г. Краснодар |
|
13 октября 2015 г. |
Дело N А32-134/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Коренева С. М. (доверенность от 05.02.2015) и Саркисян Т.А. (доверенность от 29.09.2015), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Галустяна Бахши Васильевича, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Галустяна Бахши Васильевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2015 (судья Колодкина В.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-134/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Галустян Бахши Васильевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Северо - Кавказского управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 15.12.2014 N 167-123/26 (далее - управление, административный орган) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 500 тыс. рублей административного штрафа.
Решением от 17.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2015, суд удовлетворил заявленное требование.
Судебные акты мотивированы тем, что вмененное предпринимателю правонарушение не может быть квалифицировано по статье 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалами дела не подтверждено, что в ходе проверки установлен факт проведения предпринимателем агротехнических работ на спорном земельном участке. Строительство тепличного комплекса и ограждения осуществлялось предпринимателем на основании выданного Администрацией Успенского сельского поселения разрешения на строительство N RU23535310 в 2011 году. Административным органом не представлены решения органа исполнительной власти Успенского района об утверждении границ охранной зоны газопровода, а также сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии обременения (ограничения) спорных земельных участков.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Административный орган считает, что суды неправильно установили фактические обстоятельства по делу и неправильно применили нормы материального права. Податель кассационной жалобы указал, что предприниматель произвел сельскохозяйственные и строительные работы в охранной зоне магистрального газопровода без уведомления об этом эксплуатирующей газопровод организации; металлическое ограждение на фундаменте установлено на спорных земельных участках в 2014 году. Срок привлечения предпринимателя к административной ответственности по статье 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управлением соблюден, поскольку о нарушении управление узнало в ноябре 2014 года.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей управления, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.11.2014 прокуратура Успенского района провела проверку соблюдения предпринимателем Галустяном Б.В. требований федерального законодательства при осуществлении им предпринимательской деятельности. Проверка проведена в связи с обращением ООО "Газпром трансгаз Краснодар", содержащим признаки нарушения предпринимателем требований Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила N 9).
Проверкой установлено, что в охранной зоне магистрального газопровода "ПГСП Николаевское месторождение - ГРС с. Успенское" предприниматель без письменного разрешения ООО "Газпром трансгаз Краснодар" выполнил строительные работы по установке ограждения в виде металлического профиля на бетонном фундаменте через газопровод на 22,4 км трассы; проводил агротехнические работы по вспашке земли; возвел теплицы без согласования с эксплуатирующей газопровод организацией.
19 ноября 2014 года прокурор Успенского района возбудил производство по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя, и материалы дела направил для рассмотрения в Северо - Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управление приняло постановление от 15.12.2014 N 167-123/26 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 500 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение в охранных зонах магистральных трубопроводов действий, запрещенных законодательством Российской Федерации, либо выполнение в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления влечет наложение административного штрафа - на должностных лиц от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным Кодексом Российской Федерации, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения (обременения) прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Правилами N 9 определены требования к обустройству трасс трубопроводов, порядку определения границ охранных зон магистральных трубопроводов, условиям использования земельных участков в границах охранных зон магистральных трубопроводов, порядку организации и производства работ в охранных зонах трубопроводов, права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности опасных производственных объектов, предотвращения аварий на магистральных трубопроводах и ликвидации их последствий.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил N 9, они являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов.
Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны; вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 м от оси трубопровода с каждой стороны; вдоль трасс многониточных трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов; вдоль подводных переходов - в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 м с каждой стороны; вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 50 м во все стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспортировке, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 м во все стороны.
Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил N 9 (пункт 4.2 Правил N 9).
В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению (пункт 4.3 Правил N 9).
В соответствии с пунктом 4.4 Правил N 9 в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается, в частности: возводить любые постройки и сооружения; высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда; сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды; производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы; производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.
Предприятия и организации, получившие письменное разрешение на ведение в охранных зонах трубопроводов работ, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность трубопроводов и опознавательных знаков, и несут ответственность за повреждение последних.
В соответствии с пунктом 5.1 Правил N 9, любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении "Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода" от предприятия трубопроводного транспорта.
Судебные инстанции установили, что ОАО "Газпром" является собственником и эксплуатирующей организацией газопровода "ПГСП-Николаевское месторождение - ГРС с Успенское", расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.11.2008 23-АЕ N 308106.
В силу статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности промышленных объектов" от 21.07.1991 N 116 - ФЗ указанный газопровод является опасным производственным объектом 1 класса опасности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что газопровод, расположенный на спорном участке, относится к магистральным газопроводам, находится в числе опасных производственных объектов в составе ОПО "Участок магистрального газопровода Майкопской ЛЭС Майкопского ЛПУМГ" ООО "Газпром Трансгаз Краснодар". Согласно сведениям, характеризующим опасный производственный объект на газопроводе от ПГСП Николаевского месторождения - ГРС ст. Успенская, который входит в состав ОПО "Участок магистрального газопровода Майкопской ЛЭС Майкопского ЛПУМГ", содержится газ с избыточным давлением, составляющим 2,5 МПа (25 кг/см2).
Статья 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность, за нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах исключительно магистральных трубопроводов.
Статьей 2 Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ от 21.07.1997 установлено, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к данному закону.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф (часть 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что предприниматель является собственником земельного участка площадью 9774 кв. м, кадастровый номер 23:34:0203002:483, расположенного по адресу Успенский район, с. Успенское, автомобильная дорога км. 1+000 "Обход с. Успенское (в районе откормбазы) участок N 2", с целевым назначением - под строительство тепличного комплекса, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.01.2012 23-АК N 431254. На основании договора аренды от 16.05.2011 N 3400001818, заключенного с Администрацией муниципального образования Успенский район предприниматель арендует земельный участка площадью 30397 кв. м, кадастровый номер 23:34:0203002:485, расположенный по адресу Успенский район, с. Успенское, автомобильная дорога км. 1+000 "Обход с. Успенское (в районе откормбазы) участок N1" с целью сельскохозяйственного использования.
Как усматривается из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 23:34:0203002:483 и 23:34:0203002:485, находящиеся у предпринимателя в собственности и пользовании, соответственно, граничат между собой.
Признав оспариваемое постановление управления незаконным, судебные инстанции исходили из того, что управление не представило доказательства проведения предпринимателем агротехнических работ на спорных земельных участках. Суды указали, что предприниматель, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 30.11.2011 N 23-АК N 432317 является собственником тепличного комплекса, в который входит забор литер З длиной 380 м, расположенного по адресу: с. Успенское, автомобильная дорога км 1+000 "Обход с. Успенское (в районе откормбазы) участок N 2. Строительство тепличного комплекса осуществлялось предпринимателем на основании разрешения на строительство N RU 23535310, выданного Администрацией Успенского сельского поселения в 2011 году. При этом суды не указали, соблюдены ли предпринимателем при строительстве тепличного комплекса требования Правил N 9.
Как следует из материалов административного дела и оспариваемого постановления, предприниматель привлечен к ответственности по статье 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение запретов и несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов, выразившихся в том числе, в возведении через газопровод на 22,4 км трассы ограждения из металлического профиля на бетонном фундаменте. Данное обстоятельство суды не исследовали; представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие о наличии ограждения земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0203002:483 и 23:34:0203002:485 и доводы управления о прохождении ограждения через магистральный газопровод, не оценили.
Указав, что работы по строительству тепличного комплекса и установлению ограждения из металлического профиля завершены предпринимателем в 2011 году, суды не указали доказательства, на основании которых сделали такой вывод, а также не выяснили, где конкретно (на каком расстоянии от оси магистрального газопровода) на спорных земельных участках находятся теплицы и ограждение земельных участков, проходит ли ограждение через магистральный газопровод. Суды не дали оценку письму ООО "Газпром трансгаз-Кубань" о том, где (на каком расстоянии от оси магистрального газопровода) должны располагаться границы тепличного комплекса, а также объяснениям предпринимателя от 19.08.2014 о том, что ему было известно о прохождении подземного магистрального газопровода по земельному участку с кадастровым номером 23:34:0203002:485 и условии строительства тепличного комплекса на данном земельном участке (на расстоянии не менее 100 м в обе стороны от оси газопровода).
В судебном заседании кассационной инстанции представитель управления пояснил, что при рассмотрении данного дела предприниматель подтвердил, что ограждение на спорных земельных участках возведено им в 2014 году. Поскольку данное обстоятельство не выяснено судами со ссылками на конкретные доказательства, оно подлежит исследованию при новом рассмотрении дела.
Суды не указали основания, по которым не приняли довод управления о необходимости применения, в данном случае, положений Правил N 9, введенных в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат, при том, что согласно сведениям, характеризующим опасный производственный объект, на газопроводе от ПГСП Николаевского МР - ГРС ст. Успенская, который входит в состав ОПО "Участок магистрального газопровода Майкопской линейно-эксплуатационной службы Майкопского ЛПУМГ", содержится газ с избыточным давлением, составляющим 2,5 МПа (25 кг/см2).
Вывод суда о том, что предприниматель не выполнял в 2014 году агротехнические работы на земельном участке, через который проходит магистральный газопровод, противоречат имеющимся в материалах дела объяснениям предпринимателя от 19.08.2014.
При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанций о незаконности оспариваемого предпринимателем постановления управления, является преждевременным. Судебные акты подлежат отмене, как принятые при недостаточном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу N А32-134/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.