г. Краснодар |
|
13 октября 2015 г. |
Дело N А63-12666/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Артамкиной Е.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2607017841, ОГРН 1042600005777) - Жирнова Д.О. (доверенность от 29.09.2015), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737) - Печкуровой Е.В. (доверенность от 21.09.2015), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу N А63-12666/2014 (судьи Годило Н.Н., Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г.), установил следующее.
Администрация Изобильненского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация района) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) со следующими требованиями: признать незаконным решение управления от 15.09.2014 N 123/2004/2014-56/2885 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления администрации района на объект недвижимого имущества: автодорогу, расположенную по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, кадастровый (условный) номер: 26:06:000000:1658; возложить на управление обязанность осуществить государственную регистрацию права оперативного управления администрации района на указанное имущество.
Решением от 04.03.2015 (судья Гладских Н.В.) администрации района отказано в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован тем, что закрепление автодороги, находящейся в границах муниципального образования станицы Баклановской в оперативное управление администрации района не соответствует целям и полномочиям (функциям) заявителя, противоречит решению совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 01.11.2011 N 332 "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Изобильненского муниципального района Ставропольского края", а также действующему законодательству.
Постановлением от 09.06.2015 решение от 04.03.2015 отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении требований администрации района. Управление обязано осуществить государственную регистрацию права оперативного управления администрации района на спорное имущество. Судебный акт мотивирован тем, что закрепление автомобильных дорог за администрацией района как за казенным учреждением не противоречит нормам гражданского законодательства, уставным документам муниципального образования и обусловлено наличием экономической целесообразности, а также правом собственника по определению судьбы принадлежащей ему вещи, ограничение прав на распоряжение которой в данном случае противоречит статье 209 Гражданского кодекса российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемое постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе администрации района в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, ни Уставом Изобильненского муниципального района, ни Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) не установлены полномочия администрации района по эксплуатации, содержанию дорог, требующие непосредственного обладания таким объектом.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, представитель администрации района возражал против ее удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 06.10.2015 до 10 часов 10 минут.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2012 по делу N А63-12736/2012 признано право собственности муниципального образования станицы Баклановской Изобильненского района Сатвропольского края на сооружение - автомобильную дорогу местного значения, обеспечивающую жизнедеятельность населения муниципального образования (литера I, инвентарный номер 99, протяженность 1000 м.), расположенную по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район (т. 2, л. д. 20).
На основании решения Совета станицы Баклановской Изобильненского района Ставропольского края от 20.02.2013 издано распоряжение администрации района от 06.05.2013 о принятии в муниципальную собственность Изобильненского района Ставропольского края безвозмездно указанную автодорогу (т.1, л. д. 84).
Распоряжением отдела имущественных и земельных отношений администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 21.07.2014 N 52 за администрацией района на праве оперативного управления закреплены 17 дорог, находящихся на ее балансе, в том числе и автодорога, протяженностью 1000 м (т. 1, л. д. 21).
31 июля 2014 года администрация района обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества: автомобильную дорогу, протяженностью 1000 м, инвентарный номер 99, кадастровый номер 26:06:000000:1658, расположенную по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район.
Сообщением от 15.09.2014 N 123/2004/2014-56 управление уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права оперативного управления администрации района на указанный объект недвижимого имущества.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права оперативного управления администрации района на спорное имущество нарушает права заявителя на владение, пользование и распоряжение спорным имуществом, администрация района обратилась с заявлением в суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из пункта 5 статьи 2 названного Закона следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
По смыслу статьи 13 и пункта 2 статьи 16 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности, проводит правовую экспертизу документов, а к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства или не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзацы 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Согласно статье 6 Закона об автомобильных дорогах, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (часть 10 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах).
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (часть 10 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах).
В статье 3 Закона об автомобильных дорогах определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7). Основным вещным правом является право собственности.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Исследовав представленные в дело Устав Изобильненского муниципального района Ставропольского края, положение об администрации района, утвержденное решением Совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 28.04.2009 N 123 и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что администрация района обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением. Закрепление спорной автодороги за администрацией района не противоречит нормам гражданского законодательства, уставу района и положению об администрации.
Право собственности муниципального образования станицы Баклановской Изобильненского района на спорную автодорогу, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами по делу при рассмотрении спора.
Согласно пункту 2.1 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Изобильненского района Ставропольского края, утвержденного решением совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 01.11.2011 N 332, от имени Изобильненского муниципального района Ставропольского края права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют органы местного самоуправления: совет Изобильненского муниципального района Ставропольского края и администрация района с указанием компетенции каждого органа в отдельности (пункты 2.2 и 2.3 Порядка). Администрация района осуществляет полномочия собственника через отдел имущественных и земельных отношений администрации района, одним из полномочий которого является закрепление (изъятие) объектов муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление за муниципальными предприятиями и учреждениями, органами администрации района в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.4 Порядка).
Распоряжением отдела имущественных и земельных отношений администрации района от 21.07.2014 N 52 за администрацией района на праве оперативного управления закреплены 17 дорог, находящихся на ее балансе, в том числе и спорная автодорога, данный документ наряду с иными необходимыми для государственной регистрации вещного права представлен в регистрирующий орган.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требования администрации района.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу N А63-12666/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 октября 2015 г. N Ф08-6315/15 по делу N А63-12666/2014