г. Ессентуки |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А63-12666/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Годило Н.Н.,
судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фатьяновой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края на решение от 04.03.2015 по делу N А63-12666/2014 Арбитражного суда Ставропольского края,
по заявлению администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края, г. Изобильный, ОГРН 1042600005777
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 2092635250475
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь от 15.09.2014 N 123/2004/2014-56/2885
об отказе в государственной регистрации права оперативного управления администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края на объект недвижимого имущества: автодорога, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, кадастровый (условный) номер: 26:06:000000:1658,
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь осуществить государственную регистрацию права оперативного управления администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края на объект недвижимого имущества: автодорога, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, кадастровый (условный) номер: 26:06:000000:1658,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Изобильненского муниципального района Ставропольского края, г. Изобильный (далее - заявитель, администрация), обратилась в Арбитражный суд Ставро- польского края с заявлением к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по СК) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь от 15.09.2014 N 123/2004/2014- 56/2885 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края на объект недвижимого имущества: автодорога, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, кадастровый (условный) номер: 26:06:000000:1658, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь осуществить государственную регистрацию права оперативного управления администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края на объект недвижимого имущества: автодорога, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, кадастровый (условный) номер: 26:06:000000:1658.
Решением от 04.03.2015 суд в иске отказал.
Администрацией решение суда обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. В жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять новое решение принять новый судебный акт, где заявление администрации удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, считает решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2015 по делу N А63-12666/2014 подлежащим отмене исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции счел, что закрепление авто-мобильной дороги, находящейся в границах муниципального образования станицы Баклановской в оперативное управление администрации Изобильненского муниципального района не соответствует целям и полномочиям (функциям) заявителя, противоречит решению совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края N 332 от 01.11.2011 "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Изобильненского муниципального района Ставропольского края" (п.2.4.2), действующему законодательству-ст.ст.296,299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако судом первой инстанции дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судом апелляционной инстанции решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-12736/2012 от 28.09.2012 были удовлетворены требования администрации станицы Баклановской, Изобильненского района, Ставропольского края, признано право собственности за муниципальным образованием на сооружение - автомобильную дорогу, местного значения, обеспечивающей жизнедеятельность населения муниципального образования (литер I, инвентарный номер 99, протяженность 1000 м.), расположенную по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район.
Распоряжением отдела имущественных и земельных отношений администрации района от 21.07.2014 года N 52 за администрацией района на праве оперативного управления закреплены 17 дорог, находящихся на ее балансе, в том числе и автодорога, протяженностью 1000,00 м.
31 июля 2014 года Администрация Изобильненского муниципального района Ставро-польского края, г. Изобильный обратилась в Управление Федеральной службы государст-венной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о го-сударственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имуще-ства автомобильную дорогу, протяженностью 1000-м, инвентарный номер 99, кадастровый номер 26:06:000000:1658, расположенной по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район.
Сообщением N 123/2004/2014-56 от 15.09.2014 г. регистрационная служба уведомила заявителя об отказе в государственной регистрации права оперативного управления адми-нистрации Изобильненского муниципального района на объект недвижимого имущества: автомобильную дорогу, протяженностью 1000-м, инвентарный номер 99, кадастровый номер 26:06:000000:1658, расположенную по адресу: Ставропольский край, Изобильненский рай-он, что явилось основанием для обращения Администрации Изобильненского муниципаль-ного района в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 2 статьи 215 ГК РФ - имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьей 294 ГК РФ - в хозяйственное ведение, со статьей 296 ГК РФ - оперативное управление.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ на праве оперативного управления имущество может закрепляться только за юридическими лицами, созданными в форме казенных предприятий и учреждений. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ, помимо прочих прав, регистрации подлежит право оперативного управления.
При вынесении решения судом первой инстанции, при установлении наличия вещного права у правообладателя, а также полномочий у лица распорядившимся объектов права, следовало руководствоваться нормами следующих федеральных законов.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ).
Согласно пункта 6 статьи 3 Закона N 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу приведенных норм права лицом, осуществляющим дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления. Нормы вышеуказанных федеральных законов отражены и в муниципальных нормативных правовых актах.
Уставом Изобильненского муниципального района Ставропольского края (далее - Устав района) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района и т.д. (п.5 ч.1 ст.20 Устава района), а организация дорожной деятельности является компетенцией администрации района (п.5 ч.1 ст.32 Устава района). Согласно ст.23 Устава района администрация района является исполнительно-распорядительным органом и обладает правами юридического лица (п.1 ч.1 ст.29 Устава района).
Положением об администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края (далее - Положение), утвержденным решением совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 28.04.2009 года N 123, установлено, что администрация района является органом местного самоуправления района и осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения Изобильненского муниципального района Ставропольского края (п. 1.1. Положения), администрация района обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждение (п.2.1. Положения). Организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района подпунктом 5 пункта 3.2. Положения отнесена к полномочиям администрации района.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, вывод суда, что закрепление автомобильной дороги, находящейся в границах муниципального образования станицы Баклановской в оперативное управление администрации района противоречит Порядку управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Изобильненского района Ставропольского края, утвержденного решением совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 01.11.2011 N 332, статьям 296, 299 ГК РФ не обоснован и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Возможность эксплуатации автомобильных дорог местного значения не связана напрямую с необходимостью создания отдельного нового хозяйствующего субъекта видом деятельности которого будет эксплуатация и содержание дорог.
Закрепление автомобильных дорог за администрацией как за казенным учреждением не противоречит нормам гражданского законодательства и обусловлено наличием, по мнению собственника, экономической целесообразности, а также правом собственника по определению судьбы принадлежащей ему вещи, ограничение прав на распоряжение которой в данном случае противоречит ст. 209 ГК РФ.
Как следует из материалов дела право собственности муниципального образования станицы Баклановской Изобильненского района на автодорогу, литер I, протяженностью 1 000 м. подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами по делу при рассмотрении настоящего спора.
Согласно пункту 2.1 Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Изобильненского района Ставропольского края, утвержденного решением совета Изобильненского муниципального района Ставропольского края от 01.11.2011 N 332, от имени Изобильненского муниципального района Ставропольского края права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют органы местного самоуправления: совет Изобильненского муниципального района Ставропольского края и администрация района с указанием компетенции каждого органа в отдельности (п. 2.2 и 2.3 Порядка).
Как указано в п. 2.4 Порядка администрация района осуществляет полномочия собственника через отдел имущественных и земельных отношений администрации района, одним из полномочий которого является закрепление (изъятие) объектов муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление за муниципальными предприятиями и учреждениями, органами администрации района в соответствии с действующим законодательством.
Распоряжением отдела имущественных и земельных отношений администрации района от 21.07.2014 года N 52 за администрацией района на праве оперативного управления закреплены 17 дорог, находящихся на ее балансе, в том числе и автодорога, протяженностью 1000,00 м., данный документ наряду с иными необходимыми для государственной регистрации вещного права представлен в регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 16 упомянутого Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то им (ими) лицами, и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Ограниченная правоспособность юридического лица, за которым закреплен спорный объект недвижимого имущества в отношении вариантов его дальнейшего использования, отсутствие четкого определения в уставе учреждения его полномочий по эксплуатации и содержанию переданных дорог, не нивелируют право собственника на возможность распоряжения настоящим объектом таким образом, а именно путем закрепления на праве оперативного управления за администрацией как казенным учреждением, причем вопросы эффективности такого распоряжения не входят в компетенцию органов Росреестра.
Учреждение, за которым закреплен спорный объект на праве оперативного управления, не лишено возможности в дальнейшем более четко прописать полномочия по эксплуатации и содержанию переданных дорог.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана неверная оценка фактическим обстоятельствам, что в силу пунктов 1 и 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2015 по делу N А63-12666/2014.
руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2015 по делу N А63-12666/2014 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края удовлетворить.
Признать незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь от 15.09.2014 N 123/2004/2014-56/2885 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края на объект недвижимого имущества: автодорога, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, кадастровый (условный) номер: 26:06:000000:1658.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь осуществить государственную регистрацию права оперативного управления администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края на объект недвижимого имущества: автодорога, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский район, кадастровый (условный) номер: 26:06:000000:1658.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Годило |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12666/2014
Истец: Администрация Изобильненского муниципального района Ставропольского края
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Ставропольскому краю