1. Общие положения
1.1. Всероссийский конкурс "Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах" (далее - Конкурс) является конкурсом персонального заявительного участия педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации, осуществляющих деятельность по популяризации правил дорожного движения (далее - ПДД) и предупреждению дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием несовершеннолетних и иных лиц.
1.2. Организатор Конкурса - Министерство просвещения Российской Федерации.
1.3. В настоящем Положении о Конкурсе понятие "обучение основам безопасного поведения на дорогах" рассматривается как целенаправленная профессиональная деятельность педагогических работников, направленная на обучение детей основам безопасного поведения на дорогах, представленная в виде программных и (или) методических, и (или) дидактических и (или) оценочных компонентов процесса обучения и воспитания детей правилам безопасности дорожного движения, профилактике дорожно-транспортного травматизма и нормам безопасности жизнедеятельности на дорогах.
1.4. Конкурс проводится в рамках реализации задач федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги", федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в соответствии с:
паспортом федерального проекта "Безопасность дорожного движения", утвержденным на заседании проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (протокол от 20 января 2018 г. N 4);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного протокола следует читать как "20 декабря 2018 г."
паспортом национального проекта "Образование", утвержденным на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996 "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного распоряжения следует читать как "996-р"
распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. N 1-р "Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2945-Р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р "Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года".
2. Цели и задачи Конкурса
2.1. Целью Конкурса является выявление и трансляция профессиональному и гражданскому сообществу новых форм, практик и инновационного педагогического опыта по формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих - участников дорожного движения.
2.2. Задачи Конкурса:
выявление и распространение инновационных форм и практик образовательной деятельности в сфере пропаганды безопасности дорожного движения;
содействие профессиональному росту и развитию педагогических работников, осуществляющих формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения в образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение;
содействие активному включению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, как участников образовательных отношений, в работу с педагогическими кадрами по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей и взрослых;
привлечение внимания органов законодательной, исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, средств массовой информации, широкой педагогической, родительской общественности к вопросам обеспечения безопасности на дорогах;
привлечение педагогических работников к личному участию в реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги", федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование";
предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ) через формирование педагогическими работниками у обучающихся установки на безопасный и здоровый образ жизни.
3. Этапы и сроки проведения Конкурса
Конкурс проводится дистанционно в два этапа:
3.1. Первый этап - федеральный заочный. Федеральный заочный этап проводится в период с 1 августа по 30 сентября 2022 года.
3.2. Второй этап - федеральный финальный. Федеральный финальный этап проводится в октябре 2022 года.
4. Руководство Конкурсом
4.1. Для организации, подготовки и проведения Конкурса в 2022 году Минпросвещения России назначен официальный оператор мероприятия - федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий" (далее - Оператор).
4.1.1. Оператор осуществляет организационно-методическое, экспертно-аналитическое, информационно-техническое сопровождение Конкурса, организацию и проведение конкурсных испытаний федерального заочного и федерального финального этапов Конкурса.
4.1.2. Оператор обеспечивает обработку результатов всех этапов Конкурса.
4.2. Жюри Конкурса:
осуществляет экспертную оценку конкурсных материалов и выполненных заданий участниками Конкурса в соответствии с критериями оценки конкурсных испытаний;
определяет финалистов, лауреатов, победителей по каждой номинации в соответствующих этапах Конкурса.
4.2.1. В состав жюри Конкурса могут быть включены представители Минпросвещения России, признанные профессиональным сообществом эксперты в сфере образования, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, безопасности дорожного движения, культуры, молодежной политики, представители научно-педагогического сообщества, общественных и социально-ориентированных некоммерческих организаций, бизнес-сообществ, региональных модельных центров дополнительного образования детей и другие представители ведомств и организаций.
5. Участники Конкурса
5.1. Участниками Конкурса могут быть педагогические и руководящие работники, осуществляющие организацию образовательного и воспитательного процесса, направленного на обучение детей основам безопасного поведения на дорогах, представленного в виде программных и (или), методических и (или) дидактических, и (или) оценочных компонентов процесса обучения и воспитания детей правилам безопасности дорожного движения, профилактике ДДТТ и нормам безопасности жизнедеятельности на дорогах.
5.2. В заявительном порядке участие в Конкурсе могут принять педагогические и иные работники, замещающие разные должности в образовательных и иных организациях различных типов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, предусмотренных действующим федеральным законодательством в сфере образования, социальной защиты и молодежной политики, в том числе в отдельных образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (детские сады компенсирующего вида, "коррекционные" школы), организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
учителя и классные руководители общеобразовательных организаций;
педагоги-организаторы;
педагоги дополнительного образования (в том числе тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ);
вожатые, старшие вожатые;
воспитатели (дошкольных образовательных организаций, организаций социальной сферы);
социальные педагоги, тьюторы;
методисты, старшие методисты;
руководители, заместители руководителей образовательных организаций всех типов и (или) организаций, осуществляющих обучение;
организаторы и руководители детских общественных организаций и объединений и др.
5.2. Участие в Конкурсе носит заявительный и добровольный характер.
5.3. Возраст участников Конкурса не ограничивается.
5.4. Требования к педагогическому и (или) трудовому стажу и опыту профессиональной деятельности не ограничены.
6. Номинации Конкурса
Конкурс в 2022 году проводится по номинациям:
6.1. "Классный наставник безопасности дорожного движения".
Номинация для классных руководителей, воспитателей, учителей, методистов, педагогов дополнительного образования, заместителей директоров по воспитательной работе, других педагогических работников - ключевых организаторов воспитательной деятельности в образовательном процессе, реализующих воспитательные программы, проекты, мероприятия, обеспечивающих полноту взаимодействия с обучающимися и их родителями (законными представителями) по формированию сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих - участников дорожного движения.
6.2. "Лучший руководитель отряда юных инспекторов движения".
Номинация для педагогов дополнительного образования, организаторов и руководителей детских общественных организаций и объединений, вожатых, осуществляющих организацию и реализацию воспитательной деятельности, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и (или) эффективные воспитательные программы, проекты, методики и технологии, посредством вовлечения обучающихся в социально-значимую деятельность детских общественных движений и объединений, целями деятельности которых являются углубленное изучение ПДД, содействие в овладении методами предупреждения ДДТТ.
6.3. "Лучший методист по безопасности дорожного движения".
Номинация для педагогических и иных работников организаций любых типов, обеспечивающих организацию образовательного и воспитательного процесса, направленного на обучение детей основам безопасного поведения на дорогах, представленного в виде программных и (или), методических и (или) дидактических, и (или) оценочных компонентов процесса обучения и воспитания детей правилам безопасности дорожного движения, профилактике дорожно-транспортного травматизма и нормам безопасности жизнедеятельности на дорогах.
7. Порядок проведения этапов Конкурса
7.1. Федеральный заочный этап.
7.1.1. Выдвижение одного конкурсанта допускается только в одну из номинаций Конкурса.
7.1.2. Участники в период с 1 августа по 10 сентября 2022 года регистрируются и размещают на цифровой платформе Конкурса https://best-tutor-bdd.ru/:
анкету участника Конкурса (в соответствии со сведениями, представленными в Приложении N 1);
подписанное согласие участника Конкурса на обработку персональных данных в соответствии с Приложением N 2;
цветную портретную фотографию участника в формате JPEG;
методическую разработку педагогического работника по теме безопасности жизнедеятельности на дорогах в соответствии с требованиями и по форме, указанной в Приложении N 3. Методическая разработка может быть представлена в виде логично структурированного описания учебного занятия, мероприятия, раскрывающее его цели, ход проведения, планируемые результаты, условия и методы их достижения; в виде методических материалов и (или) дидактических материалов к занятию/мероприятию; в виде разработки оценочных материалов к занятию/мероприятию по обучению детей правилам безопасности дорожного движения, нормам безопасности жизнедеятельности на дорогах, профилактике дорожно-транспортного травматизма;
сведения о качестве реализации методической разработки (результаты достижений обучающихся в конкурсных или иных мероприятиях, результаты диагностики достижения планируемых результатов) в виде ссылки на запрашиваемые материалы, размещенные в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге: педагогический кейс понимается как совокупность методов обучения и воспитания детей безопасному поведению на дороге в отношении одного из элементов, ситуаций применения установленных правил детьми разных возрастных групп (дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста), применяемых участником Конкурса в собственной профессиональной деятельности. Педагогический кейс может быть в формате описания реальной ситуации из практики педагога по соблюдению ПДД участниками дорожного движения, либо содержать обучающий компонент на основе анализа материалов иных источников в виде ссылки на часть видеофильма, отрывка из литературного источника, содержащего ситуацию с нарушением ПДД. Педагогический кейс по структуре включает 3 компонента: описание ситуации на дороге, требующей решения и контрольного вопроса по описанной проблеме от лица главного героя; варианты выбора верных и ошибочных средств применения (в виде описания или ссылки на видео и иные источники); предлагаемое верное решение, вывод и рекомендация;
ссылки на опубликованное видеообращение "Перейдем дорогу правильно" в социальной сети и специальном разделе сайта образовательной организации или блоге педагога в сети Интернет, содержащий контент по популяризации ПДД и предупреждению ДТП с участием несовершеннолетних. Конкурсный материал представляет из себя видеозапись обращения конкурсанта к конкретной целевой группе участников дорожного движения и должен содержать призыв к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Конкурсный материал должен сопровождаться всеми перечисленными далее хэштегами: #БДД #Минпросвещения России #ВЦХТ #НаставникБДД2022. Технические характеристики, предъявляемые к видеообращению: тип файла - MP4, продолжительность - не более 2 минут, соотношение сторон видео - 9:16.
7.1.3. Требования к конкурсным материалам.
Конкурсные материалы на федеральный заочный этап размещаются в личном кабинете участника на цифровой платформе Конкурса https://best-tutor-bdd.ru/ в форматах: Word (для текстовых документов), Power Point (для презентационных материалов); дополнительно для публичной публикации все материалы в формате PDF.
Требования к печатным конкурсным материалам в формате Word: шрифт - 14 кегль, интервал - 1,0, все поля по 2 см, нумерация страниц - снизу по центру. Максимальный объем для методической разработки - 20 страниц, для сведений о качестве реализации методической разработки - 4 страницы, для педагогического кейса - 6 страниц.
Предусмотрено включение ссылок на подтверждающие документы, видео/фотоматериалы объемом не более 500 Мб, размещенных на бесплатных общедоступных облачных хостингах (например, яндекс.диск, облако.мэйл.ру и др.) или видеохостингах (например, RuTube, VK.Video и др.). Ссылка на конкурсный материал, размещенный на облачном хостинге или видеохостинге, а также в социальных сетях, должна быть действительна до 31 декабря 2022 года и доступна для всех. В случае невозможности размещения материалов на указанных облачных хостингах или видеохостингах, Оператором будет определен иной порядок направления материалов.
7.1.4. Фактом подачи заявки и конкурсных работ участники Конкурса гарантируют, что им принадлежат исключительные права на данные материалы. Участники обязаны обеспечить соблюдение авторских прав третьих лиц при использовании их разработок в составе конкурсных материалов. Фактом подачи заявки и конкурсных материалов участники предоставляют Оператору Конкурса безотзывное неисключительное право использования конкурсных материалов всеми способами, указанными в пункте 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации и всех стран мира в течение 10 лет.
7.2. До 30 сентября 2022 г. жюри Конкурса осуществляет экспертизу работ, поступивших на Конкурс и определяет финалистов Конкурса. Для участия в федеральном финальном этапе допускается не более 15 работ в каждой номинации, поступивших на федеральный заочный этап, согласно сводной рейтинговой таблице оценок жюри Конкурса. Объявление результатов федерального заочного этапа - до 5 октября 2022 года.
7.3. Федеральный финальный этап.
7.3.1. Федеральный финальный этап Конкурса проходит в дистанционном формате на цифровой платформе Конкурса https://best-tutor-bdd.ru.
7.3.2. В федеральном финальном этапе Конкурса финалисты Конкурса принимают участие в 3 конкурсных испытаниях:
конкурсное испытание "Навигация безопасности дорожного движения" (по номинациям) проходит в форме организации обучения детей различных возрастных групп безопасному поведению на дороге в любой форме: урок, занятие, воспитательное или социально значимое мероприятие с группой обучающихся в условиях регламента конкурсного испытания, публичности, открытого участия, демонстрации отобранных методических средств, технологий, приемов, практик, техник и т.д. на соответствие требованиям и критериям конкурсного испытания, оцениваемое жюри Конкурса в режиме реального времени.
Содержание, методы и форма урока, занятия или мероприятия должны соответствовать целям, задачам, планируемым результатам для целевой возрастной группы обучающихся. Допускается использование соответствующих содержанию визуальных, музыкальных, наглядных, презентационных, информационно-коммуникативных средств обучения для достижения целей занятия. Участие помощников не допускается.
Участники Конкурса в номинациях "Классный наставник безопасности дорожного движения" и "Лучший руководитель отряда юных инспекторов движения" проводят урок, занятие или мероприятие с группой детей.
Участники Конкурса в номинации "Лучший методист по безопасности дорожного движения" могут проводить занятие или мероприятие с той целевой аудиторией, на которую рассчитаны занятие или мероприятие.
Продолжительность мероприятия с обучающимися: младшего, среднего и старшего школьного возраста - 30 минут; дошкольного возраста - 20 минут. Продолжительность мероприятия со взрослыми - 30 минут.
Участник Конкурса осуществляет рефлексивный самоанализ проведенного воспитательного мероприятия перед членами жюри Конкурса (до 5 минут).
Индивидуальное конкурсное испытание "Внимание, на дороге - дети!" (по номинациям):
Каждый из участников Конкурса методом жеребьевки получает видеозапись с обращением участника дорожного движения с вопросом, сложной ситуацией, требующей помощи, поддержки и содействия.
Участник Конкурса готовит педагогическое решение данной ситуации, затем публично отвечает на поставленный вопрос. Публичный ответ участника Конкурса начинается с обращения "Внимание, на дороге - дети!".
Формы, способы представления публичного ответа на целевой запрос участники Конкурса выбирают самостоятельно. Участник Конкурса может максимально проявить свои педагогические творческие способности и мастерство, креативность, критическое мышление, эрудированность, способность и готовность к принятию неординарных решений в критических условиях неопределенности.
Время на подготовку решения педагогической ситуации - 5 минут. Время на представление - 2 минуты.
Групповое конкурсное испытание (смешанные группы участников Конкурса без учета номинаций) - "Проектирование Дорожной карты образовательной организации "Формирование у обучающихся навыков безопасного дорожного движения" состоит из 2-х частей: проектирование участниками Дорожной карты образовательной организации, направленной на формирование у обучающихся норм и навыков безопасного поведения на дороге и ее презентация с последующим обсуждением рисков, дефицитов и необходимых ресурсов популяризации и расширения технологий применения тематики безопасности дорожного движения.
Конкурс предполагает применение знаний и компетенций участника федерального финального этапа в нормативном, правовом и организационно-содержательном, информационно-маркетинговом позиционировании деятельности образовательных организаций всех типов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности по популяризации ПДД и предупреждению ДТП с участием несовершеннолетних и иных лиц.
Выполнение задания и представление результатов осуществляются в присутствии членов жюри Конкурса.
Общая продолжительность конкурсного испытания - 150 минут, включая:
время на выполнение задания в групповой командной работе (90 минут);
время на представление результатов каждой групповой командной работы (до 20 минут), в том числе ответы на вопросы членов жюри (до 7 минут).
8. Критерии оценки конкурсных работ
8.1. Критерии оценивания материалов на федеральном заочном этапе представлены в Приложении N 4 к настоящему Положению.
8.2. Критерии оценивания материалов на федеральном финальном этапе представлены в Приложении N 5 к настоящему Положению.
9. Подведение итогов Конкурса
9.1. Все участники федерального финального этапа Конкурса являются финалистами Конкурса и награждаются дипломами финалистов Конкурса в электронном виде.
9.2. По результатам федерального финального этапа Конкурса в каждой номинации определяются победитель, занявший 1 место и лауреаты, занявшие 2 и 3 место, которым в электронном виде рассылаются дипломы победителей и лауреатов соответственно.
9.3. По решению Организатора Конкурса могут быть учреждены специальные призы для победителей и лауреатов федерального финального этапа Конкурса.
10. Финансирование Конкурса
10.1. Средства на проведение федеральных этапов Конкурса формируются в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерством просвещения Российской Федерации.
10.2. Расходы по дистанционному участию (подключение с автоматизированного рабочего места и оплата услуг связи) осуществляются за счет участника Конкурса.
11. Заключительные положения
11.1. Вопросы, не отраженные в настоящем Положении, решаются Организатором и Оператором Конкурса в пределах установленных компетенций.
11.2. Материалы, поступившие на Конкурс, не возвращаются и не рецензируются.
11.3. Ответственность за содержание конкурсных материалов Организатор и Оператор Конкурса не несут.
11.4. Организатор и Оператор Конкурса рассматривают участие в Конкурсе как согласие участника на последующие публикации конкурсных материалов.
11.5. Оператор публикует основные документы по проведению Конкурса (текущие и итоговые протоколы заседания членов жюри Конкурса по этапам и решения оператора) на цифровой платформе Конкурса https://best-tutor-bdd.ru/ и на сайте Оператора Конкурса http://vcht.center/events/bdd/luchshij-pedagog/.
Заместитель директора Департамента |
Ю.А. Костыряченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Всероссийском конкурсе "Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах" (утв. Министерством просвещения РФ 16 марта 2022 г.)
Опубликование:
-