежных поручений.
Согласно пункту 1.5.1 положения от 27.03.2007 N 302-П Центрального банка Российской Федерации "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день.
В материалы дела опись расчетных документов из картотеки не представлена. Согласно ответу Национального банка Республики Дагестан от 10.09.2013 N 5-2-32/9143 на запрос ООО "Дагэнергобанк", по состоянию на 23.10.2012 у должника отсутствовала картотека по внебалансовому счету N 90904 "Не оплаченные в срок распоряжения, из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" (т. 3, л. д. 119).
Согласно имеющимся в деле доказательствам, в том числе представленным Национальным банком Республики Дагестан (лицевые счета, выписки по счетам), в период с 19.10.2012 по 22.10.2012 имелись денежные средства для удовлетворения требований кредиторов.
Судебные инстанции установили, что операция по возврату кредита ООО "Дагэнергобанк" совершена через корреспондентский счет должника, что свидетельствует о его платежеспособности. После совершения оспариваемых действий, 24.10.2012 должником также осуществлен платеж в пользу ООО К/Б "Кредитинвест" в размере 30 245 901 рубля.
Требования кредиторов учтены на счете N 47418 "Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации из-за недостаточности средств" только 30.10.2012.
В силу пункта 10 постановления N 63 с последующими изменениями, бремя доказывания, что сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения, лежит на лице, оспаривающем сделку.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что ООО "Дагэнергобанк" знало или должно было знать о том, что получаемое им исполнение может сделать в последующем невозможным исполнение должником своих обязательств перед третьими лицами. Доказательств, подтверждающих, что в картотеках судебных дел имелись дела о взыскании с должника денежных средств за неисполнение своих финансовых обязательств по искам кредиторов, а также публикация в средствах массовой информации по вопросу неплатежеспособности должника, в материалы дела также не представлены. В силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность и разумность действий участников гражданского оборота предполагаются. Поэтому в отсутствие доказательств обратного нет оснований считать, что ООО "Дагэнергобанк", зная о неплатежеспособности должника, подверг бы себя не имеющему экономического смысла риску и предоставил бы межбанковский кредит.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что исходя из совокупности перечисленных условий, оспариваемые действия от 23.10.2012 по погашению межбанковского кредита не могут быть признаны также сделкой, совершенной должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, то есть отвечающей критериям недействительности, определенным пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Доводы кассационной жалобы изучены судом кассационной инстанции и отклоняются как несостоятельные, не основанные на надлежащем толковании действующего законодательства и опровергаемые материалами дела, а также установленными судами обеих инстанций обстоятельствами. Данные доводы кассационной жалобы фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения определения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.11.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А15-2713/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.М. Денека |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.